Сегодня речь пойдёт о железнодорожном кольце, считающемся классической границей Московского ж/д узла. Да, речь пойдёт о Большом кольце МЖД, проходящем от центра столицы на приличном расстоянии! На западе центр столицы будет поближе (даже частью проходит по Новой Москве), но на севере и северо-востоке настолько далеко, что оно идёт по территории даже не Московской — Владимирской области!
Рождение дороги
У некоторых участков Большого кольца МЖД ещё дореволюционное прошлое. Линия из Егорьевска в Воскресенск была построена ещё в 1870 г. на деньги егорьевских фабрикантов, в 1897-1899 гг. она была продлена в Орехово-Зуево через Дулёво и Куровское. Другой участок построили уже фабриканты из Александрова, поначалу до Киржача. В 1916 г. эти участки решают соединить, чтобы дать ход с заводов на этой линии на Нижегородскую дорогу, видимо, для более удобной логистики, только вот её закончили лишь уже в гражданскую войну.
Надо сказать, что именно по этим участкам сейчас самое интенсивное движение на кольце. Ну, здесь очень много населённых пунктов, и не самого последнего калибра, поэтому, да, здесь много поездов, притом с неплохой загрузкой.
Завершение кольца
Кольцо закончилось в годы Великой Отечественной войны, так как требовалась перевозка грузов для фронта в больших количествах, не сильно загружая московские радиальные направления. Перед войной была сделана лишь восточная половина кольца, но у неё и история долгая, разве что дополнительно в 1938 г. были проложены ветвь из Воскресенка в Жилёво, а также обход Егорьевска. Это суммарно соединяло между собой Ярославское, Горьковское, Казанское, Рязанское и Павелецкое направления, а также линию из Белькова в Иваново — о ней позже, пока лишь скажу, что она начинается между Александровом и Киржачом. Но то, пусть и загруженные, но восточные направления и лишь по одному из северных и южных. Теперь предстояло соединить друг с другом и западные направления. Причём ГКО на время осадного положения столицы приостанавливал стройку, её возобновили только в самом начале 1942 года.
В некоторых источниках стройку нынешней западной половины Большого кольца МЖД называют секретной стройкой №7. Собственно, в приказе Народного комиссара путей сообщения об открытии дороги в феврале 1943 г. и сказано, что эту дорогу построило 7-ое строительное управление. Правда, было видно, что дорога была построена в спешке, не очень качественно, хотя и в этом качестве дорога сработала очень хорошо, как на перевозку военных грузов, так и в деле послевоенного восстановления. Правда, со временем кольцо пришлось несколько усиливать, в том числе реконструируя его участки. Вон, в 1960-1970-е гг. на нём возникли 2 мощнейшие сортировочные станции — Бекасово на западе, на пересечении с Киевским направлением, и Орехово-Зуево, на пересечении с Горьковским на востоке.
Но людей как возили на востоке, так и возят в основном там. На западной части кольца пассажиропотоки очень слабые, в основном железнодорожники. Но там и населённых пунктов сколь-либо серьёзных нет, там в значительной степени возят грузы с условного Бекасова.
Как кольцо организовано?
Прежде всего, не на всех участках кольцо является самим собой. На севере и северо-востоке его участки совмещены с Савёловским направлением (от Икши до Яхромы, есть ход и из Дмитрова) и с Ярославским (от поста 81 км до Александрова). Именно этот последний совмещённый участок и выносит Большое кольцо МЖД за пределы Подмосковья.
Основная масса кольца двухпутная, есть и несколько однопуток. Одна из них, увы, не справляется — это отрезок от Наугольного до Савёловского направления, он однопутный из-за рельефа, и сейчас на этом отрезке пробивают 2-ой путь, но там само Савёловское направление проблемное, потому что тоже однопутное после Дмитрова. Однако есть и пара мест, где в своё время второй путь был выведен из обращения после падения грузопотоков на фоне распада СССР.
Большое кольцо МЖД, оно же — Большая Московская окружная ж/д (БМО), имеет связи со всеми радиальными направлениями Мосузла. Всеми. Но не на все из них удобные пересадки имеются. Ну, Савёловское и Ярославское направление — понятно, сказал выше, совмещённые участки. Также есть неплохие пересадки и на некоторые другие направления, так как часть станций была реконструирована после войны: Орехово-Зуево — на Горьковское направление, Куровская — на Казанское, Воскресенск — на Рязанское, Михнёво и Жилёво — на Павелецкое (к Жилёву примыкает одна из ветвей кольца, основной ход идёт через Михнёво), Бекасово — на Киевское, Кубинка — на Белорусское, а также Бельково на линию в Иваново. Но есть и пересадки очень сложные, для которых либо придётся пройтись немало, либо молиться, чтобы поезд на радиальную станцию заехал! Это Манихино на Рижском направлении, Поварово на дороге Петербург — Москва, Столбовая на Курском. И заметьте: последний прикол есть только на тех участках, где пассажирское движение очень слабое.
И последнее — можно ли проехать кольцо целиком? По нынешним временам, увы, не одним днём, и если не будет отмен, особенно это касается западной половины кольца.
Линия Бельково — Иваново
В заключение общего блока информации дам единственную линию, отходящую от кольца и не выходящую даже в Московскую область.
Эта линия тоже с дореволюционной историей и должна была всё-таки получить продолжение в Подмосковье. Сам участок был открыт в 1898 г., должен был быть построен отрезок от Белькова до Щёлкова, но, увы. Да и сама линия из Белькова однопутная без электрификации, но, справедливости ради, все линии в Иваново неэлектрифицированные. Но движения по ней немножко. Есть пара пригородных поездов из Иванова в Александров и обратно, а также поезда из Москвы в Иваново и Кинешму, но их немного. Жаль! Дорога проходит мимо старинных городов Юрьев-Польский и Гаврилов Посад по меньшей мере! Можно было бы глянуть там пару вещей, но для этого нужно кратно усилить эту дорогу.
Пассажирские поезда из Москвы сюда попадают по довольно мудрённой схеме: они заезжают на станцию Александров-1, там меняют электровоз на тепловоз и затем пятятся на восток, хотя в теории есть выход и сразу со стороны Москвы, минуя Александров-1. Но тут логику можно понять — Александров-1 — ключевая ж/д станция городка, тут просто всем удобнее будет садиться в поезд.