Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Читаем Толстого. Главная тайна Анны Карениной

Автор статьи: Андрей Карпенко Сейчас, когда в русской литературе (именно в ней) не хватает отчаянно и болезненно искрометной точности Пушкина, суровой неизбежности Достоевского, ироничной утонченности Чехова и, разумеется, незыблемой монументальности графа Толстого…самое время, отложить в сторону свои побрякивающие и подсвечивающие гаджеты, и перечитать хотя бы раз в год на сон грядущий роман или повесть из той самой русской классики… Там все необходимые на нашу сложную жизнь ответы. Правда, читать классику надо начинать уже после 30-40 лет, не раньше…до этого вряд ли что-то можно понять толком! Нет, разумеется, классика стоит в школьной программе. Вот только, увы, редкий школьник, обладающий особым даром понимания, что-то сможет там уловить для себя в столь юном возрасте…Для подавляющего большинства это всё остаётся набором известных названий и учительских штампов, за которыми дальше нет ничего! А потом начинаются институты-техникумы, армии, работы, дети и проблемы, проблемы, проблем

Автор статьи: Андрей Карпенко

Сейчас, когда в русской литературе (именно в ней) не хватает отчаянно и болезненно искрометной точности Пушкина, суровой неизбежности Достоевского, ироничной утонченности Чехова и, разумеется, незыблемой монументальности графа Толстого…самое время, отложить в сторону свои побрякивающие и подсвечивающие гаджеты, и перечитать хотя бы раз в год на сон грядущий роман или повесть из той самой русской классики… Там все необходимые на нашу сложную жизнь ответы.

Правда, читать классику надо начинать уже после 30-40 лет, не раньше…до этого вряд ли что-то можно понять толком! Нет, разумеется, классика стоит в школьной программе. Вот только, увы, редкий школьник, обладающий особым даром понимания, что-то сможет там уловить для себя в столь юном возрасте…Для подавляющего большинства это всё остаётся набором известных названий и учительских штампов, за которыми дальше нет ничего!

А потом начинаются институты-техникумы, армии, работы, дети и проблемы, проблемы, проблемы…Когда здесь чего читать, уважаемый, спросите вы?! Не до книжек классических нынче! Да и слог тяжеловатый у великих старцев!

Что ж, теперь, в школе не преподавать русскую литературу, опять же спросите вы?

-2

Преподавать…еще как преподавать! Но, только программу учебную надо выстраивать так, чтобы школьники видели не бронзовые памятники великих мастодонтов, что-то там с поднебесного высока озвучивающих из далёких-далёких времён…а показывать их живыми интересными людьми с чудачествами, слабостями, горестями и радостями и уже постепенно и плавно подводить к творчеству.

В противном случае, хорошая литература никогда не проникнет в детские души…И если всё грамотно делать, то лет через 20-30 они, уже умудренные своим личным жизненным опытом, хотя бы на час-другой захотят пообщаться с вечной классикой, чтобы найти именно там ответы на свои вопросы.

Такое необычное вступление получилось.

А теперь начнем…Для начала вот чего! Многие, наверное, слышали одну «конспирологическую» теорию читательскую?! Помните Аннушку с Патриарших прудов, которая разлила масло на трамвайных путях на вящую радость безбожнику Берлиозу?!

Так вот имеется такое любопытное мнение, что Аннушка та есть никто иная…нет, уважаемые, не Анна Каренина…а верная молоденькая служанка её по имени Аннушка!

И по возрасту подходит, и по манерам…К чему она здесь?! Об этом в конце нашего маленького путешествия по страницам великого романа Льва Николаевича!

Итак!

-3

Анна Каренина… роман самый великий, самый скандальный для ХIХ столетия и даже самый «эротичный», несмотря на отсутствие каких-либо сцен «для взрослых»! Но как же там в каждом любовном абзаце всё пропитано молодой безудержной страстью, сносящей всё и всех на своём пути в безудержном неистовстве грешной, красивой и такой яркой короткой жизни!

В общем, самый, самый, самый…Взрыв сознания в конце девятнадцатого века!

Об Анне Карениной сказано и снято столько всего, что, казалось бы... что там еще можно найти?! Всё разобрано до последних запятой и точки.

От «Мне отмщенье и Аз воздам» и самого Толстого в роли неба и бога в своем же романе до финальной одинокой свечи во тьме, которую успевает осознать Анна уже под колесами паровоза.

