Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
В летописи кинематографа можно найти бесчисленное множество, если не сказать, она усыпана примерами отвратительных спецэффектов, как компьютерных, так и практических, которые применялись для подмены актёров в отдельных кадрах и сценах. Однако в плохой компьютерной модели, внезапно заменяющей живого актёра, есть что-то особенно болезненное и привлекательное. Из-за трёхмерной, чрезмерно гладкой и квазиреальной природы плохой компьютерной графики её использование вместо актёров кажется не просто странным, а вызывающим дрожь.
Проблема обычно не в том, что модели не соответствуют реальным элементам обстановки, а в том, что они недостаточно похожи на людей.
Чтобы отдать должное неубедительным CGI-дублёрам во всей их своеобразной и порой комичной красе, я составил список из 12 особенно поразительных случаев замены актёров на CGI-дублёров, которые не смогли обмануть никого, кроме самих создателей. Некоторые из них — это CGI-модели, созданные с головы до ног, которым не хватает детализации и чьи движения выглядят слишком неестественно; другие — это цифровые изображения, неудачно наложенные на живых актёров; а один пример — это хаотичная попытка исправить ещё более неудачный практический эффект.
Приготовьте глазные капли, иначе будет дискомфортно.
Дуэйн Джонсон в фильме "Мумия возвращается"
Вероятно, самым ярким и неудачным примером замены живого актёра компьютерной моделью стало появление Метаяса аккадского, более известного как Царь Скорпионов, в фильме "Мумия возвращается". В этом сиквеле "Мумии" 1999 года, вышедшем в 2001 году, вновь снялись Брендан Фрейзер, Рэйчел Вайс, Джон Ханна, Патрисия Веласкес и другие актёры из первого фильма. К ним присоединился Дуэйн "Скала" Джонсон, знаменитый рестлер, для которого эта роль в возрасте 29 лет стала дебютом в кино.
После непродолжительного появления Джонсона в начале фильма Царь Скорпионов возвращается в финальной схватке, но уже в виде ужасающего, полностью сгенерированного компьютером гибрида человека и скорпиона, созданного на основе образа Джонсона. Однако человеческая составляющая этого существа выглядит, мягко говоря, неубедительно.
Несмотря на то, что компьютерная графика в фильме "Мумия возвращается" в целом смотрится неплохо для 2001 года, Царь Скорпионов резко выделяется и практически разрушает напряжённый финал фильма, превращая потенциальную угрозу в нелепость. Окончательный облик Царя Скорпионов настолько гротескный, неправдоподобный и попросту смешной, что лишает всякой остроты схватку Рика О’Коннелла (Фрейзера) с ним.
Сообщается, что причиной низкого качества графики стал ограниченный доступ команды к Джонсону из-за его напряжённого графика в WWE. В итоге модель получилась настолько далёкой от реального Джонсона, что её можно было бы создать и без его участия, полагаясь лишь на воспоминания.
Бен Аффлек в фильме "Сорвиголова"
За несколько лет до возрождения интереса к персонажу в массовой культуре, благодаря сериалам Netflix и Disney+, Marvel выпустила фильм "Сорвиголова" в 2003 году. Сценаристом и режиссёром был Марк Стивен Джонсон. В актёрский состав вошли Бен Аффлек (Мэтт Мёрдок / Сорвиголова), Джон Фавро (Франклин "Фогги" Нельсон), Дженнифер Гарнер (Электра Начиос) и, пожалуй, самое удачное решение кастинга — Майкл Кларк Дункан (Уилсон Фиск).
Фильм Джонсона "Сорвиголова" с трудом окупился в прокате и был подвергнут жёсткой критике со стороны аудитории. Зрители посчитали, что он не смог передать дух комиксов о Сорвиголове, во многом из-за излишне легкомысленного и неправдоподобного тона. Эта нехватка серьёзности и реализма отразилась на многих технических аспектах картины, включая компьютерную графику, использованную для воплощения Сорвиголовы в исполнении Аффлека в наиболее сложных и акробатических сценах.
Вместо того чтобы сосредоточиться на трюках и хореографии, как это было сделано в более поздних телевизионных адаптациях, в "Сорвиголове" 2003 года Аффлека зачастую заменяли полностью цифровой версией Человека без страха в костюме. Это редко выглядело правдоподобно, не говоря уже о реалистичности. Сцены, где Сорвиголова перепрыгивает через комнаты, взбирается по стенам и выпрыгивает из зданий, напоминали заставки из видеоигр, где 3D-модель внезапно заменяла Аффлека, как будто зритель этого не заметит.
Питер Кушинг в фильме "Изгой-один"
Фильм "Изгой-один", вышедший в 2016 году, стал знаковым событием в истории "Звёздных войн". Он ознаменовал собой отход от привычного повествования саги о Скайуокерах, представил зрителям побочную историю, впервые обошёлся без музыки Джона Уильямса и заложил фундамент для популярного сериала "Андор" на Disney+.
