Найти в Дзене
Чёрный Лебедь

США и Россия защищают авторынки: как реагируют компании и покупатели?

В США тарифы Трампа на импорт авто и запчастей подкосили местных гигантов. General Motors потеряла $1,1 млрд во II квартале, прогнозируя убытки до $5 млрд за год. Tesla Илона Маска пострадала от отмены льгот на электрокары — акции рухнули на 9,5%.

Потери европейских бренды — существенны: Mercedes-Benz, например, минус $420 млн за II квартал. Но Toyota бьет рекорды: выручка выросла на 5,5% (5,1 млн авто за полгода), из них 65% — экспорт, а диверсификация внешних продаж спасает Toyota от ударов тарифов.

В России импорт новых авто рухнул на 63% в 2025 году — 149 300 машин против 408 500 в 2024-м. Китай доминирует с 77% импорта (Changan, Geely). Продажи новых авто упали на 26,3% (530 375 единиц), но иномарки — всего равно главные желанные бренды для россиян.

Вторичный рынок вырос на 2% в I полугодии, с Японией (49,5%) и Кореей (22,5%) в лидерах. Подержанные машины — спасение для россиян, но отечественные бренды в тени.

В общем, покупатели в США и РФ, похоже, адаптируются: за океаном растет спрос на местные авто, в России — на б/у и китайские марки. Хотелось бы, чтобы россияне покупали больше наших машин, но нет.

Парадоксально, но обсуждаемое сейчас повышение утильсбора для автомобилей мощнее 160 л.с. может ещё больше подстегнуть спрос к б/у машинам. И большой вопрос, увеличится ли принципиально при этом спрос на локальные бренды, учитывая, что по ценам там выгоду часто уже не найти.

Зачем российский автопром задирает ценник, а потом там сетуют на слабый спрос у местного потребителя? Если продукция — классная, то учитесь у Toyota: продавайте большую часть своих авто за границей, да ещё и в разных регионах мира.