Реальное уголовное дело из Санкт-Петербурга. Двое молодых влюбленных решили вместе уйти из жизни. Этакие Ромео и Джульетта. ОН должен был сначала выстрелить в НЕЕ, а потом в СЕБЯ. Первый этап молодой человек выполнил, но задуманное дело до конца так и не довел.
Был обвинен в умышленном убийстве. Но получил за свое деяние совсем небольшой срок.
Что толкнуло влюбленных на столь отчаянный шаг? Почему им на помощь не пришли их родители? Почему молодой человек не сумел отправить себя вслед за своей любимой? И почему приговор в отношении него не был суровым?
Мы в Российской империи, в годы Первой русской революции 1905-1907 гг. Страна находится в страшном потрясении. Повсюду разгул преступности, а улицы крупных городов нередко превращались в арену боевых действий.
Именно в таких условиях в самом конце 1905 года в Санкт-Петербурге, встретились двое местных жителей.
ОН и ОНА
Выпускник гимназии 18-летний Александр Кузовов не стал продолжать обучение в университете, как советовали ему обеспеченные родители, готовые и дальше содержать взрослого сына, а по протекции своего товарища устроился в железнодорожную фирму.
Место престижное и хорошо оплачиваемое. Юношеский максимализм и набитый под завязку бумажник сыграли свое дело – Сашенька рассорился с родителями и снял себе комнату в доходном (т.е. предназначенном для аренды) доме, в центре столицы.
И однажды на прогулке в заснеженном городском парке встретил ЕЕ. Это была любовь с первого взгляда. И даже ее имя намекало на то, что им суждено быть вместе.
16-летняя Александра Пушкова была младшим ребенком в большой купеческой семье. В доме всегда достаток, но девочку воспитывали не уже возрастные родители, а няньки, старшие сестры и служанки. Наверное поэтому, девушка позволяла себе немыслимое для того патриархального времени – огрызаться на упреки отца, и открыто перечить матери.
Недолго думая, родители решили выдать младшенькую бунтарку замуж. Подыскали жениха, молодого человека, наследника одной солидной купеческой фамилии, но тут возник конфуз. Истерику закатили две старшие сестры Александры, еще незамужние, а потому одобренный зять женился на самой старшей сестрице.
С горем пополам нашли достойного претендента и на руку второй свободной сестры, а Сашеньке, несмотря на готовность отца «отвалить» щедрое приданое, не везло с избранником. Сватались либо вдовцы с детьми, либо молодые люди из обедневших семей, породниться с которыми ее родители не пожелали бы никогда в жизни. Несмотря на уговоры родителей выбрать среди вдовцов, девушка грозилась наложить на себя руки, если ее силой поведут под венец.
ЛЮБОВЬ и ПОЗОР
И вот познакомившись, Александр Кузовов и Александра Пушкова еще пару раз прогулялись вместе по петербургским улицам, после чего молодой человек, с подарками и надеждами, заявился свататься. Девушка сияла от счастья, будучи точно уверенной, что родители тут же избавятся от нее, и не поскупятся на приданое.
Но папенька, купец старой закалки, отказал потенциальному зятю и фактически выставил за дверь господина Кузовова. А потом долго выговаривал рыдающей дочери, что нашла она молокососа, не приспособленного к жизни, не способного обеспечить семью, не умеющего зарабатывать деньги и считать копейки.
И как оказалось, умудренный опытом купчина оказался прав.
Сашенька Пушкова, конечно же, родителя не послушалась. Продолжала тайно встречаться и прогуливаться со своим любимым, а в феврале 1906 года, едва ей исполнилось 17 лет (возраст дееспособности), просто сбежала из дома. И поселилась в комнате Александра Кузовова.
Даже для тех бунтарских лет совместное проживание мужчины и женщины без венчания, да еще и ни от кого не таясь, было не просто вызовом, а публичным позором. Родители девушки отказались благословлять ее возможный брак с сожителем, естественно отказали ей в каком-либо приданом, а потом и вовсе прокляли свою непутевую дочь.
Родители молодого человека, а его отец служил не где-нибудь, а в Министерстве торговли и промышленности, также потребовали либо расстаться с «распутной девицей», либо немедленно обвенчаться.
Почему молодые люди не заключили официальный брак, так и осталось непонятным. Да, требовалось родительское благословение для Александры, без него ни один священник не мог отслужить обряд венчания.
Но в те годы, молодые люди, не слушавшие своих отцов и матерей, давно нашли выход – уезжали в другие регионы или глухие деревни, где предъявляли письменные согласия на брак от родителей, естественно поддельные, не скупились на подношения церкви, а то и просто давали «на лапу» беспринципным священнослужителям. И становились законными мужем и женой.
КОНЕЦ КРАСИВОЙ ЖИЗНИ
«Сожительство во грехе» вышло боком для молодых влюбленных. Когда об этом узнали в конторе, в которой служил Александр, его просто уволили. Он и она остались без средств к существованию. Как оказалось, молодые люди не умели экономить и жили не по средствам. Мало того, что ничего не накопили, да еще и остались в долгах.