Однако наиболее спорным моментом "Изгоя-один" в контексте не только "Звёздных войн", но и всего Голливуда, стало использование цифрового двойника умершего актёра Питера Кушинга. Кушинг, скончавшийся в 1994 году, сыграл гранд-моффа Таркина в оригинальных "Звёздных войнах" 1977 года. Вместо того чтобы искать другого актёра, создатели "Изгоя-один" получили разрешение от наследников Кушинга на создание его цифровой модели, которую затем наложили на актёра Гая Генри на этапе постпродакшена.
В итоге, в некоторых сценах "Изгоя-один" появляется неестественная, несколько пугающая версия Таркина, которая внешне и по движениям напоминает Кушинга, но при этом явно не является им. Этот спорный с этической и художественной точек зрения ход, по сути, открыл дорогу для дальнейшей нормализации "цифровой некромантии". Ведь можно было просто взять другого актёра.
Пол Уокер в фильме "Форсаж 7"
При использовании компьютерной графики для "воскрешения" актёров мотивы могут быть разными. Иногда это продиктовано не только желанием поэкспериментировать, но и необходимостью, особенно когда смерть актёра прерывает съёмочный процесс. "Гладиатор" (2000) столкнулся с такой проблемой: Оливер Рид скончался до завершения съёмок сцен с его персонажем. Ридли Скотт нашёл выход, искусно наложив лицо Рида на дублёра, что осталось практически незамеченным для зрителей.
В "Форсаже 7" применение компьютерной графики для воссоздания актерской игры было более очевидным. Если в "Гладиаторе" цифровой Проксимо был представлен ненавязчиво, не отличаясь от предыдущих сцен с Ридом, то в "Форсаже 7" воссоздание Пола Уокера стало центральным элементом нескольких ключевых моментов.
Некоторые из этих кадров выполнены на высоком уровне. Режиссёр Джеймс Ван решился поместить цифрового Брайана О'Коннера, созданного с использованием лица Уокера и тел его братьев или актёра Джона Бразертона, в эмоциональную кульминацию фильма, где Брайан и Доминик Торетто прощаются. Стремление почтить память Уокера понятно, но в итоге этот кадр вызывает чувство неестественности, отвлекая от задуманного эмоционального воздействия.
Чедвик Боузман и Майкл Б. Джордан в фильме "Чёрная пантера"
Спустя несколько лет после премьеры "Чёрная пантера" продолжает занимать лидирующие позиции среди кинолент Marvel, выделяясь как один из самых амбициозных, глубоких и технологически совершенных проектов в рамках киновселенной. От дизайна костюмов и декораций до впечатляющей операторской работы, сложной хореографии трюков и великолепного саундтрека, афрофутуристическая сага Райана Куглера 2018 года демонстрирует эталон перфекционизма и креативности, превосходя многие голливудские блокбастеры. Её влияние на "Оскар" было огромным: несколько знаменательных номинаций и первый триумф фильма Marvel, получившего несколько статуэток.
Однако удивляет отсутствие номинации за визуальные эффекты, являющиеся единственным слабым местом картины. Общий вид "Чёрной пантеры" временами напоминает компьютерную графику, а не живое кино, что порой нарушает целостность впечатляющего дизайна. Но особенно сильно это проявляется в финальной схватке между Т'Чаллой (Чедвик Боузман) и Киллмонгером (Майкл Б. Джордан) в вибраниумных шахтах Ваканды.
Оба персонажа облачены в полностью закрывающие тело костюмы, и в кульминационный момент появляются цифровые копии актёров, необходимые для создания динамичной и антигравитационной сцены. К сожалению, из-за недостаточного качества CGI, решающая битва больше похожа на поединок персонажей из файтинга для PlayStation 3, а не на физически убедительную развязку трагического конфликта.
Пирс Броснан в фильме "Умри, но не сейчас"
Эпоха Пирса Броснана в роли агента 007, включающая четыре картины, стала периодом резких перемен для бондианы, мостиком между шпионскими драмами холодной войны и расцветом голливудских блокбастеров на рубеже веков. С ростом масштаба и зрелищности франшизы возросла и зависимость от компьютерных спецэффектов, качество которых оставляло желать лучшего. Фильм "Умри, но не сейчас" (2002), ставший последней работой Броснана в образе Бонда, возможно, наиболее ярко демонстрирует эту технологическую избыточность ради эффектности.
В первую очередь речь идёт о сцене сёрфинга на гигантской волне, когда Бонд спасается из исландской лаборатории Густава Грейвза (в исполнении Тоби Стивенса), преследуемый спутником "Икар", вызывающим таяние льда. Значительная часть сцены снята с участием Броснана, окружённого компьютерной графикой воды и ледников, созданной на основе синего экрана, что выглядит довольно нелепо. Однако в ключевых моментах, когда Бонд совершает невероятные трюки, актёра заменяет цифровая модель, которая выглядит крайне неестественно даже со спины.