И самый экранизируемый роман в мире, ко всему!

Образы Анн в кино
Образы Анн в кино

Казалось бы, что ещё?!…Но, не совсем.

Осталось еще кое-что, не озвученное и мастерски спрятанное между страниц текста великим Толстым…только увидеть надо!

И что же это такое важное, о чём стоило написать аж целую статью?!

Помните тот начальный эпизод-предзнаменование, когда несчастный мужичок попал под поезд во время знакомства Анны и Вронского?!

Или еще пример…Была там в тексте в петербургских салонах своеобразная девица, прообраз и подражательница Жорж Санд…экстравагантно ходившая в мужских костюмах и с мундштуком…А за ней покорно волочился её ухажер Васька…просто Васька.

Дальше…когда Анна родила дочку, то подстригла свои шикарные черные волосы под мальчика. Вроде забавно и необычно. Но, это только до поры до времени забавно и необычно!

-5

Теперь перейдем к её законному супругу Каренину.

Насколько же неприятно был описан Львом Николаевичем Алексей Александрович…торчащие уши, снулое лицо, тумбообразная грушевидная фигура и главное…высокий визгливый бабий голос!!!

Всякая бы уважающая себя женщина от такого бы персонажа захотела отстраниться! Хоть он там миллион раз хороший и порядочный человек, и карьеру петербургскую делает!

Другое дело Алексей Вронский! Бравый военный красавец, лихой наездник! Только вот лошадку свою Фру-Фру (недавно совсем узнал, что так, оказывается, звучал звук шуршания светского бального платья) угробил на скачках…а после тоже самое с Анной сделал.

Но, это только внешне он брутальный усатый красавец с мощной бычьей шеей, супермен и вояка бравый…а если мы заглянем хорошенько с фонариком в потемки его души?!

Кого мы там обнаружим?! Правильно! Испуганного маленького мальчика, всё еще думающего, что весь мир состоит из игрушек, можно ими немножко поиграть и выбросить! Здесь у меня красивая пухлая кукла Анна…поиграю и выброшу тоже едва надоест! Ничего особенного не случится же?! Мама-графиня всегда рядом!

И вот великий Толстой через детали, образы, ощущения подводит нас постепенно к одной из главных мыслей романа…женщина становится женщиной, когда рядом с ней настоящий взрослый мужчина, с которой ей спокойно и хорошо!

Но, боже правый, как редко это встречается! И как часто случаются трагедии из-за таких фатальных ошибок…но, еще чаще женщина, находясь рядом с таким инфантильным субъектом, вынуждена в душе сама начать превращаться в мужчину!

Вот это и произошло с Анной…исподволь постепенно Толстой подвел ее к мысли-ни Каренин, и ни Вронский-они не мужчины! Один-крикливая баба, не знающая, что ему делать в сложной ситуации, а другой - маленький маменькин сынок, вечно держащийся за юбку и прикрывающийся внешне своей военной фактурой.

Да…конечно, Вронский тоже стрелялся с горя…но, сколько было детского позерства в этом неудачном самоубийстве! Да еще в руках военного, который с огнестрельным оружием должен по идее обращаться даже лучше, чем с вилкой или ложкой!

А здесь вдруг…промазал.

-6

И не всякая женщина способна принять подобное и поломать свою женственность ради своих каких-то тяжелых и непростых задач…Хотя, может встречаться и такое.

Недалёкие суровые 90-е прошлого века не дадут соврать! Сколько вчерашних женщин- бухгалтеров и учителей ушли на рынки в челноки и продавцы, чтобы выжить и семью прокормить?!

Анна Каренина не смогла в итоге вытерпеть, что её мужчины это кто угодно, только не мужчина в том самом фундаментальном смысле, и поступила сама очень «по-мужски»…выбрала наиболее жесточайший и кровавый способ ухода из жизни и навсегда разорвала любовный треугольник, принесший всем участникам лишь горе и страдание!

Именно черный огромный неумолимый паровоз она выбрала, а не женское отравление морфием и сладкие сны навсегда в передозировке! Всем пока, спасибо за внимание, не поминайте лихом!

-7

Вот о чём главная мысль романа Толстого! И ведь это социальная предтеча того, как уже в нашем ХХI веке перемешались в дикий безумный винегрет все гендерные роли и приличия в социуме!

