«Десятые» годы нынешнего века —время, когда ставшие уже классическими комедии «нулевых» начали уступать дорогу драмеди. То есть фильмам, где по-прежнему есть и юмор, и романтика, но все это ближе к жизни, и за улыбкой следует вздох, а то и слезы набегают. И еще эти истории совсем не обязательно заканчиваются в духе «и жили они долго и счастливо». Могут, но не всегда и с оговорками. В этом контексте хочу поговорить о фильме «Один день» (2011) с Энн Хэтэуэй и Джимом Стёрджессом, который я очень любила в свое время и решилась недавно пересмотреть.
Сюжет. Эмма и Декстер, ребята из разных социальных слоев и миров как следствие, учились вместе в универе и даже замутили на выпускном, но до того самого не дошло. Зато так вышло, что избалованный красавчик из богатой семьи и начитанная мисс сарказм-интеллектуалка-отличница подружились — на долгие, долгие годы. Вообще говоря, еще и влюбились друг в друга, но поняли это и не сразу, и в разное, каждый в свое, время. Мы наблюдаем развитие их отношений на протяжении двадцати непростых лет, в течение которых героям предстоит вырасти, найти, потерять и снова найти - самих себя и друг друга.
Первый раз я смотрела «Один день» в кино, когда он вышел, то есть в 2011-м году. Тогда я не питала никаких теплых чувств к Энн Хэтэуэй, считая ее актрисой легкомысленного амплуа, а Джима Стёрджесса и вовсе впервые видела (во всяком случае, если он и встречался мне раньше в фильмах, не запомнила). После этого фильма я полностью и насовсем сменила мнение об Энн, оценив и ее актерский талант (который вскоре получил и применение в разноплановых ролях, и признание в индустрии), и поверила герою Джима (и потом была рада увидеть его в «Облачном атласе»). А еще узнала, что «Один день» снят по одноименной книге и сразу же ее прочитала. В общем, несложно догадаться, что фильм мне очень понравился. Я неоднократно его пересматривала, он оказался мне близким. В героине я тогда сразу узнала себя, в герое - школьную любовь, с которым, как жизнь показала, и правда вышла схожая по годам и развитию событий история... Словом, «Один день», что называется, попал мне в сердечко тогда, в 2011-м году, когда мне было 23.
Поэтому я побаивалась его пересматривать сейчас, спустя столько лет. Ведь слишком часто бывает, что произведения, сильно затронувшие нас в юности, потом оказываются наивными, а то и вовсе скучными, ведь мы, сами того не зная, давно их переросли.
Так вот: зря боялась. Это до сих пор очень славный фильм. Да, с первых же кадров ясно, что он ностальгический - сейчас и шрифты в титрах другие, и музыка на открывающих сценах другая, и, конечно, мы сейчас привыкшие к более детальному повествованию, к сериальной структуре и объему. Здесь же, конечно, и история держится фактически на двух персонажах, и двадцать лет сменяются быстро, и вроде как многое остается за кадром, а будто бы могли и показать. Но на самом деле все главное показано. И все, что осталось за кадром, считывается и вполне ясно без лишнего разжевывания и детализации.
Вот Декстер, молодой повеса, которому всегда было можно все, что угодно, делает карьеру, его звезда загорается слишком быстро и так же быстро катится вниз, в обнимку с психотропными веществами и алкоголем. Он не плохой парень, он запутавшийся и слабый, стержень у него такой... гибкий. Не все мужчины альфы, не всем нужно много, чтобы согнуться, оступиться, покатиться. Он должен бы подставлять плечо другим, но ему самому нужна опора. В виде женщины, в виде материнской фигуры. Понятно? Понятно.
Вот Эмма застревает в неуверенности в себе и отношениях с человеком, которого не любит, потому что она, в первую очередь, не любит себя и не умеет себе верить, вообще быть в себе уверенной. Что ж, у молодых и особенно талантливых женщин так часто бывает в определенном возрасте. Хорошо, если проходит, а бывает, что остается на всю жизнь. Эмма справляется. Она сильная. И это тоже понятно, причем сразу.
«Один день» не лезет в глубину психодрамы и психотравм, но затрагивает очень серьезные темы потерь и личного кризиса, показывает достаточно, чтобы сложилась картина. При этом он остается красивым, добрым и очень романтичным. На первом месте два симпатичных, славных, молодых, ищущих и ошибающихся героя, и их чувства, которые проходят полноценное воспитание, с первой встречи и до самого конца. И, что мне кажется самым важным, это фильм о любви - причем о самой настоящей, не о мимолетной искре, не о каком-то юношеском незакрытом гештальте, не о вымышленном образе. О любви, которая выросла из влюбленности и прошла медные трубы взросления.
