Найти в Дзене
Кубаньпресс

Власти Краснодара ставят на платные парковки: доходы растут, а водители недовольны

Оглавление

В 2025 году городские власти масштабно пересматривают подход к парковкам, меняя бесплатные парковки на платные.

    Автор: KubanPress Источник: kubanpress.ru
Автор: KubanPress Источник: kubanpress.ru

Содержание

  1. Новые платные парковки: где и сколько
  2. Рост доходов: что получает город
  3. Новые правила: бесплатных 15 минут больше нет и штрафы за парковку на газонах и клумбах
  4. Что думают автолюбители
  5. Опыт других российских городов
  6. Опыт зарубежных мегаполисов с сопоставимой урбанистикой
  7. Что это значит для Краснодара
  8. «Умная логика» города: эффективные парковки или ловушки?
  9. Что дальше?

В 2025 году в Краснодаре десятки бесплатных участков стали платными, сократилось время бесплатной стоянки, а штрафы выросли. Городской бюджет пополняется: в дорожный фонд уже поступило рекордные 446,6 млн руб., но автолюбители не в восторге. Разбираемся, как это работает и чем обернулось для горожан и гостей столицы Кубани.

1. Новые платные парковки: где и сколько

С июня по ноябрь 2025 года должно заработать 35 новых муниципальных платных парковок на улицах Краснодара — по обеим сторонам проспекта Новицкого, улиц Атарбекова, Воровского, 1-го Мая, 40‑летия Победы, Российской, Петра Метальникова, Зиповской и других — в общей сложности более 300 новых мест. Размер тарифа варьируется от 30 до 50 рублей в час, в зависимости от местоположения улицы.

На 323 платных места больше, на участках улицы 1‑го Мая, 40‑летия Победы, Петра Метальникова и Зиповской.

Всего в городе сейчас 270 муниципальных платных парковок вместимостью около 11 645 мест, и их планируют расширить до примерно 12 600 мест к концу года.

2. Рост доходов: что получает город

В первой половине 2025 года поступления в дорожный фонд Краснодара уже составили 446,6 млн рублей. Из них 191,4 млн руб. — оплат парковки, 255,2 млн руб. — штрафов за неоплату (на 33% больше штрафов, чем оплат) — общие поступления на 42% выше, чем в 2024 году.

Для сравнения, в 2024 году плата и штрафы принесли 823,5 млн руб.

-2

3. Новые правила: бесплатных 15 минут больше нет и штрафы за парковку на газонах и клумбах

С конца мая 2025 года на муниципальных парковках без шлагбаума период бесплатного пребывания сократили — с 15 до 5 минут, в течение которых водитель обязан покинуть место или оплатить стоянку. Это сделано для ограничения «серых» схем, когда водители пытаются пользоваться бесплатным периодом по нескольку раз подряд.

Запрещать — не выход: власти Краснодара не планируют отменять электросамокаты

На парковках с автоматическим контролем въезда/выезда (со шлагбаумами) бесплатное время осталось 15 минут до и после оплаты. Представители департамента транспорта объясняют нововведение требованием борьбы с водителями, злоупотребляющими льготным временем.

С апреля 2025 года в Краснодаре вступили в силу изменения к краевому закону, позволяющие штрафовать водителей за парковку на газонах и клумбах без участия инспектора — с помощью фотофиксации. Штраф за такую стоянку составляет 1000 рублей.

4. Что думают автолюбители

Мнения жителей Краснодара разделились. С одной стороны, платные парковки помогают упорядочить хаотичные стоянки, сократить количество нарушений и улучшить доступность парковки в центре. С другой — резко сократился бесплатный период, выросло давление штрафов, а водители жалуются на удорожание оперативной передислокации — особенно для тех, кому нужно заехать на пару минут.

  • Одни считают, что платные парковки упорядочивают водителей, помогают освободить центр и наполняют дорожный фонд.
  • Другие жалуются на нехватку бесплатного времени (5 минут слишком мало), постоянные штрафы и невозможность быстро прибыть в центр на короткое время.

На форумах и в соцсетях встречаются отзывы:

«Теперь в центре сложно бросить машину даже на пять минут»,
«Оплата 30‑40 руб./час — дорого, когда приходишь в магазин или за лекарствами»,
«Постоянные штрафы — лишний стресс».

5. Опыт других российских городов

Москва

  • На уличных платных парковках действует «окно» 5 минут: водитель обязан оплатить стоянку в течение 5 минут после остановки и покинуть место в течение 5 минут после завершения оплаченной сессии. Оплату контролируют «парконы»/камеры с интервалом фото не менее 5 минут. За неоплату — штраф 5 000 руб. для физлиц (для юрлиц — 50 000 руб.). Вводится и динамический тариф на ряде улиц: стоимость меняется в зависимости от загрузки.

Опрос ФОМ показал, что около 50% москвичей считают замену бесплатных парковок на платные полезной — для разгрузки центра (24%), повышения дисциплины (16%), создания доступных мест (7%), но 36% не верят в эффективность такой меры.

Санкт-Петербург

Вся городская платная зона бесплатна ночью — с 20:00 до 8:00, днем — платный режим ежедневно. Тарифы и разрешения публикуются на официальном сайте парковок, в городе — более 16 тыс. платных парковочных мест.

Казань

Муниципальная система «Казанский паркинг»: 503 зоны и почти 11 730 мест. Расширение зон продолжается; типичные уличные тарифы 30–50 руб./ч (в зависимости от улицы/участка). Доступны льготы, оплата через приложения.

Екатеринбург

С июня 2025 г. ночью парковки бесплатны20:00 до 08:00), днем — платно. На муниципальных парковках действует контроль фотофиксацией; предусмотрено 10 минут, в течение которых успевший выехать водитель может не платить. Базовый уличный тариф — 50 руб./ч.

6. Опыт зарубежных мегаполисов с сопоставимой урбанистикой

Вена (Австрия)

  • С 1 марта 2022 г. кратковременная платная зона действует во всех 23 районах города. В будни — с 09:00 до 22:00, без «межсезонья» по районам. Максимум для гостей — 2 часа подряд. С 1 июля 2025 г. обновлены парковочные талоны: 1,30 € за 30 минут (то есть 2,60 €/час). Для жителей — Parkpickerl (резидентские разрешения).

Прага (Чехия)

  • Зоны платной стоянки: синие (резидентские), фиолетовые (смешанные) и оранжевые (гостевые); активно развита гибридная сеть (P+R) на окраинах (обычно 50–100 чешских крон/сутки). Официальные цены для краткосрочного гостевого паркинга — 60–80 CZK/час (зависят от «ценового пояса»), есть онлайн-оплата и абонементы.

Варшава (Польша)

  • Система платной парковки (SPPN) действует по будним дням с 08:00 до 20:00 (в выходные — как правило, бесплатно). Часто используемая схема тарифов (пример для многих улиц) — 4,50 zł за 1-ю час, 5,40 zł за 2-ю, 6,40 zł за 3-ю, затем снова 4,50 zł за каждый час; оплата возможна через несколько мобильных приложений. За неуплату — доплата (штраф) 300 zł, если оплатить в течение 7 дней — 200 zł. Город регулярно расширяет зону SPPN на новые районы.
-3

7. Что это значит для Краснодара

Политика «короткого бесплатного окна» (от 5 минут) и постепенное расширение платных зон — это уже стандарт для крупнейших городов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург). Но в части строгости санкций Москва немного жестче (штраф 5 тыс. руб.), чем Краснодар (3 тыс. руб. за неоплату), поэтому в Краснодаре доля штрафов в доходах растет за счет расширения контроля и сокращения «бесплатного окна» и только во вторую очередь — из-за высокой ставки штрафа.

Международная практика показывает, что:

  • Короткое «окно оплаты» (5–10 минут) и жесткий контроль (камеры/экспресс-контроль) — норма.
  • Ограничение длительности стоянки в центре (Вена — 2 часа) + парковки типа P+R на периферии (Прага) позволяют держать центр свободнее даже при высоком спросе.
  • Ставки штрафов существенно выше доходов от поминутной оплаты в случае, если контроль строгий и «окно бесплатности» минимально (Москва, Варшава).

Краснодар идет по этому пути, но с «мягким» штрафом 3 000 ₽, компенсируя это сокращением бесплатного времени до 5 минут и расширением зон.

8. «Умная логика» города: эффективные парковки или ловушки?

Плюсы:

  • Управляемая зонирование — платные парковки появились именно в районах с наибольшей нагрузкой.
  • Доход направляется на городские дороги и инфраструктуру— дорожный фонд активно пополняется.
  • Сокращение хаоса с бесплатной стоянкой, увеличение дисциплины среди водителей.

Минусы:

  • Шоковая нагрузка на автомобилистов: сокращение бесплатного окна с 15 до 5 минут.
  • Штрафы на треть выше, чем сумма оплат — многие платят больше за наказания, чем за парковку.
  • Возможные социальные конфликты: особенно остро это воспринимается пожилыми людьми (как правило, живущими на одну пенсию) или теми, кто использует для парковки короткие интервалы.

9. Что дальше?

Власти Краснодарского края и города уже утвердили зонирование — пять функциональных зон, охватывающих 358 участков при улицах от Красноармейской до Тургенева, Ставропольской, Леневского и др. В ближайшие четыре месяцы вводятся участки с тарифами от 30 до 50 рублей в час — на улицах Новицкого, Воровского, Атарбекова, Леваневского, Гоголя и других.

Дорого? Та ладно:

За парковку у терминала Геленджика — 24 тысячи рублей в сутки

Смена бесплатных парковок на платные — это часть более масштабной стратегии по урегулированию дорожного движения и наполнению городского бюджета через платную парковочную систему. Красно­дар успешно нарастил доходы от парковок и штрафов, но это вызывает недовольство среди автолюбителей.

Важно и то, что уровень реальных доходов основной части жителей Краснодара и Кубани не сопоставим со средними доходами москвичей, петербуржцев, а тем более — пражан, венцев, варшавян и жителей других европейских мегаполисов.

Ключевая задача для власти — найти баланс между дисциплиной, доходами города и социальной приемлемостью для водителей — жителей и гостей Краснодара.

Читайте также:

Краснодарский край в топ-5 по качеству дорог в России, но не всё так радужно

Краснодар вошел в топ-5 самых дорогих для жизни городов России