Обычно в странах Бенилюкса люди стараются фотографировать старые города и необыкновенную архитектуру.
Мне в Брюссель по делу срочно
Мои интересы там частично приземленные. Я руководитель строительной компании и интересуюсь новыми приемами и материалами в строительстве, в освоении которых нидерландцы, люксембуржцы, бельгийцы "горазды" (словечко от Петра I).
Работа работой, но интересно посмотреть и сами страны. И я уже рассказывал не раз про коттеджные поселки Бенилюкса и про необычную архитектуру, но про кладбища... ни разу. Между тем в Брюсселе есть район Лакен, и в конце авеню Рен (королевы) располагается историческое кладбище, между прочим, действующее. Это место вызывает интерес у туристов, так как там упокоены известные люди, кроме того этот некрополь украшают памятники скорби, сделанными с большим искусством.
О чем задумался "Мыслитель"?
Именно на кладбище района Лакен установлена скульптура Родена "Мыслитель", это авторская копия, он сделал с десяток повторений, а оригинал скульптуры находится в Париже в музее скульптора. Причем, считается, что эта копия в большей степени на своем месте. Изначально скульптура задумывалась как объемная иллюстрация к "Божественной комедии" Данте, и носила условное название "Врата ада". Она призывала осознать бренность жизни и избавиться от грехов, чтобы на пороге перехода в мир иной "не было мучительно больно". По мысли создателя, фигура являлась символическим предупреждением посетителям кладбища о смерти и об ответственности за нехристианские поступки. Затем Роден передумал делать скульптуру назидательной и просто изобразил человека думающего. А копия, выражающая в большей степени страдание, уехала в Брюссель.
Богатое погребальное наследие включает в себя склепы, монументы, в том числе и кенотафы.
И вот среди этого разнообразия и грустного великолепия есть один памятник необыкновенный. Он про вечную любовь.
Вечная любовь в Брюсселе
Каждый год в день летнего солнцестояния, то есть 21 июня, сотни туристов и жителей города приезжают в Лакен, чтобы увидеть своими глазами невероятное.
В полдень, когда солнце достигает своей наивысшей точки во время, луч света проникает через круглое отверстие в крыше одного из склепов и преломляется на противоположной стене в виде сердца. В этот момент скульптурная плакальщица касается рукой сердца. И, если вспомнить, что мы на кладбище, то это производит, сильное эмоциональное впечатление. Сердце, как символ вечной любви, озаряет мрак усыпальницы, и напоминает о любви к той, ради которой было сотворено это чудо.
Сердце, спроецированное небом, словно бы прославляет союз двух душ за пределами смерти и напоминает не только о вечной любви, но и о вечной жизни.
Этот памятник вечной любви соорудил Леонс Эврар для своей рано умершей жены Луизы Флиньо в 1916 году.
Леонс так сильно переживал свое горе, что придумал передать в веках любовь к ней посредством небесного послания: даже когда его самого не станет, солнце напомнит любимой о его огромной любви.
Он не хотел делать типовую по мысли скорбящую фигуру на памятнике, он решил бросить вызов времени и забвению.
Ему пришлось столкнуться с жесткой бюрократией, в лице чиновников, требующих упокоения тела. Но Леонс поместил тело жены в холодильник на 19 месяцев, и стал строить для нее усыпальницу.
Эврар обратился к архитектору Жоржу де Ларабри за проектом шестиугольной часовни в неоклассическом стиле и к скульптору Пьеру Тёни , который создал трогательную фигуру с опущенной головой и рукой, тянущейся к свету.
Кому пришла идея игры со светом - убитому горем мужу или архитектору, неизвестно.
Однако на том же кладбище похоронен архитектор Балат - его работы считаются национальным достоянием Бельгии, например, знаменитые Королевские оранжереи Королевского замка в Лакене. Он ювелирно работал с тенями, и, похоже, игра света была известна и автору идеи, и тем, кто ее осуществил, вдохновляясь ажурными тенями Балата. Оставалось лишь придумать свое остроумное решение.
В итоге получился склеп, который позволял Эврару вновь и вновь объясняться в любви самой важной женщине не свете.
История любви Луизы и Леонса началась во Франции. В 1891 году пара уехала жить в Брюссель и поселилась неподалеку от своего вечного пристанища в Лакене. Здесь они и прожили до самой смерти: Луиза в 1916 году (через полтора года после заморозки ее захоронили в усыпальнице) и, расставшись с телом, Леонс выдержал без нее только несколько месяцев. Все это время он был в глубоком трауре и 1919 году умер.
Уникальное, не имеющее аналогов в мире, сооружение, и сегодня напоминает всем о том, что есть любовь, которая не знает границ жизни и смерти. Вдохновиться необычным зрелищем появления света в форме сердца 21 июня могут все, кто верит в настоящую любовь.