В продолжение нашего предыдущего поста мы представляем более подробный комментарий каждого из 4 тезисов
Первый пост посвящен Богу, который уходит от Своего Божества, т. е. о кенозисе и его абсурде.
Абсурдность кенозиса (греч. κένωσις — «истощение») — один из сильнейших аргументов богооткровенности христианства. Эта идея настолько противоречит человеческой логике, что её невозможно было выдумать. Разберём, почему парадокс «Бога, ставшего рабом» свидетельствует об истинности откровения.
Почему кенозис кажется абсурдом?
Нарушение всех представлений о божественности
— Античность: Боги бессмертны, всемогущи, недоступны (Зевс, Один).
— Философия: Абсолют (Платон, Аристотель) не может страдать.
— Современность: Бог воспринимается как «высшая сила» или «энергия».
→ Христос ломает шаблон:
«Он, будучи образом Божиим, [...] уничижил Себя, приняв образ раба» (Фил. 2:6-7).
Добровольный отказ от власти
— Вместо триумфа — крест,
— Вместо величия — корона из терна,
— Вместо суда над врагами — молитва за них: «Отче, прости им!» (Лк. 23:34).
→ Такое не придумали бы даже гении (Данте, Толстой), ведь это «для Иудеев соблазн, для Эллинов безумие» (1 Кор. 1:23).
🔍 4 причины, почему абсурдность — доказательство откровения
① Историческая неправдоподобность
— Ни одна религия не создала культ позорной казни:
• Ислам: Мухаммед умирает в славе,
• Буддизм: Будда уходит в нирвану в окружении учеников.
— Крест был орудием казни рабов (Цицерон: «Самое отвратительное злодеяние!»).
→ Ученики не стали бы сочинять историю, где их Учитель — униженный труп. Это превращало их в изгоев.
② Психологическая невозможность
— Люди выдумывают богов:
✓ Могущественных (Тор с молотом),
✓ Побеждающих врагов (Ра, поражающий Апопа).
— Никто не придумал бы Бога, который:
✓ Рождается в хлеву (Лк. 2:7),
✓ Бежит в Египет от царя-убийцы (Мф. 2:13),
✓ Умирает, крича: «Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?!» (Мк. 15:34).
→ Такая «неудачная» биография не привлекает последователей — она их отталкивает. Это могло возникнуть только как описание реальности.
③ Богословская несогласованность
— Ветхий Завет рисует Бога как «Ветхого днями» (Дан. 7:9), «Святого, Святого, Святого» (Ис. 6:3).
— Новый Завет показывает Его плачущим у гроба друга (Ин. 11:35) и кровоточащим в Гефсимании (Лк. 22:44).
→ Контраст настолько шокирует, что мог быть преодолён только через признание: «Это — Сам Бог».
④ Экзистенциальная убедительность
— Кенозис отвечает на главную человеческую боль:
✓ «Бог, если Ты есть — почему молчишь?» → Он не молчит — Он стал одним из нас.
✓ «Бог не понимает моих страданий!» → Он понимает: Его били, предали, убили.
→ Абсурдность кенозиса становится ответом на абсурдность зла.
Для сравнения: в исламе человек покоряется Аллаху, а Аллах спускает на землю Коран. В индуизме человек сливается с Брахманом, который бездействует. Буддизм предлагает идею нирваны. В христианстве другой путь: путь к Богу проходит только через него, потому что Он всегда открывается человеку, а не наоборот. А чтобы этот путь стал доступен человеку в абсолютной степени, Бог умирает за людей. Только христианство предлагает жертвенное нисхождение Бога, а не восхождение человека.
Как кенозис меняет представление о Боге?
— Не Бог на небесах → Бог в яслях, на кресте, в гробу.
— Не «карающая молния» → «Агнец, закланный от создания мира» (Откр. 13:8).
— Не безразличный Абсолют → «С нами Бог» (Мф. 1:23).
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8) — и любовь жертвенна по определению. Кенозис — не слабость, а сила любви, способной опуститься до самого дна.
Заключение
Абсурдность кенозиса — не слабость, а уникальное доказательство:
✓ Она не могла быть изобретена людьми,
✓ Она отвечает на самые глубокие вопросы человека,
✓ Она преображает реальность (смерть → жизнь, позор → слава).
Бог, ставший беспомощным Младенцем и казнённым Преступником, — единственный, Кто может понять всю глубину человеческой боли и победить её изнутри.
💬 Дискуссия:
«Если бы вы создавали религию, решились бы вы “унизить” своего Бога до смерти на кресте? Почему это кажется немыслимым?»
P.S. Для углубления:
• Послание к Филиппийцам 2:5-11 — гимн кенозису,
свт. Григорий Богослов — 38 слово, первая проповедь о Рождестве Христовом на Востоке, в которой великий святитель говорит о величии этого торжества
Автор: Алексей Малина