Если вы когда-нибудь зачитывались упоительными повестями Ивана Петровича Белкина и готовы попасть из мира реального в выдуманный, литературный, то смело отправляйтесь во Львовку, деревню, входящую в нижегородское имение Пушкиных Болдино.
Немного истории с географией
Львовка – одна из многочисленных деревень, входивших в вотчинные владения рода Пушкиных на нижегородской земле. Она расположена в 9 километрах от Болдина. Во времена, когда здесь бывал Александр Сергеевич, она была совсем маленькой: на выселках жили в основном неугодные.
В конце 30-х годов XIX века из разросшегося Болдина сюда переселили часть крестьян. А в конце 40-х – начале 50-х годов после раздела наследства по распоряжению Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской в Львовке был построен дом и разбит парк. Владельцем новой усадьбы стал Александр Александрович Пушкин, старший сын великого поэта.
Сегодня в господском доме расположился уникальный в своём роде музей «Повестей Белкина». Выбор такой экспозиции не случаен: окружающие пейзажи и интерьеры дома как нельзя лучше подходят сюжетам пушкинской прозы.
Немного о «хозяине» усадьбы Иване Петровиче Белкине
Иван Петрович Белкин – фигура очень интересная. Известна традиционная позиция литературоведов о том, что это вымышленный герой и искать прототипы – дело неблагодарное.
Однако, собирая материалы для этой статьи, я наткнулась на очень интересную версию историка Сергея Ипполитова, который предполагает, что с одним представителем древнего рода Белкиных, соседей Гончаровых по имению в Полотняном Заводе, А.С. Пушкин вполне мог познакомиться лично.
К тому же по возрасту и положению он мог быть конкурентом поэта в борьбе за руку и сердце Натальи Николаевны. Но эта версия, к сожалению, не имеет подтверждения. Хотя мысль о том, что, день и ночь думая о невесте, запертый холерными карантинами в Болдине, Пушкин специально изобразил в повестях соседа Натали, добавил знакомое ей лицо, мне очень понравилась. Разве это не привет любимой?
Вернёмся к Ивану Петровичу Белкину. Самым подробным образом его биография описана в «Истории села Горюхина», неоконченной повести, написанной в 1830 году, во время первой Болдинской осени.
Кто же он? Единственный ребёнок в семье провинциальных дворян, шалопай, не получивший ни серьёзного образования, ни толкового воспитания, неженка и сибарит, вышедший в отставку с не слишком успешной военной службы и засевший писать.
Почему Пушкин прибегнул к вымышленному авторству?
В письме другу и издателю П.А. Плетнёву, А.С. Пушкин рассказывает: «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся – и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…»
Поэт прав: современная критика разгромит «Повести Белкина», причём на автора обрушатся не только враждебно настроенный завистник Булгарин, но и В.Г. Белинский. Почему? От него ждут эпохального романа, соответствующего масштабу гения, а он написал бытовые, лёгкие, на первый взгляд, повести. Кроме того, переход поэта на прозу современники воспринимают как закат таланта А.С. Пушкина.
Придумав вымышленного автора Ивана Петровича Белкина, которому сюжет каждой повести рассказал кто-то ещё (титулярный советник А.Г.Н., подполковник И.Л.П., приказчик Б.В., девица К.И.Т.), писатель «размывает» ответственность за малоправдоподобные события, изображённые в них. А.С. Пушкин создаёт изящные пародии на известные произведения своего времени: здесь просматриваются переклички с сюжетами Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, В.Панаева, В. Скотта и других авторов.
Кроме того, вымышленный составитель понадобился Александру Сергеевичу, чтобы написанное понравилось прежде всего читателю. Ведь Белкин изображён честным офицером и скромным провинциальным помещиком, способным сопереживать ближнему. Он добрый малый, «как вы да я, как целый свет». Читатель доверял такому рассказчику охотнее, чем модному писателю.
Музей «Повестей Белкина»
Что же увидим мы в доме Ивана Петровича Белкина? Мы входим на порог, и нас встречает его настоящий хозяин – Александр Александрович Пушкин, старший сын поэта.
На первом этаже общественные помещения: касса, сувенирная лавка и холл, украшенный иллюстрациями к «Повестям Белкина». Здесь же кабинет Ивана Петровича. Раскрытый секретер с рукописями и перьями. Напротив диван, чтобы отдохнуть после напряжённой работы. Портреты предков, а в углу – часы как напоминание: «Делу – время».
Крутая лестница ведёт на второй этаж.
Сразу за ней небольшое общее пространство, оформленное как комната станционного смотрителя. Это весьма логично: круглосуточно на станцию приезжают и с неё уезжают люди, вся жизнь героя в проходной комнате.
Важные детали: самовар с пирогами (он у Дуни всегда готов для раздражённых гостей), конторка и перо, бумаги, куда Самсон Вырин внесёт запись о выданных лошадях. За «окном» отъезжающий ямщик, а на стене «картинки», одна из которых изображает возвращение блудного сына.
Далее мы попадаем в гостиную, создающую атмосферу жилого (живого) дома, где соседей потчевали чаем с домашним вареньем («с одною ложечкой на всех»). Вот почему рядом с диваном горка с чайными принадлежностями.
В центре – рояль. Принято было музицировать и коротать время за игрой в карты. На игральном столике, кроме карт, газета «Сенатские ведомости», которую предпочитали провинциальные помещики.
Из гостиной можно попасть в три разные комнаты, каждая из которых оформлена в духе какой-то повести. «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка» - сюжет каждого произведения разворачивается в провинциальной усадьбе.
Куда мы попали, легко узнать по деталям. Секретер, небрежно брошенный мужской плащ, газеты и журналы с новостями, а главное, пистолет – обстановка в комнате Сильвио, главного героя «Выстрела».
Завешенная кисеёй девичья кровать, столик для рукоделия, томик с французским романом, флакон духов и написанное украдкой письмо, наконец, узел с необходимыми вещами для побега – перед нами комната Марии Гавриловны из «Метели».
Разбросанные на диване модели модных платьев, на креслах развешенная одежда (девичье платье и крестьянский сарафан), на полу изящные лапотки (барышне трудно ходить босиком), на столике соломенная шляпка - комната Лизы Муромской из «Барышни-крестьянки».
Удивительное ощущение! Чувство, как будто ты попал в книгу. Представлял это много раз – и вдруг всё материализовалось.
В доме нет места только «Гробовщику». Оно и понятно: события этой повести происходят в Москве, в конторе, которая переехала со Старой Басманной (именно там жил похороненный поэтом накануне приезда в Болдино дядя Василий Львович) на Большую Никитскую, где напротив подобной конторы жили Гончаровы. Но рукописи А.С. Пушкина, размещенные на первом этаже, напоминают нам и об этом сюжете.
Посещение усадьбы Львовка оставляет необыкновенно приятные впечатления. Ты словно ненадолго попал в мир пушкинской прозы, простой, но вместе с тем глубокой, со светлым, всегда оставляющим надежду финалом.
А вы бываете в дворянских усадьбах? Или в литературных музеях нашей страны? Какие из них вам запомнились? Поделитесь с нами воспоминаниями: нам очень интересно.
Благодарю, что дочитали до конца, не забудьте поставить лайк!
Заходите ещё и подписывайтесь на канал: мы рады новым друзьям!