Neue Zürcher Zeitung | Швейцария
В Китае популярность набрала компьютерная игра, в которой мужчины мстят женщинам, пишет NZZ. Эксперты считают, что это отражает глубокий социальный кризис — растущую волну одиночества и недовольства среди молодых китайцев.
Катрин Бюхенбахер (Katrin Büchenbacher)
В Китае невероятную популярность набрала компьютерная игра, в которой мужчины мстят женщинам. Это отражает более глубокий социальный кризис: растущую волну одиночества и недовольства среди молодых китайцев, которые винят в своих проблемах феминизм. Но дело не только в этом.
Лю Цзе исполнился 21 год, когда он спрыгнул с моста в Янцзы. Это случилось 11 апреля 2024 года, в 4:43 утра он был уже мертв. Об этом позже написала его сестра в китайской соцсети. Она рассказала, что за несколько дней до самоубийства Лю расстался со своей девушкой и перевел ей 66 тысяч юаней — эквивалентно более 20 франков франкам по паритету покупательной способности.
Мученик для мужчин
Лю Цзе был не просто анонимом в интернете. В сети он был известен под псевдонимом Панмао — "толстый кот". Он зарабатывал тем, что играл в видеоигры за разных персонажей и транслировал это онлайн. Однако настоящую известность ему принесла не карьера стримера, а смерть. После его гибели сестра начала раскрывать все более интимные подробности его жизни и отношений. По ее словам, Лю щедро одаривал свою девушку, которая была старше него на шесть лет, работал по 10 часов в день и полностью пренебрегал собой.
Поклонники Панмао были уверены: девушка использовала его ради денег, довела до самоубийства. Он стал символом мужских страданий, мучеником. Его бывшую преследовали, оскорбляли, даже угрожали. Интернет захлестнула волна женоненавистнических комментариев. В ситуацию даже пришлось вмешаться полиции: выяснилось, что отношения были взаимными и деньги в паре передавались в обе стороны.
Но общественное мнение было уже сформировано. История Лю Цзе нашла отклик у многих молодых мужчин. Всё больше китайцев остаются в одиночестве не по своей воле и винят в этом женщин и феминизм. Это ощущение отчужденности и фрустрации нашло воплощение в новом хите китайского гейминга.
"Месть охотницам за деньгами"
В июне в Китае вышла игра Revenge on Gold Diggers ("Месть охотницам за деньгами"). Главный герой — мужчина по имени Бэньмао (возможно, отсылка к Панмао), которого обманула женщина, выманив у него деньги. Теперь он мстит. Игра моментально ворвалась в топ скачиваний по стране. Разработчики даже спрятали в коде игры пасхалку — своеобразную дань памяти Панмао.
Этот тренд — не просто игровое развлечение, а симптом социального кризиса. Мужская фрустрация в Китае находит выход в виде агрессии к женщинам и неприятия равноправия полов. И хотя в действительности причины одиночества и тревожности среди мужчин куда глубже — от демографических сдвигов до экономических стрессов — именно женщины все чаще становятся удобной мишенью.
30 миллионов одиноких мужчин: почему в Китае мужчины хотят вступить в брак, а женщины — нет
Мошеннические схемы, связанные с романтическими отношениями, широко распространены в Китае. Особенно популярен прием под названием "убой свиньи": в интернете некая "красавица" разыгрывает любовь и доверие, чтобы выманить у мужчины деньги. Чаще всего за такими "женщинами" стоят вовсе не реальные девушки, а хорошо организованные преступные группы, действующие из Юго-Восточной Азии. Эти профессиональные обманщики отлично знают, что все больше молодых китайцев чувствуют себя одинокими, неуверенными в себе, социально уязвимыми и потому становятся легкой добычей для любовных аферистов.
В Китае любовь давно стала экономическим вопросом. При заключении брака на первое место выходят материальные критерии, а не чувства. Как показала общенациональная перепись населения 2020 года, в Китае насчитывается около 30 миллионов мужчин, ищущих себе спутницу жизни. Наиболее остро проблема стоит в сельской местности: по данным опроса 2024 года, одиноким мужчинам старше 30 особенно трудно найти себе жену.
Причина уходит корнями далеко в прошлое — к политике одного ребенка в семье, действовавшей с 1980 по 2015 год. Многие семьи предпочитали рожать мальчиков и прерывали беременность, если УЗИ показывало девочку, или отдавали девочек на усыновление, надеясь родить сына. В результате образовался серьезный гендерный дисбаланс: в 2010 году на 100 девочек рождалось 118 мальчиков, в 2020 — 111.
При этом брак в китайской традиции — это не только и не столько история любви, сколько альянс двух семей, где важнейшую роль играют деньги и имущество. От мужчин по-прежнему ожидают наличия квартиры и выплаты так называемого выкупа за невесту — традиции, с которой правительство безуспешно борется десятилетиями. Хотя в городах сумма выкупа снижается (менее 40% браков в городах предполагают его), в целом по стране выкуп по-прежнему выплачивается в почти 80% случаев.
Польский ясновидящий заглянул в будущее и предупредил о страшном. Европа содрогнулась в ожидании
Даже если молодые мужчины лично и не считают наличие квартиры или большого выкупа обязательными, последнее слово часто остается за родителями. На фоне экономического застоя и роста безработицы многие мужчины чувствуют колоссальное давление и решают вовсе отказаться от идеи жениться.
Ситуация с женщинами иная. Образованные, самостоятельные, нередко за 30, они не стремятся к браку вовсе. Общество при этом навешивает на них клеймо "лишние женщины", по смыслу близкое к нашему "старая дева". Однако все больше китаянок не просто мирятся с этим ярлыком, но и начинают ценить свою свободу.
Таким образом, в то время как миллионы мужчин отчаянно хотят создать семью, женщины все чаще не хотят.
Такое общественное поведение стремительно распространяется. Почти 44% женщин в возрасте от 18 до 26 лет заявили, что не хотят выходить замуж или сомневаются в этом решении. Об этом свидетельствует опрос Коммунистической молодежной лиги, проведённый в 2021 году. Среди мужчин того же возраста подобных взглядов придерживаются около 25%. Это связано с тем, что самосознание китаянок за последние два десятилетия значительно изменилось. В Китае, пусть и не так громко, как на Западе, прошла феминистская волна и даже зародилось движение #MeToo, которое повлекло за собой изменения в обществе: с 2015 года в стране действует закон против домашнего насилия.
Несмотря на репрессии со стороны властей в отношении феминистских активисток, движение оказало влияние на общество в целом. За последние месяцы в прокат вышли сразу два фильма о феминистках — один о матерях-одиночках, другой о женской тюрьме. На фоне таких изменений игры вроде Revenge on Gold Diggers, в которых женщины представлены как расчетливые мошенницы, можно расценивать как реакцию на рост женской самостоятельности. Гендерный разрыв в Китае, как показывают данные опросов и культурные тренды, продолжает расти.
А что вы думаете об этой тенденции в китайском обществе? Поделитесь в комментариях!