Найти в Дзене
Записки о провинции

Учительницы Лаишевского уезда

Подготовка кадров Для подготовки педагогических кадров каждое земство старалось направлять своих стипендиатов в Казанскую земскую школу, открытую в 1871 году. Однако в ней не успевали готовить учительский персонал, спрос на который увеличивался по всей губернии. В 1888 году в Лаишевском уезде насчитывалось всего 18 выпускниц данного учебного заведения. И все чаще вакансии в открываемых школах замещали бывшие гимназистки. Этому же способствовали действовавшие законы. «Положение о женских гимназиях и прогимназиях» 1870 года предоставляло ученицам прогимназий право получения звания «первоначальных учительниц и учительниц народных училищ», если они в течение полугода работали помощницами в начальной школе. Приток воспитанниц гимназий и прогимназий в земскую школу отразился на квалификационном составе учителей. В Лаишевском уезде в 1907 году на их долю приходился 31,5% преподавателей. Такой же процент педагогов имели диплом специально-педагогических учебных заведений. 14% учителей вышли из

Подготовка кадров

Для подготовки педагогических кадров каждое земство старалось направлять своих стипендиатов в Казанскую земскую школу, открытую в 1871 году. Однако в ней не успевали готовить учительский персонал, спрос на который увеличивался по всей губернии. В 1888 году в Лаишевском уезде насчитывалось всего 18 выпускниц данного учебного заведения. И все чаще вакансии в открываемых школах замещали бывшие гимназистки. Этому же способствовали действовавшие законы. «Положение о женских гимназиях и прогимназиях» 1870 года предоставляло ученицам прогимназий право получения звания «первоначальных учительниц и учительниц народных училищ», если они в течение полугода работали помощницами в начальной школе.

Приток воспитанниц гимназий и прогимназий в земскую школу отразился на квалификационном составе учителей. В Лаишевском уезде в 1907 году на их долю приходился 31,5% преподавателей. Такой же процент педагогов имели диплом специально-педагогических учебных заведений. 14% учителей вышли из епархиальных училищ. Но этих специалистов не хватало, и земство продолжало нанимать лиц с начальным образованием, допущенных к должности через экзамен, – это свыше 20% земских учителей. А один человек и вовсе не обладал правом преподавания.

Увеличение числа преподавателей с гимназическим образованием вело к численному преобладанию учительниц в школьном коллективе. Если к середине 1880-х годов соотношение земских учителей обоих полов было одинаковым, то, по данным 1907 года, доля женщин увеличилась до 70%, причем количество мужчин не изменилось.

Зарплата

В городах материально-техническое обслуживание школы могло быть возложено на учителя. Например, в 1885 году учительница Лаишевского женского земского училища за дополнительную плату в размере 60 рублей, отапливала помещение. А в сельской местности на учителя могли возложить обязанность следить за отхожими местами и своевременно нанимать крестьян для их очистки.

Еще три учебных заведения имели особый размер окладов. Так, учительнице Лаишевского женского училища, вдове чиновника Агнии Николаевне Мордвиновой, работающей в нем с 1871 года, был назначен повышенный оклад в размере 420 рублей. Ее помощница получала 240 рублей. Для сравнения учитель Лаишевского мужского городского училища зарабатывал 675 рублей.

Низкие оклады приводили к несерьезному отношению к учительским обязанностям. Но в условиях дефицита учительских кадров земская управа ограничивалась воспитательным воздействием на нерадивых педагогов. Например, учительница Егорьевского училища на время проверки, проводимой инспектором народных училищ, отпросилась в отпуск, а ранее поступали жалобы на неаккуратность в проведении занятий. Поэтому члены училищного совета перевели ее в другую школу с целью осуществления постоянного наблюдения за ее преподаванием.

Условия труда

Квартирные расходы учителей брало на себя земство, выплачивая 60 рублей в деревне и 80 – в городе. Нередко преподавателю приходилось жить в том же здании, где в дневное время велись уроки. Например, землевладелец Н.И. Мертваго, по просьбе которого в 1875 году было открыто Карноуховское земское училище, выделил в своем доме не только удобную классную комнату с мебелью и необходимыми учебными принадлежностями, но и обустроил квартиру для учительницы, обеспечив ее всем необходимым, включая питание. Но были и прямо противоположные условия проживания педагогов. Так, крохотная квартирка шуранской учительницы помещалась через дощатую стену в другой половине школьного дома. А расположенное на открытой местности здание продувало со всех сторон. «Нести тяжкий ответственный труд и не иметь порядочной комнаты для отдыха от классной пыли и сутолоки, это надрывает учительские силы раньше времени» – признавали члены управы.

Соцзащита

Земство старалось обеспечить поддержку учителям и их семьям. О чем свидетельствуют многочисленные примеры. Сын учительницы Емельяновского училища Поповой-Яковлевой зачислен на стипендию лаишевского земства в пансионат Казанского общества вспомоществования, также регулярно выдавались средства на содержание ее дочери в пансионате общества попечения о детях учителей и учительниц в Казани.