В современной системе высшего образования все больше внимания уделяется не только качеству обучения, но и поддержке студентов в их личностном и профессиональном развитии. Наряду с традиционной ролью куратора в вузах все чаще появляется институт наставничества, поскольку в суете студенческой жизни, полной лекций, семинаров и бессонных ночей, часто не хватает простого, но важного – опытного плеча рядом. И речь идет не только о поддержке со стороны семьи или друзей. Речь о наставничестве, которое в последние годы приобретает все большую популярность в высших учебных заведениях, где опытный преподаватель или успешный студент-старшекурсник берёт под своё крыло молодого студента, помогая ему адаптироваться к новой среде и достигать своих целей.
Наставничество в ВУЗЕ – это добровольный союз между более опытным (наставником) и новичком (наставляемым), направленный на адаптацию последнего к вузовской среде, повышение успеваемости, развитие личностных качеств и формирование профессиональных навыков.
Миссия наставника из числа преподавателей заключается в том, чтобы, используя свой опыт, знания и авторитет, способствовать всестороннему развитию студента, помогая ему раскрыть свой потенциал, сформироваться как профессионалу и как личности. Более развернуто, миссия преподавателя-наставника состоит в следующем:
• помочь студенту успешно адаптироваться к вузовской среде, особенностям учебного процесса, требованиям выбранной специальности;
• передавать знания, делиться опытом, обучать эффективным методам учебы, помогать в освоении сложных дисциплин;
• помогать студенту в приобретении практических навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, знакомить с особенностями профессии;
• развивать у студента способность к анализу, синтезу, оценке информации, формировать умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность;
• поддерживать интерес студента к учебе и профессии, вдохновлять на достижение целей, помогать преодолевать трудности и сомнения;
• помогать студенту определить свои сильные и слабые стороны, выявить профессиональные интересы и склонности, выбрать направление дальнейшего развития;
• воспитывать в студенте нравственные качества, гражданскую ответственность, уважение к закону, культуре и традициям;
• поддерживать дружеские и доверительные отношения со студентом, создавать комфортную атмосферу для общения и обмена опытом;
• быть примером для студента в профессиональной деятельности, нравственном поведении и отношении к жизни;
• помогать студенту в подготовке к трудоустройству, знакомить с потенциальными работодателями, оказывать поддержку в поиске работы.
Наставник-преподаватель – это не просто преподаватель, который читает лекции. Это настоящий друг и советчик, который готов уделить время, выслушать и помочь. Он может поделиться личными историями успеха и неудач, дать ценные советы, поддержать в сложных ситуациях. Наставник выступает в роли мотиватора, помогая студенту верить в себя и свои силы.
Таким образом, миссия преподавателя-наставника – это не просто передача знаний, а комплексная помощь студенту в его становлении как личности и профессионала, готового успешно реализовать себя в современном обществе. Преподаватель-наставник – это проводник, помогающий студенту раскрыть свой потенциал и найти свой путь в жизни.
Особенно ценным является опыт наставничества, когда в роли помощника и проводника выступают студенты старших курсов. Миссия студента-наставника – это содействие всесторонней адаптации, развитию и успешному становлению студента младшего курса, опираясь на личный опыт, знания и энтузиазм. Это не просто передача информации, а формирование доверительных отношений, мотивация к учебе, помощь в решении проблем и раскрытии потенциала. К основным задачам студента-наставника относится:
• адаптация к вузовской среде;
• поддержка в учебе (помощь в освоении сложных предметов, совместная подготовка к семинарам и экзаменами т.п.);
• развитие soft skills (помощь в развитии коммуникативных навыков и умения работать в команде, поддержка в развитии лидерских качеств и организаторских способностей, содействие в формировании критического мышления и умения решать проблемы);
• психологическая поддержка (создание атмосферы доверия и взаимопонимания, выслушивание проблем и переживаний, помощь в преодолении стресса и трудностей, мотивация к достижению целей);
• социальная интеграция (знакомство с другими студентами и преподавателями, вовлечение в студенческую жизнь и участие во внеучебных мероприятиях, помощь в формировании позитивного отношения к вузу и выбранной специальности);
• личный пример (демонстрация успешной учебы, активного участия в студенческой жизни и стремления к саморазвитию, соблюдение этических норм и правил поведения, приверженность ценностям вуза).
Студент-наставник обладает рядом преимуществ перед преподавателями или административными сотрудниками:
• студенты старших курсов лучше понимают, с какими трудностями сталкиваются новички, так как сами недавно прошли через это;
• наставник может общаться с первокурсником на равных, создавать более доверительную атмосферу;
• наставник делится своим личным опытом, который может быть более полезным и понятным для первокурсника, чем теоретические знания;
• студенты-наставники часто более мотивированы и заинтересованы в успехе своих подопечных.
Таким образом, миссия студента-наставника – это благородная и ответственная задача, которая требует времени, усилий и искреннего желания помочь другим.
Наставничество – это взаимовыгодный процесс. Наставник получает не только моральное удовлетворение от помощи наставляемым, но и возможность поделиться своим опытом, улучшить свои коммуникативные навыки, а также свежий взгляд на свою профессию. Таким образом, работа с наставляемым помогает наставнику:
• саморазвиваться, поскольку обучение других – отличный способ закрепить собственные знания и навыки;
• развить лидерских качеств, так как наставничество – это возможность проявить лидерские качества, ответственность и эмпатию;
• приобретать новых компетенций;
• улучшать коммуникативных навыков;
• получать удовлетворение от помощи другим.
Успех наставничества во многом зависит от взаимного уважения между наставником и наставляемым. Студент должен быть открыт к советам и критике, готов усердно работать и активно участвовать в процессе. Наставник должен быть терпеливым, внимательным и готовым поддержать своего подопечного
Наставник, вооруженный личным опытом и искренним желанием помочь, становится ценным ресурсом для студента, стремящегося к успеху. Однако, успешная адаптация и развитие в вузе – это не только личные усилия, но и слаженная работа всего учебного механизма. И вот здесь, на передовой организационных вопросов, появляется куратор – не просто еще один сотрудник вуза, а ключевое звено, обеспечивающее эффективное взаимодействие студентов и администрации. Куратор и наставник в вузе – это не конкуренты и не синонимы, а скорее союзники, выполняющие разные, но взаимодополняющие функции в поддержке студентов. Чтобы понять их отношения, нужно четко разграничить их роли и задачи, особенно в контексте образования и молодежной политики. Вот основные отличия:
В некоторых случаях один и тот же человек может выполнять и функции куратора, и функции наставника. Однако важно понимать разницу между этими ролями, чтобы эффективно выполнять свои обязанности и оказывать максимальную поддержку студентам. Куратор может рекомендовать студентов, нуждающихся в дополнительной помощи, наставнику, а наставник может делиться с куратором информацией о проблемах студентов, которые могут повлиять на их успеваемость и посещаемость. В идеале, куратор создает условия для эффективной работы группы, а наставник помогает каждому студенту раскрыть свой потенциал и достичь успеха.
Система наставничества и кураторства в вузах – это инвестиция в будущее. Это вложение в развитие будущих профессионалов, которые смогут внести свой вклад в прогресс общества. И в этом процессе роль наставника и кураторства невозможно переоценить.
Если вы хотите сделать свою студенческую жизнь более насыщенной и полезной, не упустите возможность стать наставником или наставляемым! Обратитесь в Объединенный совет обучающихся, профком или к администрации вуза, чтобы узнать о существующих программах наставничества и подать заявку на участие.