Найти в Дзене
Окно в историю

Вот вам и советские "галоши": автомобиль "Москвич 408", который был популярен в Финляндии и не только

Продолжаю цикл статей о, якобы, никому не нужных нигде, кроме Африки, советских "галошах" или товарах народного потребления. В данной публикации пойдёт речь ещё об одной советской, на сей раз авто"галоше" или автомобиле "Москвич 408", который в конце 60-х - первой половине 70-х гг. был чрезвычайно популярен в Финляндии и в некоторых других капстранах Западной Европы. Напомню, что Москвич-408 — это небольшой семейный автомобиль, выпускавшийся в СССР на Московском автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола с 1964 по 1975 год. Так вот, оказывается, что советский легковой автомобиль «Москвич-408» устраивал не только отечественного потребителя, но и зарубежного. А началу популярности этого автомобиля в Северной Европе и таких странах Западной Европы, как Великобритания, Бельгия и Франция, послужил Лондонский автосалон в октябре 1964 года, на котором и состоялся дебют данного советского легкового автомобиля. Реакция европейской публики превзошла самые смелые ожидания. Советский "Моск

Продолжаю цикл статей о, якобы, никому не нужных нигде, кроме Африки, советских "галошах" или товарах народного потребления. В данной публикации пойдёт речь ещё об одной советской, на сей раз авто"галоше" или автомобиле "Москвич 408", который в конце 60-х - первой половине 70-х гг. был чрезвычайно популярен в Финляндии и в некоторых других капстранах Западной Европы.

Напомню, что Москвич-408 — это небольшой семейный автомобиль, выпускавшийся в СССР на Московском автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола с 1964 по 1975 год.

"Москвич 408"
"Москвич 408"

Так вот, оказывается, что советский легковой автомобиль «Москвич-408» устраивал не только отечественного потребителя, но и зарубежного.

А началу популярности этого автомобиля в Северной Европе и таких странах Западной Европы, как Великобритания, Бельгия и Франция, послужил Лондонский автосалон в октябре 1964 года, на котором и состоялся дебют данного советского легкового автомобиля.

Реакция европейской публики превзошла самые смелые ожидания. Советский "Москвич-408" не просто привлек внимание публики — он стал первым советским автомобилем, который западные потребители покупали по убеждению, а не из любопытства. В истории автомобильной промышленности СССР это был беспрецедентный случай международного признания.

Данный советский автомобиль, созданный в условиях социалистической плановой экономики, сумел в те годы потеснить признанных лидеров капиталистического автопрома.

В Финляндии "Москвич-408" три года подряд становился самым продаваемым автомобилем, а в Бельгии и вовсе начали собирать эту модель из советских деталей и продавать под брендом Scandia 408.

В разных странах "Москвич 408" продавалась под разными названиями:

  • во Франции - как Moskvitch Elite 1360;
  • В Великобритании - как Moskvitch;
  • в Бельгии - как Scaldia 1400 или Scaldia Elita;
  • в странах Скандинавии - Moskvich Carat;
  • в Финляндии - как Moskvitsh Elite и Elite de Luxe (в зависимости от комплектации).
"Москвич 408" в Великобритании.
"Москвич 408" в Великобритании.

В 1967‑м на экспорт отправили 51 % выпущенных «Москвичей», в 1970‑м, когда годовое производство АЗЛК впервые превысило 100 тысяч автомобилей — уже 63 %. Экспортных вершин завод достиг в 1973‑1974 гг, когда ежегодно экспортировали 67 % продукции. Такого в истории завода не было уже никогда.

Вообщем, уважаемые читатели, достаточно посмотреть зарубежные каталоги и рекламные проспекты автомобиля "Москвич-408" второй половины 1960‑х - первой половины 70-х гг, чтобы убедиться: «Москвича-408», что называется «попал в рынок» .

К слову, "Москвич 408" был полностью разработан и сделал в Советском Союзе!
Реклама "Москвич 408" в Великобритании.
Реклама "Москвич 408" в Великобритании.

Благодаря строжайшему заводскому контролю, качество изготовления «Москвичей» в те годы было очень высоким. Западные эксперты прежде всего отмечали прочность и выносливость данного советского авто.

Так, например, в 1968‑м журналисты шведского журнала Teknikens Varld проехали за два дня на "Москвиче 408", поставленном в Швецию из СССР, 1240 км по довольно разбитым дорогам, которые смогли только найти у себя в стране. И вот что тогда они написали о 408-ом:

"Автомобиль шел не быстро, но мягко… Мы прошли специальные участки шведского ралли, гоняли по тропам, протоптанным животными… Нам так и не удалось сломать машину"

И ещё. Автомобильный журнал The Motor (Великобритания) в 1966 году охарактеризовал Moskvitch 408 как «рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта» с отличным соотношением цены и качества, а норвежский журнал «Техникенс верльд» после продолжительных жестких испытаний 408-ого заключил, что "немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!"

Кстати, и в автоспорте "Москвич 408" показал себя с лучшей стороны. Так, в знаменитом ралли «Лондон-Сидней» 1968 года из 98 стартовавших автомобилей до финиша дошли только лишь 52 машины, и все четыре советских «Москвич 408» были среди финишеров!!!

И хотя тогда в абсолютном зачете позиции советской команды были невысоки - наши гонщики заняли 20, 22, 28 и 33 места, но в командном зачете советский экипаж занял 4 место за счет того, что команда АЗЛК была единственной добравшейся до финиша без потерь.

Автомобили "Москвич 408" на ралли Лондон-Сидней" 1968 год.
Автомобили "Москвич 408" на ралли Лондон-Сидней" 1968 год.

Этот факт произвел сильное впечатление на международное автомобильное сообщество, подтвердив надежность и выносливость советской автотехники!

"Москвич 408" на ралли «Лондон-Сидней» 1968 года
"Москвич 408" на ралли «Лондон-Сидней» 1968 года

Почему же высокую популярность "Москвич 408" получил именно в странах Скандинавии и особенно в Финляндии?

Потребители этих стран высоко оценили способность Москвича преодолевать заснеженные дороги и бездорожье. Это качество выгодно отличало советский автомобиль от многих западных конкурентов, рассчитанных на идеальные дорожные условия.

Реклама автомобиля "Москвич 408" в Финляндии
Реклама автомобиля "Москвич 408" в Финляндии

Наш автомобиль также успешно выступал в ралли «Тысяча озер» в Финляндии, известном своими сложными трассами. "Москвич-408" показал завидную надежность в условиях, где многие машины других западных автопроизводителей просто сходили с дистанции.

Ну и наконец ещё одним подтверждением огромной популярности 408-ого именно в Финляндии стал тот факт, что в 1965 году власти этой скандинавской страны приняли решение обновить автопарк полиции города Хельсинки в том числе и с помощью советского «Москвича-408».

На нижеприведённом фото 1965 года запечатлён момент передачи автомобилей "Москвич 408" финской полиции.

"Москвич 408" у финской полиции. 1965 год.
"Москвич 408" у финской полиции. 1965 год.

И в завершении предлагаю вам посмотреть рекламный видеоролик конца 60-х годов советского "Москвича" в Финляндии.

И вот теперь в завершении статьи хочу отметить, что если в СССР "Москвич 408/412" был полностью советской разработкой и успешно продавался в капстранах, то нынешние "эффективные менеджеры" способны лишь только на то, чтобы наладить крупноузловую сборку китайского автомобиля с шильдиком "Москвич".

Возникают риторические вопросы:

"Если СССР выпускал только "галоши", то что тогда выпускает сейчас наша страна?

Если многие виды советских "галош" (часы, радиоприёмники, телевизоры и холодильники) в своё время пользовались популярностью в капстранах, то в наши дни "эффективные менеджеры" могут чем-то подобным похвастаться?"