Найти в Дзене
Гербарий

Кожа Земли — и то, что под ней

Есть в языке выражение: «земля уходит из-под ног». Обычно мы говорим это про личные кризисы, но для планеты оно звучит буквально. Почва — тонкая живая оболочка, как кожа у человека. Она защищает, питает, хранит следы прошлого и чувствует любое вмешательство. На Биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде эта метафора стала темой большого проекта «Кожа Земли». Художники из разных стран говорят о почве не как о «ресурсе», а как о памяти, теле и доме одновременно. Работы участников будто разрезы или пробы, где видны и тонкие, почти незаметные процессы, и грубые шрамы. Есть проекты о памяти почв, о том, как осадочные породы становятся архивом для истории мест и людей. Есть и о том, как человек меняет землю — от вырубок и пожаров до возникновения новых природных материалов вроде пластигломерата («горная порода» из сплава пластика и камня — возможный археологический след нашей эпохи). Кого-то интересует микроскопическая жизнь: мицелий, как в работе Захры Ахмед Альгамди. Кто-то рабо

Есть в языке выражение: «земля уходит из-под ног». Обычно мы говорим это про личные кризисы, но для планеты оно звучит буквально. Почва — тонкая живая оболочка, как кожа у человека. Она защищает, питает, хранит следы прошлого и чувствует любое вмешательство.

На Биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде эта метафора стала темой большого проекта «Кожа Земли». Художники из разных стран говорят о почве не как о «ресурсе», а как о памяти, теле и доме одновременно.

Работы участников будто разрезы или пробы, где видны и тонкие, почти незаметные процессы, и грубые шрамы. Есть проекты о памяти почв, о том, как осадочные породы становятся архивом для истории мест и людей. Есть и о том, как человек меняет землю — от вырубок и пожаров до возникновения новых природных материалов вроде пластигломерата («горная порода» из сплава пластика и камня — возможный археологический след нашей эпохи).

Кого-то интересует микроскопическая жизнь: мицелий, как в работе Захры Ахмед Альгамди. Кто-то работает с памятью рек и ландшафтов: шерстяная панорама от мастеров из Аргентины похожа на спутниковую съёмку, но тёплую и рукотворную. Это не иллюстрации к экологическим новостям, а скорее попытка нащупать язык, на котором можно говорить о земле как о теле — уязвимом, но выносливом, связанном со всем живым и с нами в том числе. И, как с любой кожей, от того, как мы к ней прикасаемся, зависит, что останется после нас.

Что меня в этом всём зацепило — здесь нет деления на «природное» и «искусственное» как на противоположности. Всё смешано: органическое и синтетическое, научное и мифологическое, прошлое и будущее.

Так что, если у вас есть возможность, рекомендую.

  • Когда: до 1 октября
  • Где: Нижний Новгород, Мытный рынок и гостиница Ермолаевых

И, может быть, главный вопрос после такой выставки не про «современное искусство», а про то, каким будет само будущее Земли — и что из сегодняшних следов мы хотим оставить в её памяти.

Как думаете, что попадёт в культурный слой от нашего времени — и хотелось бы нам, чтобы это сохранилось?