Найти в Дзене

От дозиметра до логической машины: советские электронные игрушки

На детские они совсем не похожи. Перемычки, конденсаторы, антенны и программируемые блоки — это не набор для инженера, а советские игрушки. Точнее, их части. Мы собрали девять электронных советских игрушек, которые сегодня могут показаться совсем недетскими из-за функционала или внешнего вида. Однако они точно будут интересными. В отличие от обычных, они могли запоминать программы, написанные пользователем. Это значительно помогало в работе и учёбе. Но использовали их и для игр: пользователь сам вбивал игровую программу в калькулятор (чаще всего довольно длинную). Например, существовала игра «Лунолёт», в которой нужно было посадить космический аппарат на Землю. Процесс сводился к расчёту количества топлива и скорости аппарата, чтобы приземлиться без происшествий. О графике, конечно, речи не шло — на экране высвечивались лишь цифры. Тем не менее у этой игры был даже сюжет. О том, откуда он взялся, какие ещё игры существовали и кто их придумывал, можно почитать в нашей статье «Как играли
Оглавление

На детские они совсем не похожи.

Перемычки, конденсаторы, антенны и программируемые блоки — это не набор для инженера, а советские игрушки. Точнее, их части. Мы собрали девять электронных советских игрушек, которые сегодня могут показаться совсем недетскими из-за функционала или внешнего вида. Однако они точно будут интересными.

Программируемые калькуляторы

В отличие от обычных, они могли запоминать программы, написанные пользователем. Это значительно помогало в работе и учёбе. Но использовали их и для игр: пользователь сам вбивал игровую программу в калькулятор (чаще всего довольно длинную).

Например, существовала игра «Лунолёт», в которой нужно было посадить космический аппарат на Землю. Процесс сводился к расчёту количества топлива и скорости аппарата, чтобы приземлиться без происшествий. О графике, конечно, речи не шло — на экране высвечивались лишь цифры. Тем не менее у этой игры был даже сюжет. О том, откуда он взялся, какие ещё игры существовали и кто их придумывал, можно почитать в нашей статье «Как играли на советских калькуляторах».

«Электроника МК-61». Один из самых популярных программируемых советских калькуляторов. Выпущен в 1983 году
«Электроника МК-61». Один из самых популярных программируемых советских калькуляторов. Выпущен в 1983 году

«Экон»

Электронный конструктор «Экон-01» позволял собрать 30 электронных устройств без паяльника и отвёртки: все антенны, перемычки и прочие элементы были вмонтированы в маленькие пластиковые кубики. Устанавливаешь их в нужное место основного блока — и получаешь, скажем, сирену, радиоприёмник или мегафон. Схемы для сборки были в инструкции.

Серия выпускалась «Экон» с 1982 года до начала 1990-х
Серия выпускалась «Экон» с 1982 года до начала 1990-х

-4

Последующие модели конструктора выглядели уже более внушительно. Например, «Экон-3» позволял собирать до 150 устройств, поэтому его назвали «Электронная лаборатория». Здесь обошлись без кубиков — только полноценные «взрослые» детали. И схемы были уже намного сложнее.

«Экон-3» —  «Электронная лаборатория»
«Экон-3» — «Электронная лаборатория»
Одна из схем, указанных в инструкции к «Электронной лаборатории»
Одна из схем, указанных в инструкции к «Электронной лаборатории»

Планетоход «Электроника»

Он действительно ездил — и довольно неплохо. Проводного или радиоуправления у него не было, но возможность управлять всё же присутствовала. Для этого планетоход буквально программировали с помощью кнопок, расположенных на крыше. Игрушка запоминала до 16 шагов программы. Например, это могло выглядеть так:

  1. Жмём кнопку «вперёд» и цифрами вбиваем время (допустим, пять секунд).
  2. Добавляем «поворот» и выбираем время поворота для каждого ведущего колеса.
  3. Снова жмём кнопку «вперёд» и указываем время (те же пять секунд).

