Найти в Дзене
ИМИ МГИМО

Парафированный мирный договор Азербайджана и Армении

Парафированный мирный договор Азербайджана и Армении — статья Николая Силаева: • В статье 1 говорится о территориальной целостности и нерушимости границ бывших советских республик. А статья 2 фиксирует отказ от территориальных претензий и обещание не выдвигать их в будущем, как и обязательство не предпринимать никаких действий, направленных против территориальной целостности или «политического единства». По-видимому, подразумевается, что Армения не должна оказывать содействие оппозиционным организациям азербайджанских нацменьшинств, даже если они не выдвигают сепаратистские требования. Этот пункт также может блокировать потенциальные требования к Азербайджану предоставить языковые и культурные права карабахским армянам, если вдруг речь зайдёт об их возвращении на родину. • Чтобы в этой части было понадёжнее, добавлена статья 4, согласно которой стороны обязываются не вмешиваться во внутренние дела друг друга, и статья 8, где Армения и Азербайджан берут на себя обязательство бороться
Фото: AP Photo
Фото: AP Photo

Парафированный мирный договор Азербайджана и Армениистатья Николая Силаева:

• В статье 1 говорится о территориальной целостности и нерушимости границ бывших советских республик. А статья 2 фиксирует отказ от территориальных претензий и обещание не выдвигать их в будущем, как и обязательство не предпринимать никаких действий, направленных против территориальной целостности или «политического единства». По-видимому, подразумевается, что Армения не должна оказывать содействие оппозиционным организациям азербайджанских нацменьшинств, даже если они не выдвигают сепаратистские требования. Этот пункт также может блокировать потенциальные требования к Азербайджану предоставить языковые и культурные права карабахским армянам, если вдруг речь зайдёт об их возвращении на родину.

• Чтобы в этой части было понадёжнее, добавлена статья 4, согласно которой стороны обязываются не вмешиваться во внутренние дела друг друга, и статья 8, где Армения и Азербайджан берут на себя обязательство бороться с нетерпимостью, расовой ненавистью и дискриминацией, сепаратизмом. Это предназначено для того, чтобы заведомо исключить любые требования карабахских армян и не допустить поддержку национальных движений в Азербайджане из Армении — причём исходящую не только от властей, но и от общественных организаций.

• В соглашении записан и отказ от применения силы или угрозы её применения. Вполне стандартный пункт, но за ним следует уточнение: Армения и Азербайджан «не позволяют какой-либо третьей Стороне использовать свою территорию для применения силы против другой Стороны». В совокупности со статьёй 7 это создаёт ограничения на военную деятельность в рамках союзов, в которых находится Армения или в которые она может в будущем вступить. Эта позиция подкреплена статьёй 11, где указано, что условия соглашения между Азербайджаном и Арменией приоритетны по отношению к любым другим международным обязательствам, которые стороны на себя взяли или возьмут.

• Союзные договоры не отменяют, но дополняют гарантии, предоставляемые государству Уставом ООН и договорами о ненападении. Азербайджан, чьи военные возможности кратно превосходят таковые у Армении, предлагает последней довольствоваться гарантиями, содержащимися в соглашении, и не пытаться обеспечить собственно силовой баланс. Да, власти Армении не устают показывать, как они тяготятся союзническими отношениями с Россией. Но трудно представить, что Ереван по доброй воле согласился: любой союз, в какой ни вступила бы Армения, будет от рождения беззубым.

• Даже если Армения решит не просто перевернуть карабахскую страницу, а признать её исторической ошибкой, а то и преступлением (а соглашение это предполагает, и официальный Ереван явно к этому склоняется) — остаются препятствия для отождествления парафированного соглашения с миром. В тексте документа скупо сказано о делимитации и демаркации границы. По сути, он содержит только отсылку к уже действующим двусторонним комиссиям, занятым этой работой. В соглашении не сказано об открытии транспортных коммуникаций, хотя переговоры об этом ведутся все последние годы. Остаётся вопрос об установлении дипломатических отношений.

• Азербайджан настаивает, чтобы Армения исключила из своей Конституции упоминание Нагорного Карабаха. Требование кажется избыточным: в статье 12 соглашения указано, что документ имеет приоритет перед национальным правом. Если Баку заинтересован заключить мир, почему бы не удовольствоваться этой статьёй, дополнив её, к примеру, обязательством сторон привести внутреннее законодательство в соответствие принципами территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела? Это дало бы правительству Армении пространство для внутриполитического манёвра. Похоже, установка «бей до смерти» в армяно-азербайджанских отношениях остаётся неизменной.

Читать статью для журнала «Россия в глобальной политике»