Этот эпизод – яркий пример того, как чересчур смелые амбиции в области компьютерной графики могут навредить даже захватывающему боевику начала 2000-х. Неудивительно, что в последующих фильмах с Дэниелом Крейгом франшиза сделала ставку на более реалистичный и практичный подход к постановке.
Орландо Блум в фильме "Хоббит: Пустошь Смауга"
Вышедший на экраны в 2013 году, "Хоббит: Пустошь Смауга" выделяется на фоне остальной, чрезмерно растянутой трилогии "Хоббита" от Питера Джексона, представляя собой лёгкую, забавную и незамысловатую приключенческую комедию. Разнообразные динамичные эпизоды фильма впечатляют своим размахом, качественной постановкой и увлекательностью, что почти позволяет достичь технического совершенства трилогии "Властелин колец", хотя и не её глубины в драматическом и художественном плане.
Кульминацией становится масштабное столкновение на реке между гномами, эльфами Лихолесья и орками, в котором отсутствует какая-либо серьёзность и преобладает откровенно мультяшная логика, с энтузиазмом реализованная Джексоном и его командой специалистов по визуальным эффектам. Однако, несмотря на то, что эта абсурдность является сильной стороной сцены, заметно, что CGI-персонажи, заменяющие актёров в большинстве общих планов, выглядят не слишком убедительно. Эффектные схватки Леголаса (Орландо Блум) с орками на каменистых берегах реки, пожалуй, одни из самых неудачных моментов с его участием.
За исключением нескольких моментов, где Блум озирается и выпускает стрелы, Джексон практически не пытается интегрировать CGI-Леголаса с реальными действиями. В тех кадрах, где дрожащая камера замедляется, позволяя нам разглядеть Леголаса в деталях, он неожиданно начинает казаться менее реалистичным, чем сами орки.
Райан Рейнольдс в фильме "Зелёный Фонарь"
Фильм "Зеленый Фонарь" Мартина Кэмпбелла, вышедший на экраны в 2011 году, быстро закрепил за собой репутацию одного из худших супергеройских фильмов в истории. Картина нарушила не только общепринятые правила жанра, но и фундаментальные принципы качественного кинопроизводства и эстетики. Критика визуальных эффектов в этом фильме стала общим местом; однако, говоря о неудачной компьютерной графике, нельзя не упомянуть о крайне небрежной цифровой обработке костюма Хэла Джордана (в исполнении Райана Рейнольдса).
Особенностью "Зеленого Фонаря" стало то, что костюмы персонажей были созданы исключительно с помощью компьютерной графики и накладывались на актёров уже на этапе постпродакшна. Это привело к неестественному эффекту: голова Рейнольдса как будто парит над бесформенной массой зелёной компьютерной графики. Мало того, в некоторых сценах фильма Хэл Джордан полностью заменён цифровым аватаром, что делает персонажа совершенно нереалистичным.
Возмущение зрителей по поводу чрезмерного использования низкокачественной компьютерной графики в "Зелёном Фонаре" было настолько велико, что эта тема была высмеяна в "Дэдпуле", где персонаж Рейнольдса Уэйд Уилсон просит не делать его суперкостюм "зелёным или анимированным".
Парадоксально, но в обоих фильмах о Дэдпуле также используются 100% компьютерные модели персонажа, что подчёркивает: проблема не в самом факте использования компьютерной графики, а в её некачественной реализации и непродуманности.
Малышка Ренесми в фильме "Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2"
В приведённом перечне каждый элемент демонстрирует замену живых актёров компьютерной графикой. Однако один из наиболее ярких случаев в истории кинематографа, когда персонаж в игровом фильме был создан посредством некачественной компьютерной графики, даже не подразумевал присутствия реальных актёров. Там была марионетка, но её никак нельзя было назвать человечной.
При взгляде на Ренесми в заключительной части "Сумерек. Сага. Рассвет: Часть 2" (2012) невольно задаёшься вопросом: была ли её цифровая версия лучше или хуже, чем потенциальное воплощение с использованием практических эффектов?
Стоит отметить, что ребёнок, созданный при помощи компьютерной графики в "Рассвете: Часть 2", является настоящей катастрофой в плане цифрового дизайна человеческих персонажей. Даже учитывая сверхъестественную природу гибрида человека и вампира Беллы (Кристен Стюарт) и Эдварда (Роберт Паттинсон), цифровая модель Ренесми выглядит так, словно её просто нет — как будто Розали (Никки Рид) и Белла никого не держат на руках.
