Холдинг «Цемрос» включился в эстафету, связанную с сокращением производственного графика. Ведущий производитель цемента вслед за автогигантами объявил о переходе на неполную рабочую неделю. Похоже, страну накрывает кризис, выход из которого может дать только реализация программы КПРФ.
Строить стали меньше
С 1 октября 2025 г. лидер цементной отрасли России, холдинг «Цемрос», переходит на четырехдневную рабочую неделю. Информационное сообщение об этом появилось на официальном сайте предприятия 1 августа. В холдинге подчеркнули, что такое решение принято в ответ на продолжающееся падение потребления цемента и рост доли импорта.
«Режим неполной занятости будет установлен для сохранения рабочих мест и адаптации к рыночной ситуации, – сказано в официальном сообщении. – Переход на четырехдневную неделю – это вынужденная, но взвешенная мера, направленная на долговременное сохранение устойчивости и социального баланса на период нестабильности. При восстановлении спроса на внутреннем рынке Цемрос оперативно вернется к обычному режиму работы. Компания стремится сохранить квалифицированный персонал и обеспечить достаточный объем производства продукции, который будет востребован на рынке».
Следует отметить, что в холдинге «Цемрос» работает более 13 тыс. сотрудников. В него входят 18 цементных заводов и более 30 карьеров по добыче нерудных материалов в 13 российских регионах. В том числе АО «Жигулевские стройматериалы», где, по данным из открытых источников, трудится почти 300 человек.
Ранее Цемрос сообщил о временной приостановке Белгородского цементного завода в связи с ухудшением рыночной конъюнктуры, снижением рентабельности производства и увеличением доли импортного цемента на российском строительном рынке. На сайте холдинга были размещены пояснения следующего содержания: «Спрос на цемент в России демонстрирует устойчивую нисходящую динамику. В первом полугодии 2025 года потребление цемента по России снизилось на 8,6%, а во втором квартале – на 10,5%. В Центральном федеральном округе, куда входит Белгородская область, падение в июне составило 11,8%. В самой Белгородской области снижение по итогам второго квартала составило 8,4%. По данным Цемроса, снижение потребление цемента продолжается и достигнет не менее 13–15% по итогам 2025 года. Основные причины – высокая ключевая ставка, прекращение программ льготной ипотеки и сворачивание строительных проектов. Девелоперы в условиях высокой волатильности снижают темпы ввода жилья и замораживают ранее анонсированные объекты, что приводит к резкому сокращению объемов закупок цемента. Одновременно усиливается давление со стороны импорта. По экспертным оценкам, за первое полугодие 2025 года общий объем ввезенного в Россию цемента вырос в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. Наиболее значительный объем импортного цемента по-прежнему поступает из Республики Беларусь. На четверть выросли поставки из Ирана. По итогам 2025 года общий объем импортного цемента составит порядка 4 млн тонн, что сопоставимо с замещением 2–3 отечественных заводов с тысячами рабочих мест. Основные объемы поступают из стран, где цементные предприятия получают государственную поддержку и работают в более мягкой регуляторной среде. Импортная продукция демпингует рынок, снижая цены до уровня ниже себестоимости отечественного производства, что усиливает давление на российских производителей. В таких условиях производство цемента на белгородской площадке становится экономически нецелесообразным».
По итогам 2025 года общий объем импортного цемента составит порядка 4 млн тонн, что сопоставимо с замещением 2–3 отечественных заводов с тысячами рабочих мест. Основные объемы поступают из стран, где цементные предприятия получают государственную поддержку и работают в более мягкой регуляторной среде.
