Все мы умеем писать тексты: нас этому, в конце концов, в школе научили. Но равно ли умение писать тексты умению писать хорошую литературу? Вообще умению создавать крутые книги? Или хотя бы просто книги? Увы, нет.
На прошлой неделе я рассказывала о крутой книге, которую прочитала летом (нет, не прочитала! Там несколько тысяч страниц, я только на середине. Видимо, "на середине" буду долго). И под статьей у меня попросили написать советы будущим писателям. На что обратить внимание и как написать книгу.
Скажу сразу: чукча не писатель, чукча читатель. Но опыт работы с текстами у меня огромный. Поэтому, как рецензент (человек, который читает рукописи, которые посылают в издательство, а потом анализирует их), я бы хотела рассказать о нескольких вещах, над которыми точно стоит поработать, если вы хотите написать хороший текст.
ЗЫ. Статья пройдется по основам и будет, скорее всего, интересна больше новичкам. "Бывалые" вряд ли найдут себе что-то прям особенно новое.
Итак. В этой статье речь пойдет, скорее, про "базу". То, что точно должно быть в основе любого хорошего текста.
К сожалению, как показывает мой опыт ридера, не все обращают на это внимание. Вот о типичных ошибках новичка я и хочу рассказать. Примеры будут общими.
Совет первый. История
Самое главное, база, с которой вы должны начать - ваша история. Поэтому вот вам мой совет: прежде чем начать писать, продумайте ее хорошенько. Я знаю про "архитекторов" и "садовников", но, знаете, основываясь на свой опыт ридера, хочу отметить, что мало у кого получается реально быть "садовником".
Я имею в виду - у тех, кто достаточно долго варится в этом котле, возможно, да. Но у начинающих - точно нет. Да и то, лично я полагаю, что у опытных людей быть садовником получается именно благодаря своему опыту.
Т.е. они неосознанно продумывают свою историю: ну, например, как мы при общении используем какие-то термины. Нам не нужно искать их значение в словаре: наше сознание уже подсказало его само.
Примечание: если вы вдруг не знаете, то вот вам простыми словами: "архитекторы" - это те авторы, которые продумывают сюжет от и до, каждое ответвление, а потом описывают все это в тексте, а "садовники" - это те, кто придумал общую идею, а потом пишет как пишется. В общем, к чему привело, то и стало книжечкой.
Какие у этого проблемы? Ну, на самом деле, большие. У вас может рухнуть весь текст. Сколько я таких сюжетов прочитала, где началось с одного, а закончилось другим.
Если автор начинает писать, не зная, что будет с героями и как вообще что будет происходить, он может легко потерять логику произведения. Например, я читала рукопись, где героине предстояло выполнить одну важную миссию (иначе мир рухнет и все развалится), но она вместо этого ходила на свидания, потом выступала в кабаре, затем ссорилась с девушкой парня-который-ей-вообще-не-упал, и только в конце вспомнила о своей суперважной миссии, которая милостиво согласилась ее подождать.
Так, конечно, редко бывает, но бывает. Обычно же такие вещи выражаются в ветках сюжета: вот герой что-то делает, автор накидывает загадок и нагоняет тумана, а потом раз - и забывает о том, что писал. А ты сидишь и ждешь, когда там туман рассеется.
Продумывание сюжета, кстати, помогает и для создание динамики романа: текст не провисает и, что главное, не повторяется. Потому что, увы и ах, многие начинающие грешат этим: вроде бы история развивается, а сюжет стоит на месте, потому что герои делают одно и то же. Декорации меняются, но не сюжет.
Как избежать этого. Авторы советуют все прописывать заранее. Например, Джоан Роулинг кроме планов своей серии писала еще планы на каждый том и таблицы по действиям героев.
Например, она как-то показывала фотографию из 5-го тома, где в таблице были показаны действия каждого героя: вот тут происходит то, а вот этот в это время делает то, а тот - другое.
Вот это работа! И какой бриллиант в итоге!
К тому же не нужно забывать, что хорошо продуманная история поможет вам хорошенько завязать раскинутые по всей книге крючочки и дать эффект законченности.
Совет второй. Мир
Не забывайте про лор или про мир. Это, конечно, в первую очередь касается фэнтези.
Если ваши герои живут в мире фэнтези, утопии или антиутопии, вам нужно продумать мир и все, что его окружает.
Как там работает магия, какие у нее законы/запреты/возможности. Какие есть расы, животные, погодные условия, континенты и проч., проч., проч. Не забывайте, что вы - демиург.
Если вы этого не продумаете, если не поймете систему, по которой существует ваш мир, его, извините за тавтологию, и существовать не будет.
Уж сколько раз мне попадались тексты, в которых такая система прописывалась условно: ну вот есть герой дварф. Он весь из себя такой ловкий. Вот есть гном, он весь такой маленький и не дружит с дварфами. А вот есть дракон. Он любит золото. Все.
Понимаете, когда вы берете расу из другой книги/фильма, это не выглядит уникальным и не делает мир объемным. Вы просто упоминаете об этой расе, делая отсылку на общую эрудицию читателя.
Продумайте свой мир. Если у вас есть эльфы, то какие они? Чего боятся? Чего хотят? Как их можно вплести в контекст мировой культуры, но так, чтобы они были вашими и живыми?
Если у вас есть магия, то как она работает? Есть ли у нее законы? Есть ли среди магов ранги/отличия? В чем заключаются исключения? Что здесь возможно, а что - нет.
Если у вас этого нет, то и истории нет.
В качестве примера обращусь все к той же Ро. Помните, маги в мире Гарри не всесильны? Есть закон Гэмпа, согласно которому нельзя колдовать еду. Невозможно наколдовать деньги, можно создать только подделку.
При этом в этом мире есть чистокровки и полукровки, грязнокровки и сквибы, маги, другие расы волшебников и магглы.
Все это делает мир Ро объемным и живым.
Какой совет? Он простой. Опять же, продумайте все заранее. Кто-то из авторов заполняет таблицу (примеры можно найти в Сети, там на любой вкус). Кто-то рисует карты. Кто-то пишет заметки на компьютере.
Да, это очень затратно. Иногда авторы признаются, что на продумывание мира у них может уйти несколько месяцев. Но это сделает вашу историю объемнее. А читатели с удовольствием познакомятся с ней.
Только, пожалуйста, не используйте за основу чужой мир. Это сразу видно и совсем не работает в вашу пользу.
И да, не стесняйтесь описывать мир, при удобном случае разжевывать все мелочи. А то знаете, иной раз тоже забавно бывает: ты читаешь текст, видишь, что мир оригинальный, у автора все в голове четко и понятно сложилось, но ты вообще не понимаешь, что и почему здесь происходит, как выглядят города и почему это важно, а это - нет.
Просто для автора все понятно, вот он и не стал никому больше ничего объяснять. Не надо так.
Совет третий. Герои
Следующее, что вы должны хорошенько продумать, - ваши герои. Их характеры, интересы, шуточки, сильные и слабые стороны. Мотивация (что ими движет): чего они хотят на словах и чего хотят на самом деле.
Это не просто важно. Это архиважно.
Иногда и история может быть не очень (сюжетные повторы, книга из серии "где-то я это видел"), и слог у автора простой, но если герои яркие, фактурные, писателю простят многое. Вашу книгу могут полюбить именно из-за ваших персонажей.
Например, "Система "Спаси-Себя-Сам" для Главного Злодея". Не самая сильная книга Мосян (оно и понятно - первая же). Сюжет то затягивается, то летит на всех парусах. Сама история, хоть и стеб, но штамп на штампе. А все равно любят. А все равно есть поклонники. Почему? Да потому что там герои яркие, харизматичные и запоминающиеся.
Теперь уно моменто. "Продумать героя" - это не только про видимую часть. Ну, т.е. не только про внешность и его привычки (типа "он любит жевать, когда стрессует, стрессует он примерно всегда"). Это что-то глубже.
Знаете, как часто бывает, что читаешь текст, а не то что про второстепенных, даже про главного героя ничего не скажешь, кроме как внешности?
Ну, т.е. он блондин. Он ходит в школу. После школы он гуляет с Машей. Иногда переписывается с Сережей. И вообще он самый-самый. Все.
Его цели, желания, увлечения, потребности - вообще ничего. Что нравится, что ненавидит, что сможет стерпеть, а что станет последней каплей - автор не знает, а читатель и подавно.
Вот в итоге и получается плоский персонаж.
А иногда становится еще веселее: к тому же самому добавляется, что у героя все получается, ему все завидуют и вообще он Марти Сью. Тоже не сильно запоминается.
Совет. Продумывайте героя. Это можно делать по-разному. Кто-то заполняет таблицы (опять же, в Интернете много). Кто-то составляет интервью для героя. Кто-то пишет в свободной форме.
Если описываете привычки, объясняйте почему: герой жует всегда, потому что у него стресс. Стресс, потому что он хочет стать танцором диско, а его не берут в школу танцев, потому что ему надо похудеть. А не худеется ему, потому что он любит поесть. А поесть он любит, потому что в детстве каждый раз, когда он расстраивался, ему давали пирожок.
Я утрирую, но дайте герою предысторию, объясните не только какой он, но и почему он такой. И да, пожалуйста, не в лоб. Лучше "между строк".
Почему не надо отпускать это все в свободное плаванье? Да потому что само оно вряд ли выплывает.
У меня был интересный случай. Как-то я читала историю, по которой было понятно, что это что-то биографическое (так оно и вышло потом, я у автора прочитала, что она описывала историю подруги). Но вот что любопытно: несмотря на то, что история описывалась с реальных людей, главная героиня оказалась картонной, неживой!
Почему? Да потому что повествование шло от первого лица, но кроме внешних событий больше ничего не было! Почему героиня выбрала этого героя, что в нем такого особенного? Почему она любит заниматься экстримом? Почему из-за этого бросила любимого, за которого собиралась выйти замуж? Чего она вообще хотела? Куча вопросов - ни одного ответа.
Иногда списывать с живого человека не равно создать яркого героя. Его не только описать нужно, но еще и самому понять.
Статья получилась что-то огроменная (вы вообще дочитали до этого абзаца? :) ). Поэтому я решила разбить ее на две части. Вторая выйдет в пятницу утром. Там будет еще четыре совета.
А я напоминаю, что завела себе ТГ-канал, где пишу о книгах, которые читаю, о книгах, с которыми я работаю (в разных форматах) и вообще о жизни. Присоединяйтесь (тыкнуть сюда).
Да, кстати, а вы читатели или писатели? Какие советы дали бы молодым/начинающим писателям?