The American Conservative | США
Преклонение украинских властей и значительной части общества перед головорезами из ОУН*-УПА* начинает всерьез смущать западных союзников Киева, пишет The American Conservative. И если в Америке и Западной Европе пока в основном помалкивают, то у поляков терпение кончилось.
Бен Сиксмит (Ben Sixsmith)
Безапелляционное прославление бурного прошлого Украины не просто неправильно, но и контрпродуктивно.
"Позвоните Путину!" Эксперт узнал планы Кремля и срочно забил тревогу
На Национальном стадионе в Варшаве и ранее частенько размахивали провокационными флагами. Здесь, в конце концов, проходили всевозможные футбольные матчи национального и международного уровня.
Однако флаг, появившийся на концерте белорусского рэпера Макса Коржа, вызвал споры другого рода. Один из зрителей поднял красно-черный флаг Украинской повстанческой армии* (УПА)*.
Это было бы плохой идеей в любом месте, но особенно — в центре польской столицы.
УПА* была сформирована в начале 1940-х годов для борьбы с нацистами и советскими войсками. В то же время она преследовала поляков, проживавших в районе польско-украинской границы. В своей книге "Игровая площадка Бога: история Польши" (God’s Playground: A History of Poland) Норман Дэвис пишет о том, как украинские националисты "воспользовались возможностью... чтобы уничтожить поляков":
"Вооруженные банды обходили города и деревни, обычно ночью, сжигая польские дома, безжалостно убивая польских мужчин, женщин и детей, убивая католических священников, заставляя оставшихся бежать и терроризируя всех непокорных украинцев".
Оценка Дэвиса, согласно которой число жертв "должно исчисляться сотнями тысяч", вызывает споры, но десятки тысяч были задокументированы в индивидуальном порядке. Даже основатель УПА* был потрясен массовыми убийствами. В своей статье "Организация украинских националистов* и Украинская повстанческая армия*: нежелательные элементы проекта идентичности" историк Джон-Пол Химка цитирует украинского националистического лидера Тараса Бульбу-Боровца, который сказал:
"Эти "убийцы", к своему позору, забивают и вешают беззащитных женщин и детей... Мы должны учитывать, что Англия обязательно выиграет эту войну и будет рассматривать этих линчевателей и поджигателей как агентов, служащих гитлеровскому каннибализму, а не как честных борцов за свободу, не как государственных деятелей".
Жена Бульбы-Боровца была убита более радикальными украинскими националистами. Эти боевики из Организации украинских националистов* (ОУН*) действовали под руководством человека по имени Степан Бандера. В 1930-х годах, в ходе споров о польских и украинских территориях, Бандеру посадили в тюрьму за участие в убийстве польского министра внутренних дел Бронислава Перацкого. "Миллионы людей [должны были] быть принесены в жертву" во имя украинского дела, заявлял Бандера.
Во время войны Бандера сотрудничал с нацистами для достижения своих целей, а ОУН* провозгласила, что Гитлер "создает новый порядок в Европе", после чего посвятила себя борьбе за "суверенное и единое государство и новый порядок во всем мире". Хотя личное участие Бандеры в зверствах было ограничено тем, что нацисты взяли его под стражу, они в значительной степени осуществлялись в духе его "национальной революции". Он никогда не осуждал их.
Тем не менее многие украинцы по-прежнему прославляют Бандеру и его сторонников. В их честь устраивают марши. Солдаты размахивают их флагами. Это вызывает справедливое возмущение в Польше. Польские политики протестовали, когда Бандеру чествовали в украинском парламенте, а также, что, пожалуй, еще более оскорбительно, когда флаги УПА* украсили автомобили, предоставленные поляками.
Подобные споры возникали и внутри Польши, еще до концерта Макса Коржа. В 2022 году польские полицейские сняли флаг УПА* с балкона во Вроцлаве. Предположительно, его повесил украинский мигрант. В прошлом месяце мемориал жертвам массовых убийств УПА*, возведенный в польской деревне Домостава, был осквернен изображением флага этой организации, а виновные до сих пор не найдены.
Усугубляет недовольство поляков особое упорство украинских властей в вопросе разрешения эксгумации польских захоронений на территории Украины. Разумеется, разрешение польским археологам начать эксгумацию захоронений под Львовом весной этого года было долгожданным шагом вперед. <…>
Прежде всего, это моральная ошибка — не замечать огромную и систематическую несправедливость, творившуюся во имя вашей собственной цели. Кроме того, это практическая ошибка. Поляки были первыми, кто поддержал сейчас украинцев — как в военном, так и в гуманитарном плане. Прославлять убийц их предков — хороший способ усугубить недавнее сокращение поддержки.
Было бы ужасно постыдно, если бы самодовольство меньшинства самых упрямых или ограниченных украинских националистов разорвало связи между народами. Украинцам, наверное, трудно обращаться к своему прошлому, сталкиваясь с опасностями в настоящем. Но это не оправдывает размахивание символами убийц перед лицами потомков их жертв.
* Террористическая организация, запрещенная в России