Швейцарский пилот Рафаэль Домьян установил новый рекорд высоты для электрических самолётов на солнечных батареях. Его летательный аппарат SolarStratos поднялся на высоту 9 521 м.
Команда объявила о достижении в среду, на следующий день после полёта из аэропорта Сьон на юго-западе Швейцарии. Полёт SolarStratos, пересёкшийся с коммерческим авиалайнером, демонстрирует потенциал декарбонизированной авиации.
Читайте: Из Нью-Йорка в Париж за 4 часа – Spike S-512 Diplomat сверхзвуковой и бесшумный самолёт
Стремление в стратосферу
Предыдущий рекорд — 9 235 м — держался 15 лет. Домьян использовал восходящие потоки тёплого воздуха, или термики (потоки нагретого воздуха, которые используют планеры для набора высоты), чтобы подняться выше, чем когда-либо прежде.
«Это одна из тех незабываемых вершин, которые определяют великие человеческие и технологические приключения», — говорится в заявлении миссии SolarStratos.
На крейсерской высоте Домьян даже пересёкся с коммерческим авиалайнером. Команда назвала этот момент «мощным символом того, как может выглядеть декарбонизированная авиация (авиация, не использующая ископаемое топливо и не производящая выбросов углекислого газа) завтрашнего дня». Полёт продлился 5 часов и 9 минут.
«Я разделяю этот радостный момент со всеми людьми, которые годами готовили это достижение», — сказал пилот.
Данные о полёте будут направлены в Международную авиационную федерацию (FAI) для верификации. «Официальным эталоном для авиационных рекордов высоты признаётся барометрическая высота, приведённая к стандартной плотности (стандартизированный метод измерения высоты для фиксации рекордов, учитывающий изменения в атмосфере)», — заявила команда аэронавигационного проекта.
Домьян, который известен как «эко-путешественник» и лектор, управляет самолётами, планерами и вертолётами. Он стремится стать первым, кто поднимет самолёт на солнечных батареях на высоту более 10 000 м — ту же, на которой летают коммерческие авиалайнеры.
В случае успеха команда планирует совершить первый пилотируемый полёт на солнечных батареях в стратосферу, которая на широте Швейцарии начинается примерно на высоте 12 000 м.
«Это достижение знаменует важный этап на пути к достижению стратосферы с использованием исключительно солнечной энергии. Это уже соответствует цели миссии: захватывать воображение знаковыми, зрелищными вызовами, которые продвигают солнечную энергию и защиту нашей биосферы и планеты» – заявили в SolarStratos.
Про самолёт SolarStratos
Самолёт SolarStratos представляет собой аппарат с одним передним винтом, изготовленный из углепластика.
Его длина составляет 9,6 м, а размах крыла — 24,8 м. На крыльях размещено 22 кв/м высокоэффективных солнечных панелей. В SolarStratos называют свой самолёт «смелым и тонко спроектированным».
Он может взлетать на скорости 50 км/ч (31 миля в час). Его максимальная скорость — 140 км/ч (87 миль в час), а крейсерская — около 80 км/ч (50 миль в час).
Пилот имеет опыт работы с транспортными средствами на солнечной энергии. В 2012 году он стал первым человеком, совершившим кругосветное плавание на полностью солнечной лодке. Путешествие началось в Майами в 2010 году.
«Важно продемонстрировать, чего мы можем достичь с помощью солнечной энергии. Мечта о полёте — вероятно, самая древняя мечта человечества. Моя цель — показать молодому поколению сегодня и завтра, что в будущем можно будет летать, не сжигая ископаемого топлива.
Именно этого мы хотим достичь: показать, что мир завтрашнего дня может быть лучше, чем тот, что мы имеем сегодня», — сказал Рафаэль Домьян агентству AFP.
Стратегия полёта и правила рекордов
Перед рекордным полётом Домьян совершил 31 июля разминочный полёт, достигнув высоты 6 589 м.
Первая попытка в пятницу была прервана, когда прогнозируемые термики так и не появились. Это позволило сохранить заряд батареи для воскресного полёта, когда самолёт поднялся на высоту 8 224 м.
Для набора высоты 4 000–5 000 м самолёт полагается на тёплые воздушные потоки. На этой высоте батареи подзаряжаются перед следующим этапом подъёма.
SolarStratos должен следовать строгим правилам. Батареи должны быть полностью заряжены солнечной энергией перед взлётом. Самолёт должен приземлиться самостоятельно с остатком заряда батареи не менее 16%. А вся используемая энергия должна поступать от солнечных элементов.
Предыдущий рекорд высоты был установлен в 2010 году самолётом Solar Impulse, пилотируемым швейцарцем Андре Боршбергом. Полёт Домьяна выводит солнечную авиацию на новые высоты и приближает к реальности высотные экологичные полёты.
Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram
Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU