В тихом-тихом переулке (Гродненском) за зеленым-зеленым деревом (их там три и, кажется, это липы,"но это не точно") спряталась желтая-желтая постройка (ну очень насыщенного оттенка). Многие годы здесь располагалась резиденция консула США (с 1972 года по 2018).
В прошлую субботу - 2 августа 2025 года - только ленивый не побывал в этом доме. На один день его двери открылись для всех желающих - в залах проходила выставка-продажа "Блошиный рынок. Петербургъ". Я тоже не поленилась. Гости четко делились на посетителей выставки и любителей интерьеров, недоступных для экскурсионного досуга: кто-то смотрел вниз, на разложенную на столах красоту, но нас, краеведов, сразу видно - всегда глаза в потолок!
Место кажется идеальным для проживания дипломата с семьей. Его еще найти надо. Проведите эксперимент - спросите у знакомых петербуржцев "где расположен Гродненский переулок?" - среди моих друзей больше половины пошли гуглить) в летние каникулы тут все дышит спокойствием и безмятежностью, хоть и находишься в двух шагах от улицы Восстания.
Длинную историю смены владельцев участка здесь пересказывать не стану - ее прекрасно изложила Л.И. Бройтман в статье журнала "Мир Петербурга" (№ 55 за 2010 год - (1)) и создатели раздела на "ситиволлсе"(2). А вот строительная история дома оказалась идеальным отражением судеб владельцев, говорю это не в поэтически-возвышенном, а в самом прямом смысле этого слова.
Сразу оговорюсь: опираюсь на статью сайта ООО "Балтийская реставрационная коллегия" (3), хотя и не могу назвать имени автора. Эта организация неоднократно привлекалась к исследованиям, в том числе архивным, при подготовке проектной документации для реставрации и приспособления к новому использованию объектов культурного наследия, например, при работе над "Круглым рынком" бюро "Витрувий и сыновья". Ссылки на документы, хранящиеся в ЦГИА, порадовали, но понимания в каком году, кем и для каких целей проводилось исследование не дали. Так что "хотите верьте, хотите нет".
Дом построен в 1898-1899 годах по заказу Николая Николаевича Ермолинского по проекту Николая Александровича Архангельского. Заметили количество лестниц на схеме? А мою осторожность в формулировках?)
В перечне выявленных объектов культурного наследия дом 4 по Гродненскому переулку обозначен именно так "Особняк Н.Н. Ермолинского" (3а). Но он изначально задуман как дом на две квартиры - для себя и для сдачи внаем (разные входы и разные лестницы).
"Два парадных входа помещались по крайним осям здания, причем помещение западной лестничной клетки сдвинуто от лицевого фасада в направлении двора. Такая планировка объясняется, по-видимому, желанием заказчика изолировать 2 квартиры дома: собственную и нанимателя. Сопоставление планов и документов о залоге дома позволяет предположить, что 5-комнатная квартира в 1-м этаже сдавалась внаем, а владелец дома пользовался квартирой во 2-м этаже, причем попадал в нее по западной лестнице." (3)
На первом этаже располагалась квартира, которую на 1900 год занимала Надежда Егоровна Бухарина (жена действительного статского советника в год за квартиру платила 1 200 рублей). Остальные 16 комнат особняка находились в пользовании владельца. Позволю себе предположить, что она была тещей владельца дома (Николай Николаевич Ермолинский был женат на Елене Михайловне, в девичестве Бухариной, дочери тайного советника Михаила Николаевича Бухарина и Надежды Егоровны (4))
Кем был владелец дома? О Николае Николаевиче Ермолинском информация в сети есть (см. 5). Это тот самый генерал, о котором в каждой публикации обязательно напишут "умер в крестьянской избе в 1919 году". Обычно о нем вспоминают как о воспитателе младших детей великого князя Константина Константиновича, генерале для поручений при командующем армией в начале Первой мировой, шталмейстере двора Его Высочества Великого князя Константина Константиновича и двора его супруги. На сайте Президентской библиотеки размещена его переписка с А.Ф.Кони. Но все это будет связано уже с другими адресами - получив должность при великокняжеском дворе, он переезжает в служебную квартиру в Мраморном дворце.
