Найти в Дзене

Курсовая работа: Сравнительный анализ методов анкетирования и интервьюирования в социологических исследованиях.

Оглавление

В курсовой работе проводится комплексный анализ двух ключевых методов социологического исследования — анкетирования и интервьюирования. На фоне растущей роли изучения общественного мнения в современной России рассматривается актуальность совершенствования методологии опросных методов. В работе детально изучены теоретические основы, понятия и основные характеристики интервью и анкетирования, выделены их классификации и специфика применения. Проанализированы общие возможности и достоинства опросного метода как универсального инструмента сбора первичной вербальной информации, отличающегося экономичностью и возможностью количественной обработки данных. Особое внимание уделено сравнительной оценке преимуществ каждого метода: анкетирование рассматривается как эффективный способ массового и анонимного сбора данных, в то время как интервью позволяет получить более глубокое понимание мотивов и мнений респондентов. В заключении делается вывод о целесообразности как самостоятельного, так и комбинированного использования анкетирования и интервью для повышения надежности и глубины социологических исследований, в том числе при изучении общественного мнения и в маркетинговых исследованиях.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение 3

Глава 1.Теоритические основы изучения методов социологического исследования: анкетирования и интервьюирования 5

1. 1 Понятие и основные характеристики интервью как метода социологического исследования 5

1. 2 Понятие и основные характеристики анкетирования как метода социологического исследования 12

Глава 2. Общая оценка возможностей опросного метода и преимущества методов анкетирования и интервьюирования 18

2. 1 Общая оценка возможностей опросного метода 18

2. 2 Преимущества методов анкетирования и интервью 23

Заключение 28

Список использованных источников и литературы 30

Введение

Актуальность темы исследования. Опросы общественного мнения в последние десятилетия становятся неотъемлемой частью российской действительности. Многие исследователи находят в этом подтверждение общемировой тенденции углубления и развития различных форм демократии в XXI в. В связи с этим можно предположить, что в ближайшие годы в мире будет активно разрабатываться и совершенствоваться практика изучения общественного мнения. На фоне вызовов социальной действительности возникает острая необходимость обсуждения существующих проблем и перспектив изучения общественного мнения, достигнутых результатов и перспектив использования глобального опыта исследования мнений. Необходимо с ясностью представлять, что может происходить в этом исследовательском направлении в грядущие десятилетия, как будут развиваться методология опросов и исследовательские практики. Выделение существующих проблем поможет более четко определить слабые места, знакомство с существующими проблемами в методологии изучения общественного мнения лидеров в этой сферы поможет успешному развитию ее в современной России.

Добавим к этому, что российским исследователям предстоит обеспечить полноправное присутствие России в глобальной системе изучения общественного мнения, правда для этого, кроме усилий социологов, прежде всего, необходимо, чтобы происходило улучшение качества взаимодействия власти и общественного мнения, а также совершенствование технологии его исследования. Между тем складывается впечатление, что многие исследователи потеряли интерес к методологической и методической работе в этой области. Чем иным можно объяснить то обстоятельство, что на фоне быстрого развития исследовательских практик прирост в области методологии и техники исследований не велик. Определенно существует дефицит научных источников и площадок для обсуждения актуальных проблем исследования общественного мнения. К этому можно добавить, что практически не проводятся специальные исследования, посвященные оценке и развитию методов и технике проведения опросов, чему в зарубежной науке, особенно американской, уделяется первостепенное внимание.

Целью работы является изучение преимуществ методов анкетирования и интервью.

Для ее реализации в работе ставятся следующие задачи:

- рассмотреть понятие и основные характеристики интервью как метода социологического исследования;

- изучить понятие и основные характеристики анкетирования как метода социологического исследования;

- исследовать общую оценку возможностей опросного метода;

- проанализировать преимущества методов анкетирования и интервью.

Объектом исследования являются методы социологического исследования.

Предметом исследования являются преимущества методов анкетирования и интервьюирования.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов, как: Андреев Э.П., Данилов А.И., Бабосов Е.М., Белановский С.А., Верецкая А.И., Дьяков А.П., Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.,

Гусарова М.А., Короткова Л. Н., Лавриненко В.Н., Путилова Л.М., Могилевский О. Р., Мормонов М.К., Тавокин Е.П., Чумичкин А.А., Швец Е.В. и др.

