Найти в Дзене
окно в икону

Блаженный Василий, снявший с себя тленные одежды

С праздником, уважаемые читатели! Во второй половине шестнадцатого века в Москве умер человек, который не был правителем или знатным вельможей, но именно его именем был назван в народе храм, имевший официальное название Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Человек, произведший сильнейшее впечатление на современников, канонизированный менее чем через тридцать лет после смерти. Годы не отражены в его житии, ни рождения, ни смерти, он и жил вне времени, и тем более позже во временных ограничениях не нуждался. Где он родился, тоже не известно, первые признаки его неотмирности проявились в отрочестве, учась сапожному ремеслу, отрок проявлял удивительную проницательность. Поэтому стал не сапожником, а юродивым Христа ради. Самым ярким проявлением его юродства была нагота. Полная. Не говоря о том, что так ходить то холодно, то жарко, но это и не принято, не прилично. Но в данном случае это символизировало снятие с себя одежд греха, обнажение от лжи и злобы. Поэтому все, кто поначалу сме

С праздником, уважаемые читатели! Во второй половине шестнадцатого века в Москве умер человек, который не был правителем или знатным вельможей, но именно его именем был назван в народе храм, имевший официальное название Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Человек, произведший сильнейшее впечатление на современников, канонизированный менее чем через тридцать лет после смерти.

Годы не отражены в его житии, ни рождения, ни смерти, он и жил вне времени, и тем более позже во временных ограничениях не нуждался. Где он родился, тоже не известно, первые признаки его неотмирности проявились в отрочестве, учась сапожному ремеслу, отрок проявлял удивительную проницательность. Поэтому стал не сапожником, а юродивым Христа ради.

Самым ярким проявлением его юродства была нагота. Полная. Не говоря о том, что так ходить то холодно, то жарко, но это и не принято, не прилично. Но в данном случае это символизировало снятие с себя одежд греха, обнажение от лжи и злобы. Поэтому все, кто поначалу смеялся над ним, убедились в его отличии от других людей: чистоте и прозорливости, способности отличать хороших людей от плохих.

Поэтому ранние иконы изображают святого совершенно обнажённым и с телом, иссушенным постом и воздержанием. Самое частое положение тела святого - в трёхчетвертном развороте ко Господу. Помимо идеи моления о мире такое положение тела позволяет деликатно скрыть то, что в старину называли "срамные уды". Но даже при изображении в фас святого писали как бы бесполым, потому что жизнь его была равна жизни ангелов, а они не имеют пола.

Волосы у него писали непричёсанные, иногда как бы скатанные в пряди.

Интересно, что у его ног со временем стали писать город Москву. Особенно хорошо читается Кремль с его храмами и колокольней.

Восемнадцатый век внёс изменения в образ святого. Причина была очевидна: более живоподобная манера изображения сделала невозможным написание его полностью обнажённым. Либо пришлось бы писать всё тело анатомически правильно, что никак не отвечало задачам иконописи, либо возник бы контраст между живоподобием и условностью, что сделало бы образ некрасивым. Отсюда изображение набедренной повязки или даже гиматия, закрывающего большую часть фигуры.

Современные иконописцы изображают святого по-разному, соединяя традиции древних и более современных образов.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я
буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть
вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной
связи!