Где: Галерея Зотов
Адрес: Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1
До: 19 октября 2025
Центр «Зотов» представляет одну из первых в России ольфакторных выставок. Ольфакторное восприятие, т.е. попросту обоняние, способность человека формировать целостный образ на основе анализа запахов. Запахи влияют на эмоциональное и физическое состояние, вызывают воспоминания и ассоциации. На этом и построена выставка «Красная Москва. Женщина в большом городе», посвященная парфюмерной индустрии в России 1920–1930-х годов.
Однако дышит экспозиция не только «духами и туманами». Организаторы проекта показывают, что молодая, динамично развивающаяся столица Страны Советов пахла керосином, пудрой, махоркой, креозотом, только что испеченным хлебом и цветущей сиренью.
И все эти ароматы вы сами можете не только послушать, но и прочувствовать через очень уместно подобранные цитаты Юрия Олеши, Валентина Катаева, Пантелеймона Романова, Ильи Эренбурга и других свидетелей эпохи.
Более 200 экспонатов, от работ известных живописцев до винтажных аксессуаров, представляют индустрию красоты и историю преобразования советской повседневности.
Гвоздь программы - «парфюмерный орган». Так называют рабочее место парфюмера, представляющее из себя стол (полукруглый или прямой) с полками в несколько рядов, на которых расставлены ёмкости с натуральными и синтетическими ароматическими эссенциями. Но на выставке представлен действительно орган, при помощи которого можно познакомиться с семью “нотами” «Красной Москвы», а также самостоятельно менять тональность композиции, варьируя концентрацию составляющих. Можно сочинить свою композицию, используя семь нот, среди которых - ирис, жасмин, бергамот, кориандр и даже модный в начале ХХ века альдегид C-12.
Эта музыкальная метафора вдохновлена словами французского парфюмера Августа Ипполитовича Мишеля, ставшего "главным носом СССР" и создавшего аромат духов "Красная Москва", который писал: "Флакон духов - это хор или оркестр. Здесь есть нежные голоса, виолончели, есть скрипки. И есть басы. Это громовые запахи. Взятый отдельно, такой запах-контрабас покажется вам нестерпимым. А здесь они все спелись. Вы слушаете лишь общую симфонию".
Отнюдь не в качестве антирекламы, а только для предупреждения (которое есть и на самой выставке): в ольфакторных объектах и инсталляциях используются различные душистые вещества, поэтому, если Вы аллергик или у Вас есть повышенная чувствительность к отдельным ароматам или их компонентам, то данную выставку лучше посетить виртуально.
А вот кому срочно нужно бежать в центр “Зотов”, так это мужчинам, находящимся в поиске подруги жизни. Флаконы духов, пудреницы, парфюмерные коробочки притягивают на выставку дам разных возрастов и интересов как магнитом. И знакомство завязать просто: “Вам какой аромат больше понравился: керосин или креозот?” или элегантнее: “Чьё творчество Вам ближе: Константина Юона или Игоря Грабаря?”
Все посетительницы в хорошем расслабленном настроении не только от ароматов, но и от всей атмосферы: цветовая гамма выставки — разнообразные оттенки красного. Стены решены в цвете духов «Красная Москва». Бордовый и красный продолжаются в кисее и бархате. Получился загадочный будуар, укрытый за струящимися красными нитями, что легко расступаются и смыкаются вновь, очень располагающий к приятным знакомствам.
А если еще рассказать понравившейся особе что-то интересное, то успех гарантирован. Вот Вам лайфхак.
Самым известным парфюмером старой Москвы был Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар. 39 лет француз прожил в России, превратившись здесь в Андрея Афанасьевича. Он начал свое дело в 1864 году: успешно торговал мылом для детей в виде зверюшек и букв, популярным — «Народным» по одной копейке, а также «Банным». В историю парфюмерии предприимчивый француз вошел с одеколоном «Цветочный». Брокаровский фонтан, из которого вместо воды бил одеколон, в 1882 году произвел настоящий фурор на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Посетители подставляли под струи фонтана свои одежды, шляпы, перчатки, наполняли душистой жидкостью бутылки. Брокар был также изобретателем и душистых чернил.
Диковинные чернила у Брокара готовили на основе цветочной воды из роз, сирени, фиалок.
После национализации фабрики рабочие выбрали управляющей бывшую прислугу у Брокаров Дуню Уварову. Когда шесть корпусов фабрики Брокара отдали Гознаку, производство, кажется, ничто не могло спасти. Но Дуня добилась встречи с Лениным и Калининым и убедила сохранить завод. Его не закрыли, но из отлично оборудованных помещений перевели в здание по соседству, где раньше была обойная фабрика. Рабочие сами сделали ремонт, перенесли оборудование в новое помещение и на старых запасах возобновили производство. Они рассчитывали продержаться хотя бы три года. Но в итоге брокаровская фабрика, нынешняя "Новая заря", работает по сей день.
Приходите на выставку вдохнуть ароматы давно минувших дней.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые выставки.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Зотов #Красная_Москва #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты