Продолжаю цикл статей о, якобы, никому не нужных нигде, кроме Африки, советских "галошах" или товарах народного потребления. В данной публикации пойдёт речь ещё об одной советской, на сей раз авто"галоше" или автомобиле "Москвич 408", который в конце 60-х - первой половине 70-х гг. был чрезвычайно популярен в Финляндии и в некоторых других капстранах Западной Европы.
Напомню, что Москвич-408 — это небольшой семейный автомобиль, выпускавшийся в СССР на Московском автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола с 1964 по 1975 год.
Так вот, оказывается, что советский легковой автомобиль «Москвич-408» устраивал не только отечественного потребителя, но и зарубежного.
А началу популярности этого автомобиля в Северной Европе и таких странах Западной Европы, как Великобритания, Бельгия и Франция, послужил Лондонский автосалон в октябре 1964 года, на котором и состоялся дебют данного советского легкового автомобиля.
Реакция европейской публики превзошла самые смелые ожидания. Советский "Москвич-408" не просто привлек внимание публики — он стал первым советским автомобилем, который западные потребители покупали по убеждению, а не из любопытства. В истории автомобильной промышленности СССР это был беспрецедентный случай международного признания.
Данный советский автомобиль, созданный в условиях социалистической плановой экономики, сумел в те годы потеснить признанных лидеров капиталистического автопрома.
В Финляндии "Москвич-408" три года подряд становился самым продаваемым автомобилем, а в Бельгии и вовсе начали собирать эту модель из советских деталей и продавать под брендом Scandia 408.
В разных странах "Москвич 408" продавалась под разными названиями:
- во Франции - как Moskvitch Elite 1360;
- В Великобритании - как Moskvitch;
- в Бельгии - как Scaldia 1400 или Scaldia Elita;
- в странах Скандинавии - Moskvich Carat;
- в Финляндии - как Moskvitsh Elite и Elite de Luxe (в зависимости от комплектации).
В 1967‑м на экспорт отправили 51 % выпущенных «Москвичей», в 1970‑м, когда годовое производство АЗЛК впервые превысило 100 тысяч автомобилей — уже 63 %. Экспортных вершин завод достиг в 1973‑1974 гг, когда ежегодно экспортировали 67 % продукции. Такого в истории завода не было уже никогда.
Вообщем, уважаемые читатели, достаточно посмотреть зарубежные каталоги и рекламные проспекты автомобиля "Москвич-408" второй половины 1960‑х - первой половины 70-х гг, чтобы убедиться: «Москвича-408», что называется «попал в рынок» .
К слову, "Москвич 408" был полностью разработан и сделал в Советском Союзе!
Благодаря строжайшему заводскому контролю, качество изготовления «Москвичей» в те годы было очень высоким. Западные эксперты прежде всего отмечали прочность и выносливость данного советского авто.
Так, например, в 1968‑м журналисты шведского журнала Teknikens Varld проехали за два дня на "Москвиче 408", поставленном в Швецию из СССР, 1240 км по довольно разбитым дорогам, которые смогли только найти у себя в стране. И вот что тогда они написали о 408-ом:
"Автомобиль шел не быстро, но мягко… Мы прошли специальные участки шведского ралли, гоняли по тропам, протоптанным животными… Нам так и не удалось сломать машину"
И ещё. Автомобильный журнал The Motor (Великобритания) в 1966 году охарактеризовал Moskvitch 408 как «рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта» с отличным соотношением цены и качества, а норвежский журнал «Техникенс верльд» после продолжительных жестких испытаний 408-ого заключил, что "немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!"
Кстати, и в автоспорте "Москвич 408" показал себя с лучшей стороны. Так, в знаменитом ралли «Лондон-Сидней» 1968 года из 98 стартовавших автомобилей до финиша дошли только лишь 52 машины, и все четыре советских «Москвич 408» были среди финишеров!!!
И хотя тогда в абсолютном зачете позиции советской команды были невысоки - наши гонщики заняли 20, 22, 28 и 33 места, но в командном зачете советский экипаж занял 4 место за счет того, что команда АЗЛК была единственной добравшейся до финиша без потерь.
Этот факт произвел сильное впечатление на международное автомобильное сообщество, подтвердив надежность и выносливость советской автотехники!
Почему же высокую популярность "Москвич 408" получил именно в странах Скандинавии и особенно в Финляндии?
Потребители этих стран высоко оценили способность Москвича преодолевать заснеженные дороги и бездорожье. Это качество выгодно отличало советский автомобиль от многих западных конкурентов, рассчитанных на идеальные дорожные условия.
Наш автомобиль также успешно выступал в ралли «Тысяча озер» в Финляндии, известном своими сложными трассами. "Москвич-408" показал завидную надежность в условиях, где многие машины других западных автопроизводителей просто сходили с дистанции.
Ну и наконец ещё одним подтверждением огромной популярности 408-ого именно в Финляндии стал тот факт, что в 1965 году власти этой скандинавской страны приняли решение обновить автопарк полиции города Хельсинки в том числе и с помощью советского «Москвича-408».
На нижеприведённом фото 1965 года запечатлён момент передачи автомобилей "Москвич 408" финской полиции.
И в завершении предлагаю вам посмотреть рекламный видеоролик конца 60-х годов советского "Москвича" в Финляндии.
И вот теперь в завершении статьи хочу отметить, что если в СССР "Москвич 408/412" был полностью советской разработкой и успешно продавался в капстранах, то нынешние "эффективные менеджеры" способны лишь только на то, чтобы наладить крупноузловую сборку китайского автомобиля с шильдиком "Москвич".
Возникают риторические вопросы:
"Если СССР выпускал только "галоши", то что тогда выпускает сейчас наша страна?
Если многие виды советских "галош" (часы, радиоприёмники, телевизоры и холодильники) в своё время пользовались популярностью в капстранах, то в наши дни "эффективные менеджеры" могут чем-то подобным похвастаться?"