Я видел сегодня Януша Ко́рчака,
Его с детьми последнее шествие,
Они шли достойно, в чистой одежде,
И выглядели торжественно...
Владислав Шленгель, поэт, участник восстания в Варшавском гетто, погиб в 1943 году
В конце восьмидесятых на телеэкраны СССР вышел щемящий сердце кукольный мультфильм «Расскажите сказку, доктор» (режиссёр-мультипликатор Аида Зябликова). В мультфильме присутствуют две сюжетные линии. Одна из них основана на повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый» и рассказывает о судьбе маленького короля Матиуша I, сбежавшего от властных коррумпированных министров на фронт под вымышленным именем, а после возвращения принявшегося за реформы в своем государстве. Второй сюжет посвящен реальной истории периода Холокоста: в начале августа 1942 г. 192 воспитанника еврейского «Дома Сирот» и его руководитель - детский писатель, педагог, врач и гуманист Януш Корчак (настоящее имя — Генрик Гольдшмит) были отправлены в «лагерь смерти» в Треблинке, где через несколько дней были убиты в газовой камере. Вместе с ними погибла ближайшая соратница доктора, воспитатель и педагог Стефания Вильчинская.
Будущий великий педагог родился в 1878 году в Варшаве, в Царстве Польском (Российская империя) в семье адвоката Юзефа Гольдшмита. В 18 лет Генрик опубликовал первую статью по проблемам педагогики. Редактор еженедельника, опубликовавший статью, предложил Генрику вести отдельную колонку в издании. После смерти отца в 1896 году Генрик решил, что заработать на жизнь ему поможет медицина, и поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Сначала он хотел сделаться детским врачом, но в дальнейшем он стал больше склоняться к тому, чтобы стать воспитателем и растить детей, потерявших родителей и чувствовавших себя никому не нужными. Педагогическая деятельность при этом не заглушила его писательский талант. Таким образом, молодой человек оказался успешен сразу в трех областях: в педагогике, литературе и медицине.
23 марта 1905 года получил диплом врача. В 1905 году качестве военного врача Генрик Гольдшмит принимал участие в Русско-японской войне. На фронте он не только лечил раненых, но и помогал взрослым людям преодолевать ужасы войны, отвлекая их светлыми историями и сказками. В 1910 году Генрик Гольдшмит принял ключевое в своей судьбе решение – он прекратил медицинскую практику и в 1911 году открыл в Варшаве «Дом сирот» детский дом для еврейских детей, в котором стал применять новые методы воспитания – более мягкие, чем в то время было принято во всем мире, более уважительные по отношению к личности ребенка. Но при этом и достаточно строгие: уважение к воспитанникам не только не означало, что их баловали и что они росли в «тепличных» условиях – наоборот, отношение к ребенку как к личности подразумевало, что он должен нести ответственность за свои поступки и точно также уважать воспитателей и остальных детей. Благодаря своей известности и популярности Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Это было уникальное четырехэтажное здание, в котором все было устроено для нужд детей, для их воспитания и обучения.
Практика показывала, что воспитательные методы Януша Корчака дают прекрасные результаты. Его выросшие и покинувшие детский дом воспитанники самой своей жизнью ломали стереотип о том, что «детдома растят преступников» - все они устраивались на работу, жили обычной жизнью и заводили семьи. И на самом деле в этом не было ничего удивительного, ведь в детском доме их с ранних лет приучали к ответственности и готовили к взрослой жизни. Во главу угла Януш Корчак ставил нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют – это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности.
С началом Первой Мировой войны Януш Корчак снова оказался на фронте в качестве военного врача. До революционных событий 1917 года он служил в 4-й пехотной дивизии Русской императорской армии в качестве хирурга. Во время отсутствия доктора Корчака детским домом руководила его ближайшая помощница Стефания Вильчинская. После войны он вернулся к своей основной работе. Кроме того, Корчак продолжал экспериментировать – основал газету «Малое обозрение». Она предназначалась для детей, репортерами были дети, и многие материалы в нее писали его воспитанники. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало. Сам Корчак писал статьи по педагогике в разные специализированные журналы и читал лекции на педагогических факультетах и курсах, стараясь как можно шире делиться своим опытом с коллегами.
Когда немецкие оккупанты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась борьба за жизни своих воспитанников. «Дом сирот» со всеми его воспитанниками немцы перевели в Варшавское гетто, и хотя воспитателям разрешили покинуть его, ни один из них не оставил своих подопечных. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак постарался сделать так, чтобы в детдоме по возможности ничего не менялось: и дети, и взрослые стали вести в гетто такую же жизнь, как и раньше. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами. Воспитанники учились и занимались разными делами, воспитатели заботились о них и следили за порядком…
22 июля 1942 года нацисты начали проводить так называемую Grossaktion Warschau (Большая акция Варшава) — операцию по ликвидации Варшавского гетто, связанную с массовым уничтожением его жителей. Страницы дневника, который вел Януш Корчак, запечатлели нарастающий ужас происходящего. Януш Корчак, чтобы спасти подопечных, предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам. И так продолжалось до 6 августа 1942 года, когда 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» в Треблинке...
При подготовке этого материала нам удалось найти свидетельское описание того, как педагоги и воспитанники Дома сирот покидали гетто, уходя на смерть. Ниже приводим выдержку из послесловия к сборнику произведений Януша Корчака «Король Матиуш Первый», написанного детским писателем Александром Шаровым.