Из центра Санкт-Петербурга пришлось съезжать на тогда рабочую окраину – Выборгскую сторону (сегодня исторический район города), где снимать пришлось убогую комнатенку в гостинице для рабочих (говоря современным языком – хостеле для мигрантов).
После нескольких месяцев мытарств, Александр Кузовов нашел место на железной дороге в Витебске. В другой город поехал один, чтобы не дай бог, там не прознали про его «семейное положение». Но на новом месте дела не пошли, молодой человек вернулся ни с чем.
А жить становилось все тяжелее и тяжелее. Вот уже влюбленные ради еды и арендной платы распродали все свои платья и костюмы, накупленные в сытые времена. О посещении театров и ресторанов, что они так любили, пришлось забыть.
В начале 1907 года Александр и Александра осознали, что скоро им нечего будет кушать, а ночевать они будут на улице. Причем, согласиться на какую-то «черную» работу они не желали. Чтобы он пошел в рабочие, а она в домашнюю прислугу, об этом не могло быть речи. Лучше на тот свет!
Влюбленные все чаще стали сравнивать себя с Ромео и Джульеттой, и винить родителей, в том, что у них не получилось быть счастливыми. В конечном итоге, они пришли к выводу, что счастье обретут только на небесах.
«НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ…»
6 февраля 1907 года, по окончании срока аренды, Александр и Александра покинули свою комнату. С собой у них остался лишь саквояж. На последние деньги они сняли номер в довольно неплохой гостинице.
Провели последнюю ночь любви, а когда стало светать, оба написали прощальные записки. В своих «исповедях» влюбленные поведали, что не могут и не хотят жить в нищете, прощали родителей, которые «обрекли» их на такую жизнь, и расписывали, как они оба добровольно уйдут из жизни, что потом сыграет свою роль на суде.
Револьвер был куплен заранее. Помолившись в последний раз, Александр взял оружие в дрожащие руки. Александра от волнения не могла стоять, ноги подкосились, и она упала на кровать. Ее любимой подошел и сверху в упор произвел два выстрела.
А вот расправа над собой превратилась в трагикомедию.
Застрелив любимую, Александр сел на пол у кровати и вставил дуло револьвера себе в рот. Но рука дрогнула в последний момент. Молодой человек прострелил себе щеку.
Оружие выронил и завопил от боли. Потом кое-как собрался и приставил револьвер к виску. Но пистолет дал осечку, затем еще одну. Кузовов начал лихорадочно крутить барабан, щелкать курок и нечаянно… выстрелил себе в ногу, прямо в колено. И снова в гостинице раздался дикий вопль.
К тому времени соседи, слыша крики и выстрелы, уже позвали городового. Тот вместе с дворником выломал дверь и ворвался в комнату. Александр, корчась от боли, как раз пытался снова засунуть дуло револьвера в рот. Городовой выбил ногой оружие.
СУД и ПРИГОВОР
Кузовова доставили в больницу, туда же привезли и Александру Пушкову, девушка была без сознания, но еще живой. Впрочем, врачи оказались бессильно. Ее тело забрали родители и похоронили свою дочь.
Молодого человека после недолгого излечения ожидал арест. Его обвинили в умышленном убийстве, а это каторга на 8-12 лет. Даже при наличии собственноручно написанного письма госпожи Пушковой, в котором она заявляла, что хочет уйти на тот свет и поручает это сделать своему любимому мужчине.
Следствие, несмотря на всю очевидность, длилось почти два года. Вначале 1909-го, наконец-то состоялся судебный процесс. Газеты, сравнивая несчастных влюбленных с Ромео и Джульеттой, прогнозировали, что адвокат Кузовова так разжалобит присяжных, что те признают убийцу невиновным.
Но вышло все наоборот. Присяжные заседатели проголосовали, пусть и не единогласно, за обвинительный вердикт. Теперь дилемма встала перед судьей. После некоторых раздумий он объявил приговор – 8 месяцев (!) тюрьмы.
Приговор ошарашил всех своей мягкостью. Притом, что отбывание наказания в тюрьме, это может даже похуже каторги – голодно, холодно и почти наверняка чахотка. Но судья объяснил, почему так резко снизил срок:
Во-первых, с формальной точки зрения закона, Кузовов совершил не умышленное убийство, а нанес тяжкие телесные повреждения, повлекшие фатальные последствия, а это уже более мягкая статья.
Во-вторых, погибшая Пушкова, судя по прощальному письму, была одним из инициаторов преступления, что нужно учитывать для смягчения наказания.
Ну и, в-третьих, самое главное - хромой на всю оставшуюся жизнь подсудимый, да еще и с изуродованным лицом, уже и так покарал себя. Дополнительно жестоко наказывать его нет смысла.