На момент покупки участка и проектирования дома Николай Николаевич Ермолинский уже женат, числился в лейб-гвардии Семеновском полку, на досуге занимается генеалогией. Даже выпустил книгу о своем роде (спойлер: выходцы из Польши, перешедшие на русскую службу в XVII веке, верой и правдой, не щадя живота и т.д., конечно, не так красочно, как Елизавета Эсперовна о Трубецких, но тоже не без гордости)) (4)
О себе Николай Николаевич тоже напишет (в третьем лице):
Пока он "находился в командировке в распоряжении С.-Петербургского уездного воинского начальника для ведения занятий с ратниками Государственного ополчения с 10 апреля по 17 мая 1898 года. Назначен командующим 9 ротою на законном основании 1900 года марта 18... Высочайшим приказом произведен в Штабс-Капитаны 1900 года апреля 9... Высочайшим приказом в 28й день мая 1903 года отданным назначен Штабс-Офицером для поручений к Его Императорскому Высочеству главному Начальнику военно-учебных заведений с зачислением по армейской пехоте и переименованием в Подполковники" (с 1905 года Полковник, с 1907 адъютант великого князя Константина Константиновича). (4)
И чуть ниже (в книге, изданной в 1907 году!)
"Имеет недвижимой собственности 400 квадратных сажень земли в С.-Петербурге с двумя каменными домами на них, а именно по Спасской ул. д.№ 23 и по Гродненскому пер. под № 2 и 4. Кроме того 1400 десятин земли в Тверской губернии Бежецкого и Новоторжского уездов при деревнях Доманихе, Дивовке, Дойбине и селе Пиногощах". (4)
Служба именно при великом князе Константине Константиновиче тоже перестает казаться случайностью благодаря этим страницам. Глава военных учебных заведений России не мог не знать, что его адъютант в 1895-1897 годах был "заведующим школою солдатских детей и приемным покоем в Семеновском полку". (4)
С архитектором Николаем Александровичем Архангельским точки пересечения также находятся. Инженер Санкт-Петербургского крепостного инженерного управления и 2-й Санкт-Петербургской инженерной дистанции (до 1898), он занимается в том числе работами, необходимыми военным училищам, а в начале ХХ века превращается инспектором строительной части Главного управления военно-учебных заведений. Мы обычно вспоминаем его как участника строительства Троицкого моста и владельца дома в Царском селе. Но именно во второй половине 1890х годов он на короткое время активно включается в строительную жизнь столицы, возводит полтора десятка жилых домов - доходных великанов и уютных особнячков (6)
Оттягивала этот момент как могла, но все же пора, пора показать фотографии интерьеров, указать их автора и привести датировку...
И тут приходится признать, что я ничего не знаю.
Ни степень сохранности, ни датировку. Кто богат такими сведениями - поделитесь, пожалуйста! Ничего кроме "типичный интерьер своей эпохи, выдержанный в формах зрелой эклектики" написать не могу (именно поэтому страдаю над публикацией почти неделю).
В 1907 году новым владельцем дома становится В.И. Денисов.
Если в статье 2010 году Л.И.Бройтман пишет о продаже участка (3), то на сайте "Балтийской реставрационной коллегии" мы читаем такие слова: "В 1907 году Ермолинский подарил (так в тексте!) свой особняк шталмейстеру Высочайшего двора Василию Ильичу Денисову. (ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 3636а. л.57)". (3, выделено мной). И вот этот "лист 57" заставляет проснуться воображение. Как? За что? Неужели, проспорил? Или в карты проиграл? Или..? И опять мне до слез не хватает данных.
Но так или иначе, в 1907 году Василий Ильич заказывает расширение дома - с запада появляется объем с воротами и трехгранным эркером, в восточной стороны тоже добавилось три окна (каменная ограда и одноэтажный корпус во дворе относится к 1899 году и выстроены по заказу Н.Н.Ермолинского). Вероятно, часть интерьеров может относиться к моменту этой перестройки.
Публикаций о В.И.Денисове на просторах сети также немало (7). Представитель донского дворянства, сторонник экономических реформ, человек разносторонних интересов (например, "стоял у истоков использования доберман-пинчеров в полицейской службе России" (8)), не раз сам выступал в печати.
В рамках же нашего разговора важно, что с 1906 года В.И. Денисов шталмейстер двора, член Госсовета ( то есть человек, постоянно живущий в Петербурге, которому явно нужен дом)). Расширение особняка также понятно - у Василия Ильича было три сына Илья, Николай и Владимир. Чуть позже Денисов приобретет участки по нынешней улице Рылеева (тогда Спасской), выстроит эффектный доходный дом по проекту В.В.Шауба (на данный момент он включен в список объектов культурного наследия регионального значения (9)).