…Эммануэль Рингельблюм, замученный впоследствии фашистами, руководил подпольным архивом Варшавского гетто. В архиве сохранился его рассказ о последних часах жизни Дома сирот: «…Нам сообщили, что ведут школу медсестер, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил на самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти, уберечь до следующего дня… Стоял и с дрожью в сердце смотрел, удастся ли мой план. Я все время спрашивал себя, все ли вагоны заполнены. Погрузка шла без перерыва, но места еще оставались. Люди шли огромной толпой, подгоняемые нагайками. Вдруг пришел приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это не был обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма!.. Началось шествие, какого никогда еще до сих пор не было. Выстроенные четверками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремленными вперед, держа двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками».
Игорь Неверли приводит рассказ другого очевидца об отправлении Корчака и его детского дома из гетто в Треблинку: «Я был на Умшлагплаце, когда появился Корчак с Домом сирот. Люди замерли, точно перед ними предстал ангел смерти… Так, строем, по четыре человека в ряд, со знаменем, с руководством впереди, сюда еще никто не приходил. «Что это?!» — крикнул комендант. «Корчак с детьми», сказали ему, и тот задумался, стал вспоминать, но вспомнил лишь тогда, когда дети были уже в вагонах. Комендант спросил Доктора (Корчака. — А.Ш.), не он ли написал «Банкротство маленького Джека». «Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?» — «Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, Доктор…» — «А дети?» — «Невозможно, дети поедут». — Вы ошибаетесь, — крикнул Доктор, — вы ошибаетесь, дети прежде всего!» — и захлопнул за собой дверь вагона».
Корчак знал, что до самого конца он должен всем добром, которое еще есть на свете, всеми сказками, всей кровью сердца отбивать, отталкивать надвигающиеся неотвратимо гибель и страдания. Сберегать детей, пока они живы, а потом вместе с ними умереть.
Он это и совершил. Сказки окутывали страшный поезд, везущий ребят в затянутую дымом газовых камер Треблинку. Жизнь детей продолжалась. И пока это было возможно, до последней секунды, Корчак перенимал, пытался взвалить на свои плечи страдания сотен доверившихся ему детей…
В августе прошлого года экстрасенс Кшиштоф Яцковский сделал визию по фотографии Януша Корчака. Канал предлагает вниманию читателей полную текстовку этой визии пана Кшиштофа.
«Я сказал всем лечь и быть поближе друг к другу. Кто-то лежал, кто-то присел. Мы уходили неровно. Это продолжалось некоторое время. Это так странно, ведь ты собирался стать прозрачным. Тело лежало там, а вы стояли над ним»
«Я лежал, руки были сжаты. Я не чувствовал боли. Газ поступал неравномерно. С левой стороны его было больше. Когда я прозрачный стоял над своим телом, я тоже видел каких-то прозрачных людей, а некоторые были еще живы»
«Мы стояли так, пока не открыли ворота. Не те, в которые мы входили, а другие, сзади. Потом мы вышли через стену. Они продолжали следовать за мной. Я сказал им, что мы свободны. Затем мы увидели два солнца. Это был свет. Здесь мы разделились. Каждый из них ушел в свет. Это чревато [последствиями] для тех, кто совершил это [убийство]»
«Миров много. У каждого своя плотность. Мир Земли представляет собой мир высокой плотности. Чем меньше плотность мира, тем в нем больше духовности. Вы не блуждаете между мирами случайным образом. В какую плотность вы входите, зависит от вашей вибрации»
«Земные связи [там] не имеют значения. И такие ощущения связей: мать, отец, сын, дочь. Чем выше в Вас чувство любви, тем в меньшую плотность вы попадаете. Каждая плотность имеет свой небосклон и свои основы. Чтобы жить там, где свет, у вас не может быть плотности. Каждое существо должно высвободиться из своей плотности. Души не отправляются в одно и то же место. Они попадают в разные места. Они каким-то образом связаны друг с другом и не теряют связи. Но это разные места»
«Это как вода. Заморозьте – она твердая. Разморозьте воду, и она станет жидкой. Нагрейте её – она станет паром. Если ты злой, то ты твердый, холодный. Ты [сам по себе] неопределенный, ты как вода, если ты добрый, ты как пар. Чем ниже плотность, тем больше духа»
«Когда вы умираете земным способом, то через некоторое время вы оказываетесь на другой стороне и ничего там не открываете, вы все понимаете. Просто возвращаетесь туда. Вы знаете эти места, потому что бывали там много раз. Вы знаете там все стёжки-дорожки»
«Чем меньше ваша плотность, тем меньше у вас потребностей. У счастья нет потребностей. Мы — самообращающиеся (самовозвращающиеся) души. Это немного похоже на порочный круг, но в этом есть глубокий смысл. Неважно, во что вы верите, важны ваши мысли и поступки»
«Почувствовал такое слово: ave»*
*В переводе с латыни «ave» означает встречное или прощальное приветствие.
Януш Корчак любил детей, жил ради них и до конца оставался верен своим принципам и идеалам. Среди его произведений имеется и своеобразный гуманистический манифест - книга «Как любить ребенка». В этом произведении автором были сформулированы 10 следующих заповедей, адресованных родителям:
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучай, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
- Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак вместе с воспитанниками «ушел в свет», оставив нам свое наследие: книги, идеи и твердое убеждение, что ребенка нужно любить. И сегодня этот принцип уже является аксиомой для большинства людей: дети прежде всего! А это значит, что Янушу Корчаку тогда все-таки удалось одолеть противостоящее ему зло и сделать наш мир лучше!
------
Предлагаем недавно присоединившимся читателям подписаться на наш канал, чтобы не пропустить другие интересные визии польского экстрасенса Кшиштофа Яцковского. Также мы благодарны читателям за лайки, комментарии и репосты понравившихся публикаций.