Решение теоретических задач осуществлялось с использованием общенаучных методов исследования: сравнительного анализа, синтеза, научной абстракции, группировки, аналогии, обобщения.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения методов социологического исследования: анкетирования и интервьюирования

1. 1 Понятие и основные характеристики интервью как метода социологического исследования

Метод интервью является популярным средством получения первичной социологической информации, что подтверждается его активным использованием в эмпирических социологических исследованиях практически на всем протяжении существования социологической науки. По мнению А. Готлиб, этот метод входит в тройку универсальных методов сбора социологической информации, к которым относятся, помимо интервью, также анализ документов и наблюдение. И с этим нельзя не согласиться. Ведь если взять любую методику, используемую для получения эмпирических данных социологами-практиками, то при подробном рассмотрении окажется, что в основе ее лежит один из трех универсальных методов. Более того, универсальность этих методов проявляется еще и в том, что они применяются в своих различных модификациях и в классическом, и в качественном социологическом исследовании.

Рассмотрим особенности метода интервью, который давно и повсеместно используется как способ получения информации. В интервью всегда происходит взаимодействие людей по схеме «вопрос - ответ».

Еще в античные времена мыслители обратили внимание на то, что определенным образом построенная или тематически направленная беседа является способом получения знания не только о текущих событиях, но и о представлениях, воззрениях и устремлениях людей. Сократ использовал диалог для получения философских знаний. Его метод состоял в том, что сначала необходимо разделить свою мысль на маленькие звенья и каждую часть этого звена подать собеседнику в форме вопроса, подразумевающего ответ «от души человека», накапливающей знание в форме понятий. Таким образом, можно констатировать, что основополагающий принцип интервью практически не изменился со времен античности, ведь при интервьюировании контакт между интервьюером и респондентом осуществляется посредством вопросов, предусмотренных исследователем, и ответов, которые формулирует респондент.

Метод интервью в различных видах и модификациях активно используется современными социологами. Выбор исследователем той или иной разновидности интервью обусловливается целями и задачами исследовательского проекта. В связи с этим в практике эмпирической социологии присутствует большое разнообразие методик интервьюирования, которые укладываются в десятки классификаций, построенных по различным основаниям. В частности, Н.В. Веселкова отмечает, что существуют классификации интервью, имеющие в своей основе узкие частные критерии, непосредственно интересующие исследователя, и приводит в качестве примеров классификацию Ш. Хакерс и К. Уоррен, которые выделяют три вида интервью, различных по степени знакомства интервьюера и респондента, и классификацию, сочетающую разные основания, Дж. Адамса и Дж. Шваневельдта, выделяющих исторически сложившиеся и ныне устоявшиеся в литературе виды интервью - фокусированное, недерективное, клиническое и телефонное[3]. Несомненно, что данные классификации имеют право на существование, поскольку могут быть полезными в частных случаях. Однако также очевидно, что они не могут являться основополагающими или базовыми, так как не охватывают всего многообразия практик социологического интервьюирования.

Здесь уместно обратиться к «Социологической энциклопедии» под редакцией В.Н. Иванова, в которой приводится обширная статья на тему интервью и, в частности, говорится, что «степень формализации интервью является основным видом классификации и определяет степень свободы поведения респондента и интервьюера». Следовательно, все разнообразие видов интервью можно разделить на формализованные (или жестко формализованные), полуформализованные и неформализованные интервью. В случае использования формализованного интервью исследователь имеет возможность получить поверхностный слой мнений, в то время как менее формализованные виды интервью дают возможность исследовать глубинные мотивы поступков и понимать мнения респондентов.

1. 2 Понятие и основные характеристики анкетирования как метода социологического исследования

Анкетирование (от франц. enquete, буквально - расследование) - одно из основных технических средств конкретного исследования; применяется в медицинских, социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

Анкетирование, или опрос, позволяет наиболее жестко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос - ответ» строго регламентирована и конкретна.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не регистрируется, фиксируются лишь его ответы), что позволяет получить наиболее точную информацию. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число опрашиваемых за короткий срок.

-2

2. 2 Преимущества методов анкетирования и интервью

Учитывая, что не существует методов плохих или хороших, нужно помнить о необходимости их адекватного применения, предполагающего соответствие метода определенному классу задач, для которого он разработан. Например, метод опроса рассчитан на исследование различных видов вербального поведения респондента. Метод наблюдения – на исследование различных видов действий социальных субъектов.

К числу основных методов сбора социологической информации, обычно относят такие, как массовый опрос, интервью, анализ документов, наблюдение и др. Особенности же применения экспертного опроса и в частности метода экспертных оценок рассматриваются по большей части лишь в приложении к социальному прогнозированию. Вместе с тем потенциал экспертного опроса позволяет рассматривать этот метод не только в ряду вспомогательных методов социологического исследования. В условиях, когда не представляется возможным получить социологическую информацию другими методами, экспертный опрос может быть достаточно эффективным и служить основой для рекомендаций и управленческих решений.

Преимущества методов анкетирования и интервью представлены на рисунке 2.

-3
-4