Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Цвет машины в СССР мог многое рассказать о хозяине — миф или правда

Горьковский автозавод, который одним из первых освоил серийную сборку легковых моделей автомобилей, в основном использовал для покраски черные лакокрасочные типы красок, и лишь изредка окрашивая корпуса лимузинов серые тона. Так как в свободной продаже легковых автомобилей к тому периоду практически не было, и такая роскошь, как личное авто, была позволительной только для людей знаменитых, для покраски корпуса авто было принято решение использовать черные тона, которые предложил партнер предприятия американская фирма Форд. Только после войны, но это уже было после того, как советский автопром с ответственностью решил отнестись к проблеме серийного производства моделей легковых автомобилей, причем различных по своим техническим характеристикам, в промышленности был создан специальный отдел по дизайну, который и занялся проблемой подбора цветовой гаммы. Те, кто помнить период развитого социализма, возможно, вспомнит и тематику споров, какой цвет для автомобиля больше всего был популярен
Оглавление

Горьковский автозавод, который одним из первых освоил серийную сборку легковых моделей автомобилей, в основном использовал для покраски черные лакокрасочные типы красок, и лишь изредка окрашивая корпуса лимузинов серые тона.

Так как в свободной продаже легковых автомобилей к тому периоду практически не было, и такая роскошь, как личное авто, была позволительной только для людей знаменитых, для покраски корпуса авто было принято решение использовать черные тона, которые предложил партнер предприятия американская фирма Форд.

Только после войны, но это уже было после того, как советский автопром с ответственностью решил отнестись к проблеме серийного производства моделей легковых автомобилей, причем различных по своим техническим характеристикам, в промышленности был создан специальный отдел по дизайну, который и занялся проблемой подбора цветовой гаммы.

Те, кто помнить период развитого социализма, возможно, вспомнит и тематику споров, какой цвет для автомобиля больше всего был популярен.

Сразу после войны с Германией С. Михалков даже посвятил один из стихов, на эту тему:

«В «ЗиСе-110», в машине зеленой,
Рядом с водителем – старый ученый.
В «ЗиМе» – седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофером – его адъютант.
В желтой «Победе» – шахтер из Донбасса
Знатный забойщик высокого класса.
В синей «Победе» – известный скрипач
И в «Москвиче» – врач.»

Стихи были опубликованы в 1952 году, и они как-то сразу разрешили различные споры, так как оно и было в действительности.

-2

Был, правда и другой стих на тему автомобилей и их владельцев, написанный не менее известным поэтом Самуилом Яковлевичем Маршаком, но больше касался не отдельных профессий, а коллег по ремеслу, писателей, поэтов и литераторов:

«Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе.
Гений – на «ЗИМе» длинном,
Просто талант – на «Победе».
А кто не сумел достичь
В искусстве больших успехов
Покупает машину «Москвич»,
Или ходит пешком, как Чехов».

Как развивалось автомобилестроение в СССР и какое отношение к производству имели дизайнеры

До войны с Германией советский автопром выпускал модели легковых автомобилей, правда, ограниченными партиями. В основном это были «эмки», которые некоторое время собирали и после победы.

С начала 50-х годов все изменилось и сразу несколько автозаводов приступили к серийной сборке автомобилей марки «Москвич» и «Победа».

Вот здесь все сразу и начало приобретать смысл по анализу цветовой гаммы для легковых авто и в каком количестве их требовалось для продажи на внутреннем рынке.

-3

Хорошая по качеству краска и стоила немалых денег для ее производства, поэтому в большинстве своем «Москвичи» красили в бежевый или невзрачно-серый цвета.

Аналогичная ситуация наблюдалась на автозаводе по выпуску «Победы» где немного расширили ассортимент, добавив зеленый и синие тона, но это, скорее всего, было связанно с тем, что часть машин предназначалась для служебного пользования.

С середины 50-х, когда руководство партии с наступлением хрущевской оттепели стало более радикально относится к различного рода нововведениям, автопромышленность СССР решилась подхватить западную моду разнообразить цветовую гамму для легковых автомобилей.

-4

И вот здесь, точнее, с этого периода, можно сказать начинается то, что принято называть желанием выделиться из общей толпы.

К тому времени машины легкового типа выпускались малыми партиями, хотя желающих было больше чем достаточно, поэтому на такую мелочь как цветовая гамма мало кто обращал внимание.

Чуть позже, когда машин стало больше, как оказалось, и цвет стал меркой состоятельности человека, который ею обладал.

Как покупали машины и какой цвет считался самым престижным

У советского человека, честно дождавшегося своего номерка на покупку автомобиля, выбора, как такового не было вообще.

Приходило определенное количество машин, например на склад, и все они были в одном цвете. Если отказаться от того, что предлагалось приобрести, придется ждать еще и при этом не месяц и не два.

Поэтому многие счастливчики платили деньги, которые также откладывались на покупку долгожданного автомобиля не один год, и брали то, что дают.

Повезет, если присылали модели в модной цветовой гамме, например цвета морской волны, бирюзовых оттенков, вишневого колера.

Чтобы найти в свободной продаже машину черного цвета, особенно такую модель как «Волга» и речи не было: такие автомобили сразу же, практически с конвейера имели своих хозяев.

-5

Был еще один способ приобретения машины в модной расцветке и те, кто еще не забыл, как жилось при СССР, это прекрасно помнят.

Нужно было найти нужные связи и заранее переплатив определенную сумму денег, ждать, когда о долгожданном авто оповестят. Так покупались черные и белые «Волги» и перегонялись в страны Закавказья и Среднюю Азию, где они быстро находили своих хозяев.

Правда, здесь уже срабатывал и другой фактор: эти модели сами по себе были дефицитными, потому «предприниматели» тех времен заранее предупреждали потенциальных покупателей, о том, в каком цвете буде выпускаться следующая партия.

-6

Когда в 70-х годах автопром начал выпускать автомобили, окрашенные в краски с оттенком металла, желающих приобрести автомобили именно в этом цвете, между прочим, популярным и в европейских странах, было больше, чем достаточно.

Даже привередливые кавказцы и жители теплого Узбекистана на время забыли о престижном черном цвете. Этот тип краски кроме всего прочего был еще и намного качественнее той, которая использовалась для покраски машин в заводских условиях.

Эта особенность привела к тому, что большинство советских заводов к середине 80-х годов начали использовать новую технологию. И все же, в среде советских автолюбителей серый и черный цвета, так и оставались наиболее престижными и почитаемыми.