Автопром на спаде
Необходимо заметить, что прежде о переходе на неполную рабочую неделю заявило сразу несколько автогигантов. Так, 22 июля пресс-служба АО «АвтоВАЗ» распространила сообщение о том, что автозавод осенью текущего года рассмотрит возможность изменения графика работы своих производственных площадок и введения неполной четырехдневной рабочей недели вместо пятидневной. «АО «АвтоВАЗ» в начале осени рассмотрит возможность изменения графика работы своих производственных площадок с 29 сентября 2025 года. Вместе с тем компания подчеркивает, что окончательное решение о введении режима неполной четырехдневной рабочей недели будет принято по итогам анализа тенденций на рынке и экономических факторов», – цитируют пресс-релиз предприятия новостные агентства ТАСС и «РИА «Новости». «Как пояснил автопроизводитель, возможное изменение режима работы обусловлено общими тенденциями на российском авторынке, а именно высокой ключевой ставкой и ужесточением требований регулятора к заемщикам по автокредитам. Также среди причин компания называет импорт, преимущественно в 2024 году, большого количества автомобилей зарубежного производства, «при этом импортные бренды ведут политику ценового демпинга (их склад, оценочно, составляет около 400 тыс. нераспроданных автомобилей)», – поведал ТАСС.
24 июля ПАО «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ) сообщило о том, что в августе текущего года перейдет на четырехдневную рабочую неделю. Причина – снижение российского рынка коммерческой техники в первом полугодии от 30 до 60% в зависимости от сегмента. «В связи с критическим падением рынка коммерческого транспорта Горьковский автозавод в августе 2025 года будет работать в режиме 4-дневной рабочей недели. В условиях высокой ставки ЦБ и недоступности финансовых инструментов для приобретения автомобилей падение рынка по итогам первого полугодия составило почти 40% в сегменте среднетоннажных грузовиков, свыше 30% в сегменте легких коммерческих автомобилей и 60% в сегменте автобусов», – говорится в пресс-релизе завода, текст которого цитирует информагентство «РИА «Новости». «В пресс-службе уточнили, что данная мера позволит заводу сохранить рабочие места, а также адаптировать производственную программу под рыночную ситуацию и организовать равномерную нагрузку производственных мощностей», – добавило РИА «Новости».
«ГАЗ» также уведомил сотрудников о том, что режим 4-дневной рабочей недели в дальнейшем может быть продлен. «Начиная с сентября режим работы производства будет определяться ежемесячно, исходя из рыночных факторов. При улучшении рыночной ситуации завод вернется на полную рабочую неделю», – цитируют пресс-релиз предприятия «Интерфакс» и РИА «Новости».
На следующий день, 25 июля, ПАО «КамАЗ» в мессенджере Telegram на своем официальном канале сообщило о сокращении рабочей недели в отдельных производственных подразделениях.
В официальном сообщении сказано: «На рынке грузовиков России свыше 14 тонн наблюдается кризис: по итогам полугодия рынок сократился почти на 60%.
Причины:
- Недальновидная политика импортеров иностранной техники, которые, несмотря на все прогнозы по снижению рынка, ввезли в прошлом году избыточное количество техники. В результате на складах этих компаний в настоящий момент находятся свыше 30 тысяч грузовиков, которые не могут найти своих покупателей даже при демпинговых ценах, которые активно применяют дилеры.
- Денежно-кредитная политика ЦБ, которая не только привела к невозможности приобрести новую технику с помощью финансовых инструментов в виде кредита и лизинга, но и вынуждает транспортные и другие компании возвращать взятую в прошлом году в лизинг технику лизингодателю.
По нашим оценкам, такой техники на складах лизинговых компаний скопилось более 10 тысяч единиц. Она продается существенно ниже рыночной стоимости, при этом является почти новой. В итоге при текущем прогнозе рынка грузовиков России свыше 14 тонн в 2025 году от 40 до 60 тысяч штук и с учетом того, что в первом полугодии уже реализовано свыше 20 тысяч единиц, в основном из запасов, ожидать роста продаж выпущенной в 2025 году техники не приходится.
