Есть в языке выражение: «земля уходит из-под ног». Обычно мы говорим это про личные кризисы, но для планеты оно звучит буквально. Почва — тонкая живая оболочка, как кожа у человека. Она защищает, питает, хранит следы прошлого и чувствует любое вмешательство. На Биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде эта метафора стала темой большого проекта «Кожа Земли». Художники из разных стран говорят о почве не как о «ресурсе», а как о памяти, теле и доме одновременно. Работы участников будто разрезы или пробы, где видны и тонкие, почти незаметные процессы, и грубые шрамы. Есть проекты о памяти почв, о том, как осадочные породы становятся архивом для истории мест и людей. Есть и о том, как человек меняет землю — от вырубок и пожаров до возникновения новых природных материалов вроде пластигломерата («горная порода» из сплава пластика и камня — возможный археологический след нашей эпохи). Кого-то интересует микроскопическая жизнь: мицелий, как в работе Захры Ахмед Альгамди. Кто-то рабо