Итог: планетоход пять секунд едет вперёд, затем поворачивает и снова движется вперёд заданное время.

Под разными названиями выпускался в течение 1980-х
Под разными названиями выпускался в течение 1980-х

Детская логическая машина

Ещё одна программируемая игрушка. Она помогала познакомиться с основами математической логики и двоичной системы счисления. Чтобы ввести программу, нужно было правильно расположить поводки и пластиковые штекеры.

Выпускалась с 1984 года
Выпускалась с 1984 года

-9

В инструкции было 15 игровых программ. Например, «Какое число задумано?». В этой игре машина угадывает, какое число вы загадали, и выдаёт ответ в двоичной системе счисления. Как это происходит — смотрите во фрагментах инструкции ниже.

-10
-11
-12
Вот так выглядит программа «Какое число задумано?»
Вот так выглядит программа «Какое число задумано?»

Электроника ИМ-27

Это игровая портативная консоль с настоящим 3D. Нужно было смотреть в «бинокль» и вести космический корабль, нажимая кнопки на корпусе. Главное — не сталкиваться с другими кораблями, иначе, как говорится, «гамовер».

Объёмного изображения добились за счёт того, что внутри разместили два небольших монохромных экрана. Картинка на каждом немного отличалась. А ещё изображение было цветным — это обеспечивал светофильтр.

-14
Примерно так выглядел игровой процесс
Примерно так выглядел игровой процесс

Эрудит

Эта серая коробочка играла роль ведущего викторины. Работало всё так:

  1. Выбираете группу вопросов из синей книжки.
  2. С помощью тумблеров вбиваете номер этой группы на серой коробке.
  3. Другим тумблером выбираете номер вопроса из группы.
  4. Читаете вопрос в книжке, выбираете один из трёх вариантов ответа и сообщаете об этом коробочке, передвинув нужный тумблер.
  5. Если ответ правильный, загорается лампочка.

Вопросы обычно были из области математики, геометрии и естественных наук. Например: «Почему сливки на молоке быстрее отстаиваются в холодном помещении?». Если знаете ответ — напишите в комментариях.

-16

Стереотелефон «Солинг»

Это обычные наушники, которые не отличались качеством звука. Зато их нужно было собирать самостоятельно, и для этого приходилось немало поработать паяльником. Вообще в СССР даже телевизоры могли продаваться в частично разобранном виде — они были дешевле.

-17
-18
Набор выпускался с 1982 по 1987 год
Набор выпускался с 1982 по 1987 год

«Альтаир» (ДБГБ-06И) (1991)

На первый взгляд это простая портативная консоль с несколькими играми. Ещё в ней есть часы и, вдобавок, дозиметр для измерения уровня радиации. Если вы знаете, зачем сюда добавили такую функцию, напишите, пожалуйста, в комментариях. А если вам интересны редкие советские приставки, рекомендуем статью «Без волка и яиц: пять советских игровых консолей, о которых сегодня мало кто знает».

Устройство выпущено уже под конец СССР — в 1991 году
Устройство выпущено уже под конец СССР — в 1991 году

Если статья вам понравится, в следующий раз мы обязательно расскажем о том, как эти игрушки появились на свет и какие изделия из других стран стали их прообразом.

_________________________________________________________________

Надеемся, материал был интересным и полезным. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и ВКонтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.

А это Fplus FLTP-5i3-8256-W — ноутбук отечественного производителя Fplus* с большой скидкой:

  • Матовый IPS-экран 15,6 Full HD
  • RAM 8 Гб с возможностью расширения до 32 ГБ
  • SSD 256 Гб с возможностью расширения до 1000 Гб
  • Процессор Intel Core i3-1215U (6 ядер и 8 потоков)
  • Товар года 2024 «За сбалансированный дизайн и функциональность в категории «Ноутбуки»

Купить в официальном магазине Fplus за 55 990 32990 рублей.

-21

*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Accesstyle.