Редактор Екатерина Васильева из Москвы делится своими впечатлениями от обучения на годовой программе дополнительного профессионального образования «Память и общество» в Европейском университете в Санкт-Петербурге
— Катя, расскажи, пожалуйста, о себе и о том, как ты выбирала для себя программу обучения.
По образованию я филолог-русист, окончила МГУ. Поначалу развивалась как корректор, сейчас — больше как редактор. Работала и в коммерции, и в госучреждениях, и в научных структурах. С 2023 года вожу экскурсии в рамках проекта «Москва глазами инженера». Поэтому на то, как я выбирала программу, повлияло желание получить такие знания, которые бы потом удалось передать. При этом изучать что-то в memory studies я хотела еще с 2022 года и в том же
году узнала про программы Европейского, слушала лекции и интервью специалистов. Мне была интересна тема памяти с точки зрения исторической политики, а именно: как те или иные акторы используют память о прошлом в своих целях.
Это был личный запрос, мне как человеку нужно было разобраться в этой теме.
Сначала я планировала идти в магистратуру, но после дня открытых дверей в Европейском поняла, что со своей работой не потяну. И уже за полгода до нового набора программы ДПО «Память и общество» я определилась с тем, что выбираю этот вариант, и ждала старта.
— После завершения программы можешь ли ты сказать, что тебе удалось разобраться для себя с темой исторической политики?
Да, конечно. Я старалась не пропускать занятия, читала литературу, занималась, и эта практическая работа помогла мне во всем разобраться очень хорошо.
Сказать, что программа расширила мой интеллектуальный горизонт, — это ничего не сказать, это лишь малая доля того, что я получила. Один курс Алексея Миллера стоит очень много.
— Практически весь год ты обучалась онлайн, а занятия проходили вместе с магистрантами и аспирантами факультета истории Европейского. Тебе было комфортно?
Могу сказать, что мне с самого начала было интересно. Именно интересно: посмотреть на молодых ребят, почувствовать атмосферу, узнать, как организованы семинары в Европейском. На старте меня, конечно, посещало чувство, что я где-то в отстающих. Однако это мне кажется даже нормальным при возвращении в среду, где твои коллеги по семинару активно обучаются несколько лет подряд, а ты последние годы занимался другими делами. Например, они хорошо владеют научным языком, терминологией, и поначалу это немного стесняет тебя. Но я четко понимала, что пришла получать то, что мне нужно, включилась в процесс и вовлекалась в обсуждения столько, сколько хотелось.
Мне было важно, что несмотря на то, что я подключаюсь к семинару онлайн, я могу быть активным участником дискуссий.
Могу сказать, что эта годовая программа в Европейском хорошо подсветила для меня важную и очень распространяющуюся сегодня образовательную модель life learning, в которой ты стремишься к развитию и образованию на протяжении всей жизни. Для взрослого человека это может быть почти как прыжок с парашютом: нужно перебороть страх и сделать шаг. Но после этого шага ты сразу же вовлекаешься и понимаешь, как это здорово, как такой опыт меняет твое мышление и заставляет смотреть на вещи по-новому. Интеллектуальная работа отлично прокачивает, и от Европейского я получила именно то, что ожидала.
— Катя, а каково было совмещать постоянную работу с учебой в Европейском?
Все занятия проходили во второй половине дня, а преподаватели с пониманием относились к нашим обстоятельствам. Мы не боролись за стипендию или место в рейтинге, в сравнении с магистрантами была облегченная аттестация, и каждый, как мне кажется, забрал с семинаров столько, сколько был готов. Нагрузка в семестр была для меня оптимальной — это 3-4 курса.
Для людей, которые работают, и бОльшую часть времени живут неучебной жизнью, такой подход очень ценен.
То, как построено обучение на направлении «Память и общество», хорошо показывает, как внимательно университет относится к своим студентам и как качественно выстраивает образовательный процесс. А что касается работы, если человек может гибко выстраивать свое рабочее время или подбирать выходные в будни, с освоением программы проблем не возникнет.
— Что еще на тебя произвело впечатление, кроме атмосферы и самих семинаров?
Мне было очень приятно почувствовать потенциал знаний, которые нам дают. Программа дала мне много материала, чтобы использовать его в подготовке лекций и экскурсий по своей работы. Во-вторых, в этот год я вернулась к своему увлечению историей архитектуры, учеба помогла углубиться в проблематику сохранения архитектурного наследия и мемориальной политики. Здесь я открыла для себя интересную страницу, в которой захотелось лучше разобраться. Наконец, я хотела бы отметить плотную работу над выпускным проектом с научным руководителем. С одной стороны, мы не магистранты и не аспиранты, с другой стороны, с нами работали так же внимательно. Екатерина Александровна Мельникова уделила мне много внимания, поделилась огромным количеством полезных материалов, подсказывала идеи, направляла.
Благодаря такому контакту ты не чувствуешь себя самозванцем на этом празднике интеллектуальной жизни.
— Катя, что бы ты посоветовала тем, что сомневается в выборе годовой программы ДПО?
Я потратила немало сил на учебу и советую всем прийти обучаться с намерением потратить силы, потому что так вы получите не просто эффект, вы получите в разы больше того, что вложите. Здесь вы почувствуете дух обучения в уважении, оно будет проявляться в стиле общения между преподавателями и студентами, в качественной разработке курсов, в предоставлении всех материалов для учебы, в приглашении получить диплом на выпускном, а не просто по электронной почте – это дорогого стоит. Для меня год обучения на программе «Память и общество» стал увлекательным процессом познания и общения.
Сегодня я считаю, что выбор этой программы стал одним из самых важных решений в моей жизни.