В этой ситуации российские производители грузовой техники вынуждены принимать экстраординарные меры по сокращению производства, чтобы сохранить финансовую устойчивость и не прибегать к сокращению персонала. Одной из таких мер является сокращенная рабочая неделя, о чем уже объявил ряд российских компаний автопрома». КамАЗ в своем сообщении также добавил: «Отсутствие перспектив роста рынка и давление остатков техники импортеров заставляют нас проявить ответственность и принять непопулярные, но необходимые меры по сокращению производства и объявить о введении сокращенной на один день рабочей недели с 1 августа. Данное решение коснется только тех подразделений, у которых нет полной загрузки».
Важно отметить, что дыхание кризиса уже почувствовали на себе трудовые коллективы. Даже Федерация независимых профсоюзов России открыто заговорила об ухудшении ситуации.
«Федерация независимых профсоюзов России получает информацию от профсоюзных организаций страны о том, что в последнее время идет рост невыплат заработной платы. Этот процесс дестабилизирует социальную обстановку, увеличивает число трудовых конфликтов», – сказано в официальном сообщении от 21 июля 2025 г.
Там же отмечено: «Невыплата зарплат вовремя связана в первую очередь с нехваткой у предприятий оборотных средств, с невозможностью получения кредита в банках под экономически обоснованный процент. Такая ситуация обусловлена политикой Банка России, который в борьбе с инфляцией существенно увеличил размер ключевой ставки. Осуществляемая таким образом «мягкая посадка» на деле оборачивается заморозкой заработных плат, ростом долгов, увеличением числа сокращаемых работников. Федерация независимых профсоюзов России выступает за сбалансированный подход в финансовой политике страны, где борьба с инфляцией не приводит к остановке предприятий, снижению деловой активности, росту социальных проблем и трудовых конфликтов. Профсоюзы России выступают за снижение ключевой ставки!»
Всё как по Марксу
В СМИ открыто заговорили о кризисе в российской экономике. В принципе, по официальным сообщениям можно сделать вывод о том, что речь идет о типичном кризисе перепроизводства. Все как по К. Марксу. И в данном случае совершенно неважно, что затоваривание рынков обеспечено главным образом иностранными производителями, так как российская экономика, несмотря на санкции, по-прежнему остается встроенной в мировую экономику. Демпинг, на который жалуются отечественные производители, в условиях капитализма лишь один из инструментов ожесточенной конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Причины кризиса также очевидны. Прежде всего, это снижение покупательной способности населения. Иными словами – обнищание населения, которое набирает обороты, несмотря на номинальный рост зарплат. Падает покупательная способность – снижается спрос на новое жилье и автомобили, а за снижением спроса следует сокращение объемов в строительстве и автомобильном производстве.
На основании вышесказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, монетарные механизмы оказались неэффективны в борьбе с кризисными явлениями. Банк России в борьбе с инфляцией взвинтил ключевую ставку, но это решение подкосило реальный сектор экономики и в конечном итоге ударило по трудовому народу. КПРФ об этом открыто предупреждала. Так, в ноябре 2024 г. председатель ЦК КПРФ Г. А. Зюганов на пленарном заседании Госдумы прямо заявил, что решение Центробанка «вздуть» ключевую ставку до 21% парализовало всю экономику. «Ключевая ставка Центробанка душит всю экономику, она не позволяет нам эффективно бороться с нацизмом и фашизмом», – говорил лидер КПРФ. Но власти, как всегда, слушать коммунистов не хотят. Во-вторых, следует признать, что политика импортозамещения полностью провалилась. Отечественные производители под демпингом иностранцев уступают свои позиции.
Выход из сложившейся ситуации, разумеется, есть. И он находится только в рамках социалистической модели экономики. Во-первых, планирование основных показателей развития народного хозяйства вкупе с жестким контролем за импортом позволит избежать возникновение всякого рода кризисов перепроизводства. Во-вторых, борьба с инфляцией должна вестись на законодательном уровне. КПРФ еще в 2020 г. внесла в Госдуму законопроект о контроле над ценами на товары первой необходимости. Согласно законопроекту, правительство РФ сможет устанавливать предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Реализация данных мер позволит оздоровить экономическую ситуацию и вывести страну на новый уровень развития.
Андрей НИКИТИН