А, впрочем, может быть и не главная…Классика это всегда бездна…Если доживем, лет через 20 перечитаем, и обязательно найдем еще и ещё великие откровения в тексте романа.

Так что, остаётся пожелать всем женщинам найти своих мужчин!

А мужчинам всегда и везде оставаться мужиками, говоря по-простому!

К этому нас и призывает «Анна Каренина»! Только пойди - попробуй понять подобное в школьные свои годы сказочные!

И напоследок.

Если бы на минуточку, на секундочку изобрели машину времени, я бы слетал к Льву Николаевичу и непременно постарался бы уговорить его не убивать такую прекрасную и молодую Анну Аркадьевну Каренину!

Мы бы для нее два финала придумали…Один тот самый грустный на станции Обираловка. Без паровоза никуда в этом романе!

А другой-альтернативный и неожиданный.

Она уже собирается броситься под поезд, и всё успело у неё промелькнуть в душе, но, чья-то сильная мужская рука(!) успевает ухватить и удержать от падения Анну Аркадьевну.

А дальше проходит несколько месяцев…И она снова встречается с Левиным! Ах как же была удивительна и трогательна их первая встреча, соединившая в единое целое две сюжетных линии возле итальянского портрета Анны! И как пропал навсегда Левин, увидев её!

-8

И вот здесь Анна окончательно осознает свою силу и власть над глупенькими мужчинами, наполненными высоким самомнением о себе до самых-самых поднебесных высот…И в её исковерканной уставшей душе, рождается внезапная пронизывающая всё существо мысль- а ведь целомудренный Левин покорился ей Анне без всякого боя! Как Вронский когда-то… Выходит, она лучшая в мире манипулятор мужчинами и прямая ей дорога… в мир авантюристов и мошенников! Раз уж весь этот «пафосный» свет столицы не захотел принять искреннюю правду Анны Карениной, просто хотевшей любить и быть счастливой! Значит, теперь она будет жить исключительно ложью! Всё равно, уже погибла и терять нечего!

И не просто пойти ей в авантюристы какого-то базарного масштабчика местечкового с одесского привоза, а стать самой настоящей Черной Королевой всего преступного мира Европы…Аж профессор Мориарти у Конан Дойля раньше времени выбросился бы в Рейхенбахский водопад от жгучей зависти!

И первый на ком новая Анна отработает своё «искусство» будет Константин Дмитриевич Левин, рассказывающий ей сейчас что-то там о всеблагом боге, вере в бесконечное добро и общую позитивность мира!

-9

Извини, бедняжка Кити, судьба у тебя такая, не первый раз…А может всё и обойдется, и я отпущу твоего Левина на все четыре стороны. Какое случится настроение. Я ведь тоже не зверь лютый мужского рода без жалости и сострадания…Но, с прежней Анной Аркадьевной всё кончено. Точка.

Каждому своё. И это еще одна истина, озвученная в романе. Даже то самое про индивидуальную роль бога из эпиграфа: «Мне отмщение и Аз воздам»!

Вот такой бы второй финал я бы посмел предложить графу…Духовное перерождение в новую личность, да еще с огромным знаком минус – тоже насущный вопрос русской классики! Да еще в условиях чугунного всероссийского патриархата позапрошлого столетия…а здесь такой невиданный доселе женский бунт против замшелых устоев времен еще татаро-монгольского ига!

А при чём же здесь Аннушка с Патриарших, спросите вы?! Любая женщина, по каким-либо причинам не прошедшая горнило, в котором когда-то оказалась Анна Каренина…однажды превращается в Аннушку.

Вот такие законы природы и бытия!

Читайте классику, особенно русскую…Там все ответы про нас!

-10

Сегодня со своей дебютной статьёй на канале выступил Андрей Карпенко. Прошу любить и жаловать! Спасибо ему за оригинальный взгляд на великий роман Толстого, образ Анны Карениной и на всю русскую литературу в целом. Не могу сказать, что я полностью разделяю взгляды автора, но с его призывом читать классику абсолютно согласна. Что, собственно, мы с вами и делаем в наших марафонах чтения. Читайте правила ниже и присоединяйтесь:

Понравилась статья? Читали роман?

Я тоже писала о нём 4 года назад:

В премиум-клубе читаем в этом месяце "Остров Сахалин" Чехова и Веркина – такой вот двойной удар должен получиться. Приглашаю всех желающих читать и обсуждать эти книги.