В 1914 году он переживает трагедию: один сын умирает от туберкулеза, другой скончался от "огнестрельной раны в груди — самоубийство на почве душевного расстройства", а третий "бежал с воспитателем, укравшим бриллианты на сумму 200 тыс. рублей. В 1915 г. Денисов выехал сначала в Англию, а затем в Америку в поисках сына. После 1915 г. о его судьбе ничего не известно. По некоторым данным, он проживал за границей и умер после 1917 г. Другие авторы датируют смерть Денисова сразу после 1915 г." (8)
С июля 1914 года в истории участка появляется имя потомственного почетного гражданина З.П.Жданова, а "в документе, датированном 15 сентября 1914 года, обозначен уже другой владелец участка. К этому времени участок перешел к потомственному почетному гражданину, главе текстильной фирмы «М. А. Александров» Александру Михайловичу Александрову. (Фонд 515. Опись 1. Дело 3636а. л.57)." (3). Вновь изменения в облике здания напрямую связываются с биографией владельца.
К 1915 году частичные перепланировки, возможно, привели к появлению балкона на фасаде особняка, были пробиты окна на боковом фасаде.
Спустя лишь несколько лет дом по понятным причинам перешел в собственность государства. Детский дом, продленка школы, художественная школа, детский сад...- ничего особенного до начала 70х годов со зданием вроде бы не происходило. Но, процитирую ситиволлс, который в свою очередь цитирует сайт консульства: "в 1971-1972 гг. искусные мастера, восстанавливавшие ансамбли Пушкина и Павловска, принимали участие в реставрации исторического интерьера и фасада здания на Гродненском переулке. 22 мая 1972 г. Калвер Глейстин, Генеральный консул США, принял ключи от резиденции, и в тот же самый день президент США Ричард Никсон впервые прибыл в СССР с официальным визитом. 15 июня 1972 г. Калвер Глейстин вместе с семьей переехал в особняк. Служебные помещения Генерального консульства располагались на первом этаже особняка вплоть до 6 июля 1973 г., когда консульство переехало в здание на Фурштатской улице". Зачем я посмотрела столько фильмов про шпионов?) Так и хочется добавить здесь какую-нибудь историю про секреты и разведку. Увы, я опять знаю, что ничего не знаю!
(здесь должны были быть фотографии интерьеров консульства, но я слишком боюсь штрафов за авторские права на изображения, поэтому лишь укажу ссылку - ищите журнал "Мир Петербурга" за 2010 год, в номере 3 (55) на странице 12 будет вам визуальное счастье (1))
В 1997 году специалисты АСМ-Групп подготовили проект реставрации интерьеров особняка по заказу Генерального консульства США (и нигде не поделились подробностями (10)), а спустя 11 лет здание опустело. После закрытия консульства в Петербурге особняк оказался в распоряжении ГУП "Инпредсервис". По его заказу в 2020 году компания "Краски города" (из самая известная работа - Каменноостровский театр) провела реставрацию фасадов (11).
И началась эпопея с поиском арендатора для такой интересной недвижимости.
- Дом в самом центре города,
- в тихом месте,
- в отличном техническом состоянии,
- с любопытной историей
- и сохранившимися интерьерами!
Назывались различные организации, в марте 2019 года ходили слухи об открытии здесь офиса петербургского филиала компании "Ключевые системы и компоненты" (12), в 2023 году новый аукцион. Его выигрывает единственный участник - ООО "Уникум" (13). Почему так? В чем подвох?
Помимо статуса выявленного объекта культурного наследия, у здания есть обременение, которое звучит пугающе для любителей долгосрочного планирования:
"Расторжение в одностороннем порядке в случае возникновения потребности Санкт-Петербурга в использовании Арендуемого Имущества для размещения иностранных консульских учреждений с уведомлением не менее чем за 3 (три) месяца до даты расторжения". (14)
А если наши отношения с США вернутся в конструктивное русло и дипломаты решат вернуться на берега Невы? Поэтому таким логичным кажется превращение особняка в площадку для мероприятий (15). Надеемся, что к свадьбам, вечеринкам, фотосессиям и "блошиным рынкам" когда-нибудь добавятся и экскурсии.
Р.S. Дорогие управляющие объектом! Если вы дочитали до этих строк, знайте: всегда готова закопаться в документы в поисках ответов на поставленные выше вопросы, перепроверить даты и имена, набраться наглости и побеспокоить всех реставраторов, архитекторов, инженеров и чиновников, кто заботился об особняке в последние десятилетия, а затем превратить эти наброски в полноценную полуторачасовую (и не слишком занудную) песню о доме, спрятавшемся в переулке)