Помимо очень славного актерского дуэта Энн и Джима в фильме есть яркие второстепенные образы. Прекрасная Патриша Кларксон сыграла маму главного героя, маленькая, но очень сюжетообразующая роль. Так же здорово раскрыт Иен (Рэйф Сполл), парень Эммы, которого она никогда не любила, но успела с ним съехаться, вступить в совместную ипотеку и, если бы не роковая случайность, скорее всего, еще и замуж бы за него вышла. Жена Декстера и ее новый избранник - тоже запоминающаяся парочка, правда, если не читать книгу, пожалуй, о них можно составить остро негативное впечатление. В фильме слишком вскользь упоминается о том, какую роль она сыграла в жизни героя, и почему он изо всех сил пытается убедить себя, что любит эту женщину (на самом деле, испытывает глубокую благодарность). Меня еще очень позабавил эпизод с продюсером, когда Декстер вылетает с очередного шоу.
Так вы меня увольняете?
Нет, просто шоу пойдет в одну сторону, а ты в другую.
То есть вы меня увольняете.
Да нет, просто руководство хочет попробовать двигаться дальше с другим ведущим.
Вообще, в этом фильме, при всем его романтизме и драматических нотах, очень много юмора. Градус потенциального пафоса умело и грамотно разбавляется в каждой сцене, смеешься практически в каждой сцене. Ну или хотя бы через одну. Этот тон задан сразу и выдержан до самого конца. Даже в самых грустных эпизодах (они там есть, конечно).
И еще в «Одном дне» фактически нет антагонистов, откровенно отрицательных персонажей, факторов, неумолимо, аки поступь злого рока, мешающих персонажам быть вместе или двигаться к своим мечтам. Иен, например, хороший славный парень. Да, не плейбой, немного чудак и не всегда смешно шутит, но он добрый, уютный, принимающий, умеющий поддержать и помочь сохранить веру в сегодняшний и завтрашний день. Просто Эмма его не любит. А если бы любила, он был бы всем хорош. И так, на самом деле, кого ни возьми.
Возможно, сейчас мы, насмотренные и начитанные, привыкли и к серой морали, и к противоречивым героям, и к антигероям, и к чему угодно еще, но тогда показать людей в романтическом фильме вот такими было очень нетипично, даже смело. Красавчик-плохиш без стальных яиц не превращается в супергероя-крутыша, не обивает все пороги, посыпая свою голову пеплом и каясь во всех смертных грехах - и все равно остается главным героем? И героиня - более смелая, чем он, с бОльшим стержнем, но все же хрупкая, нежная и точно не сильная независимая феминистка - все еще его любит? Все равно? И не бросает его, и не жалеет, что вообще связалась, и даже не чувствует себя униженно-угнетенной? И это не осуждается? И им прямо вместе хорошо? И его бывшая не мерзкая стерва? И ее бывший не тупица-неудачник? Ого!
Конечно, сейчас при пересмотре спустя столько лет я бы не назвала «Один день» шедевром, и кажется, как будто фильму чего-то не хватает (возможно, концовки, а возможно, все-таки детализации, как именно Декстер вынырнул со дна или что конкретно побудило Эмму бросить Лондон и переехать в Париж). Но фильм по-прежнему очень хорош, вызывает эмоции (смех, радость, ностальгию, слезы), трогает, пробуждает воспоминания, радует глаз и душу. И бьет наотмашь, конечно, тоже (не сочтите за спойлер) - оставаясь все-таки теплым, добрым, романтичным и жизнеутверждающим. После него хочется верить в мечты, а еще не тратить время зря и просто жить, слушая себя, а не свои страхи и тревоги, и воплощая в жизнь все, что по каким-то причинам откладываешь на абстрактное завтра.
А лично мне еще и захотелось перечитать книгу. Ведь сейчас, в 2025-м году, я наконец-то поняла, что главный герой «Одного дня» не Эмма, а Декстер, и что история его, судя по всему, во многом автобиографична (автор романа мужчина, британский писатель и сценарист Дэвид Николс).
Закончу рассказ об «Одном дне» некоторыми фактами, которые мне показались интересными.
1. «Один день» - третий по счету роман Дэвида Николса и первый, который принес ему настоящий успех, став международным бестселлером. Тираж - более 6 млн (!!!!) экземпляров по всему миру, переведен на 40 (!!!) языков.
2. Энн Хэтэуэй так понравилась история, что она полетела в Лондон к режиссеру, что сыграть Эмму Морли должна она и только она.
3. Фильм не стал мегасобытием в США и не окупил свой бюджет сборами там, да и в мире не прогремел феноменальными цифрами (суммарно 59 млн долларов при затратах в 15 млн на производство). Наград тоже нет. Но зрители «Один день» полюбили - особенно российские. Фильм до сих пор в топ-250 Кинопоиска, рейтинг 7.8 (а на IMDb только 7.0).
4. В 2024 году вышел новый «Один день» - 14-серийный вариант от Нетфликса. Судя по всему, показал себя хорошо и признание получил широкое - аж в 89-ти странах, вошел в топ-10 лучших сериалов года. Еще не смотрела, но интересно. Если кто смотрел, поделитесь впечатлениями, пожалуйста!
На этом у меня все. Рекомендую к просмотру всем, кто любит хорошие фильмы о любви, мелодрамы и драмеди. Ну и, конечно, Энн Хэтэуэй.
Спасибо за внимание! Автор будет рад подписке на канал, лайкам и комментариям 😊