Найти в Дзене

Как адаптировать первоклассника к школе

Вкусные сливы и бархатные закаты красноречиво говорят нам о том, что пришел август. А это значит, что для некоторых родителей и детей скоро начнется новый этап жизни - школа.
Как в компьютерной игре, каждый из нас осваивает новые уровни. Так и обучение - это начало совершенно другой истории.
Меняется многое - устои детского сада (если ребенок ходил в него) или жизнь в семье, где за длительное время многое стало таким знакомым и понятным.
Хочу поделиться с вами советами - какие действия могут помочь адаптироваться к школе и 1 классу.
Отмечу, что это будет особым периодом как для ребенка, так и для всей семьи. Для мамы - если это первый ребенок и первый школьный опыт с ребенком (следующий кризисный момент происходит при переходе из начальной в среднюю школу).
Начну с определения:
адаптация (от лат. adaptio – приспособление) - приспособление организма к условиям внешней среды.
У детей с разным типом личности, характером, особенностями это приспособление проходит по-разному. Да и

Вкусные сливы и бархатные закаты красноречиво говорят нам о том, что пришел август. А это значит, что для некоторых родителей и детей скоро начнется новый этап жизни - школа.

Как в компьютерной игре, каждый из нас осваивает новые уровни. Так и обучение - это начало совершенно другой истории.

Меняется многое - устои детского сада (если ребенок ходил в него) или жизнь в семье, где за длительное время многое стало таким знакомым и понятным.

Хочу поделиться с вами советами - какие действия могут помочь адаптироваться к школе и 1 классу.

Отмечу, что это будет особым периодом как для ребенка, так и для всей семьи. Для мамы - если это первый ребенок и первый школьный опыт с ребенком (следующий кризисный момент происходит при переходе из начальной в среднюю школу).

Начну с определения:
адаптация (от лат. adaptio – приспособление) - приспособление организма к условиям внешней среды.

У детей с разным типом личности, характером, особенностями это приспособление проходит по-разному. Да и требования в школе, загруженность класса, личность учителя будет играть в этом не последнюю роль. Кто-то привыкает к новым условиям за 10-15 дней, а у кого-то этот процесс может длиться несколько месяцев. В среднем адаптация идет 2 -2,5 месяца (Но может быть и дольше).

Что можно предпринять, чтобы помочь себе и ребенку легче стартовать в новом большом цикле?

1. 
Настроиться на то, что это новый большой этап для семьи.

Дать себе и ребенку время, чтобы его прожить. Не торопить, не стараться успеть все, не сравнивать себя и ребенка с другими, не обесценивать. У каждого свой темп и ритм.


2. 
Если есть возможность, до 1 сентября - прогуляться несколько раз до самого здания школы. Рассмотрите его, посчитайте вместе окна, сколько этажей и т.д. Пусть ребенок найдет и покажет дверь, входные калитки, стадион (если есть). Таким образом ребенок может постепенно знакомиться с новой областью.

3.
С той же целью можно вместе посмотреть фотографии различных школ. Как они выглядят снаружи и внутри. Поразглядывать парты, доски, окна. Как выглядят рекреации, туалеты, раздевалка.

Порассуждать над тем - какие есть плюсы и минусы сидеть на первом и последнем ряду. Как правило, в первый год детей несколько раз пересаживают. И если у ребенка будет более широкая палитра идей на счет разных мест в классе, это может снизить тревогу или несогласие в моменты изменений.

4. 
Обсудите важность режима. Определенных свобод и ограничений времени. Именно так -
сначала свобод, чтобы ребенок чувствовал, что пространство для игр и расслабления остается (после школы мы сможем целый час погулять в сквере),
а после - ограничений (чтобы успевать, нужно будет вставать в определенное время, чистить зубки, одеваться и успевать к первому уроку).


5. 
Спросите - есть ли какие-то страхи. Так легче будет их выявить и справиться. Обсудите вместе тревожащие моменты, расскажите -какие есть варианты справиться с тем, чего боится чадо.

Начинается школа:

1. Составьте вместе расписание дня. И следите за его выполнением. Ребенку важно, чтобы в жизни была стабильность. Расписание сможет обеспечить ее в определенной степени.

После обеда можно добавить разные игры или активности. Единственное - не старайтесь сразу включать большое количество кружков. Не каждый ребенок сможет выдержать подобные изменения и нагрузку.

2. Проговорите с ребенком (и периодически повторяйте) - что вам важно, как будет складываться его дни в школе. И что он может делиться с вами эмоциями и переживаниями, которые у него будут. Всем, что он хотел бы обсудить.

3. По дороге из школы спрашивайте - как прошел день. Постарайтесь, чтобы вопросы были разными, отражали как бытовую часть, так и эмоциональную.
На "как дела" ответ, скорее всего будет короткий и мало что прояснит.

Что запомнилось?

Что было интересного?

Что грустного?

Что удивило именно сегодня?

Как зовут соседа по парте?

Какая еда в столовой?

Что говорила учительница?

Нравится ли она?

Отпускают ли в туалет?

Как это происходит?

Какое настроение сейчас, после уроков?

Что хотелось бы сделать сегодня?


Вопросы и искренний интерес действительно важны: ведь то, что взрослому кажется неважным, для ребенка может быть очень волнующим.

4. Старайтесь не критиковать ребенка за промахи. При этом - разбирайте трудности. Пробуйте решить -как можно было бы поступить в будущем, чтобы избежать ошибки.

5. Поддерживайте. Находите (можно вместе) маленькие радости каждого дня. Иногда это - про точку зрения и умение видеть в ситуации что-то хорошее в разумных пределах ( пересадили в классе - повод узнать кого-то другого поближе; сказали выучить стих - отличная тренировка памяти; нужно сделать поделку - повод побыть на природе).

6. Обращайте внимание даже на маленькие победы (ты сегодня собрался в школу на 5 минут быстрее - здОрово! Уже сама портфель собираешь - замечательно!).

7. Понемногу настраивайте первоклашку на то, что разговоры- хорошо, но еще есть дела, которые важно делать. И делать в определенное время.

8. Перед сном (если есть возможность) выглаживайте ребенка.

Эмоционального и физического напряжения может быть так много, что оно будет отчетливо отражаться на теле - болезненность ног, перед сном ребенок дольше крутится, эмоционально более чувствителен.

В таком случае мягкое поглаживание ручек, ножек, животика способно снять часть напряжение с мышц и помочь легче заснуть.

9. Будьте готовы к тому, что сна (особенно первое время) может потребоваться больше. Так нервная система помогает справляться с повышенной нагрузкой. Если нужно -оптимизируйте время отхода ко сну.

10. Создавайте позитивный настрой. Родитель для первоклассника является авторитетом. И то отношение, которое взрослый транслирует относительно учебы, будет сильно влиять на общую картину.

11. Говорите, что любите ребенка. Если днем много дел или работа, выделите для этого время перед сном.

Мамина любовь, поддержка и принятие - один из самых важных элементов, помогающих преодолевать трудности и дающий силы.

А как вы готовитесь к 1 сентября? Поделитесь в комментариях.

-------
С уважением, психолог Елена Рябинкина.
Благодарю за лайки, комментарии, подписку. Буду рада Вашей активности. Почта для связи: ryabinkina.elena@bk.ru