Тем не менее цифровая Ренесми оказалась предпочтительнее первоначального плана создателей фильма, которые собирались использовать аниматронную куклу. Компьютерная Ренесми, по крайней мере, выглядит достаточно мило, хотя и не реалистично. А вот закулисные кадры с отвергнутой куклой Ренесми вызывают настоящий ужас.
Пол Радд в фильме "Человек-муравей и Оса: Квантомания"
После 2019 года качество визуальных эффектов в фильмах Marvel Cinematic Universe (MCU) стало активно обсуждаться как поклонниками, так и критиками. Замеченное ухудшение, вероятно, является результатом сочетания перегруженности специалистов по компьютерной графике и недостаточного внимания к деталям со стороны руководителей проекта. Примером творческой небрежности в плане визуальных эффектов в MCU можно считать фильм 2023 года "Человек-муравей и Оса: Квантомания".
"Квантомания" представляет собой довольно скучный и безликий проект от начала и до конца. В фильме использованы устаревшие технологии компьютерной графики, что особенно заметно во многих сценах с участием Скотта Лэнга (Пол Радд) в костюме Человека-муравья. Например, в сцене с энергетическим ядром, где зритель должен почувствовать, как Скотта окружают его многочисленные версии, визуальные эффекты выглядят устаревшими, создавая впечатление, что только фигура Радда в центре кадра (или даже только его голова) кажется реальной.
Это лишь один из многих примеров проблем с визуальными эффектами в фильме. Хотя в MCU были и другие не самые удачные проекты, "Квантомания" оставляет впечатление, что создатели фильма не приложили достаточных усилий для создания качественного визуального продукта.
Арнольд Шварценеггер в фильме "Терминатор: Да придёт спаситель"
Если вас интересует, почему картина 2009 года "Терминатор: Да придёт спаситель" не пользуется особой популярностью и не занимает видное место в памяти поклонников саги, то лаконичный ответ таков: качество оставляет желать лучшего. Немаловажным фактором является и то, что это единственный из шести фильмов, в котором отсутствует Арнольд Шварценеггер (в то время исполнявший обязанности губернатора Калифорнии) в роли Терминатора, что, казалось бы, является неотъемлемым элементом любого фильма "Терминатор".
Однако "Терминатор: Да придёт спаситель" обошёлся без Шварценеггера, и создатели попытались компенсировать отсутствие лица франшизы и её ключевой звезды, воссоздав его образ посредством компьютерной графики. В большинстве эпизодов, где лицо Т-800 не видно чётко, персонажа играет австрийский актёр и бодибилдер Роланд Кикинджер, ранее воплотивший Шварценеггера в биографическом телефильме 2005 года "Смотрите, Арнольд идёт!".
В одной из ключевых экшн-сцен, где демонстрируется крупный план лица Т-800, лицо Шварценеггера было наложено на тело Кикинджера с использованием цифровых технологий. Итоговый результат, как и следовало ожидать от столь амбициозного и сложного CGI-эффекта в фильме 2009 года, снятом Макджи, получился, мягко говоря, не самым убедительным.
Эзра Миллер в фильме "Флэш"
Общеизвестно, что "Флэш" 2023 года, несмотря на позитивное отношение к нему Джеймса Ганна, является крайне неудачным фильмом. И даже когда мы критикуем недостатки сценария, актёрской игры, режиссуры, операторской работы и визуальных эффектов, остаётся ощущение, что охвачена лишь верхушка айсберга. Каждое последующее погружение во "Флэша" – если, конечно, найдётся смельчак, готовый к повторному просмотру – демонстрирует новые уровни поразительной халтуры.
В процессе первого просмотра зритель может быть настолько ошеломлён сумбурностью и визуальной неряшливостью экшн-сцен, что не обратит внимания на чрезмерное использование компьютерной графики для замены актёров даже в статичных сценах. Легко не заметить дилетантскую постановку и слабые визуальные эффекты в эпизоде, где Супергёрл (Саша Калле) сражается с сибирскими охранниками, где и без того хватает неудачных CGI-замен.
Однако, приглядевшись к финальному кадру этой сцены, в котором Бэтмен (Майкл Китон) приходит на помощь, можно заметить, что Барри Аллен, он же Флэш (Эзра Миллер), как в костюме, так и без него, выглядит как неестественная, резиновая и плохо детализированная цифровая модель. Некачественная компьютерная графика в сложных трюковых и динамичных сценах – это одно, но неужели создатели не смогли найти двух дублёров в костюмах Барри для этой короткой 15-секундной сцены?
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, какие 12 сцен из известных научно-фантастических фильмов больше всего расстроили фанатов.
Я создал второй канал — "Лунный Буржуй", где теперь на регулярной основе размещаю статьи о космосе во всех его проявлениях: исследования, реальные полёты, встречи с пришельцами, фантастические миры и так далее. Подписывайтесь, будет интересно.
Возможно, вас также заинтересует: