Найти в Дзене
Интересная фантастика

О фантастических археологах. Про инопланетную археологию, палеконтакт и прочую научно-фантастическую древность

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня, 15 августа отмечают свой профессиональный праздник ученые, изучающие прошлое, по оставшейся нам от предков материальной культуре. Кто в детстве не зачитывался познавательными книжками о раскопавшем Трою Генрихе Шлимане, открывшем Критскую цивилизацию Артуре Эвансе, первом прочитавшем дренеегипетские иероглифы Жан-Франсуа Шампольоне?! В далекие уже советские времена, в библиотеках, в нагрузку к фантастике, детективам и приключенческим книжкам, всегда добавляли что-нибудь научно-популярное: журналы, брошюры, книжки. И почти всегда они были очень интересными. Умели тогда завлечь юных читателей. Затем, наступило другое время, когда внимание подрастающего поколения захватили заграничные фильмы на видеокассетах. Их показывали в видеосалонах, где, в относительно больших помещениях, люди всматривались в комнатные транзисторные и ламповые телевизоры, в необычное голливудское действо. По логике, должен сейчас поворчать, побурчать и т.п. Но, это не наш метод. Тем более, именно тогда наш зритель познакомился с главным археологом всея фантастики Индианой Джонсом. Вот с него и начнем.

Итак, приключенческая франшиза о бравом докторе Генри Уолтоне Джонсе – младшем стартовала с фильма «Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега» (1981), где Индиана Джонс охотится за библейским Ковчегом Завета. В фильме «Индиана Джонс и храм судьбы» (1984) он добывает артефакт богини Кали, а в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989) главным магическим предметом, вокруг которого концентрируется сюжет, стала Чаша Святого Грааля. Три "канонических" фильма прославили образ Индианы Джонса. И хоть франшиза не ограничивается только тремя этими кинокартинами, все остальное является лишь довеском и способом получения прибыли, на теме приключений харизматичного археолога. К этому остальному относятся полнометражные фильмы 2008-го и 2023-го года, сериал о приключениях молодого Индианы Джонса, несколько компьютерных игр, несколько десятков книг (включая, новеллизации фильмов).

Остается добавить, что образ, основанный на популярных ранее персонажах – охотниках за драгоценностями, придумал Стивен Спилберг. Он же был режиссером фильмов. Ну а воплотил на экране образ Инди Харрисон Форд. Да так воплотил, что Индиана Джонс, как ни крути, – это Харрисон Форд, а Форд, соответственно, - Генри Уолтон «Индиана» Джонс (хотя, Форд еще и Хан Соло, и Рик Декарт, но это уже иная тема). Применительно к фильмам об Индиане Джонсе, как не вспомнить о Генри Уолтоне Джонсе – старшем, сыгранном Шоном Коннери. Нужно будет сделать специальный обзор про Индиану. И да, друзья, хоть сюжет приключений бравого историка-археолога и носит приключенческий характер, крутится то он вокруг мистических и фэнтезийных допущений.

Об Инди Джонсе можно написать еще много. Но тема фантастической археологии им не исчерпывается. Обратимся к нашей фантастике. Еще в середине прошлого века, у советских фантастов были популярны сюжеты с археологическими допущениями. Это проистекает из целеполагания советской НФ, чьей задачей было не только развлечение, но и просвещение читателей. Особенно, молодое и юное поколение любителей фантастики.

Так, к примеру, можно вспомнить рассказ Ивана Ефремова «Обсерватория «Нут-и-Дешт» (1944), в котором герои, в рамках раскопок древней обсерватории, делают важное научное открытие. Как не упомянуть здесь и роман писателя «Лезвие бритвы» (1964), где во второй части, итальянские путешественники находят древнюю корону. В античные времена, надев ее на себя, Александр Македонский отказался от завоевания Индии. Итальянцы убеждаются, что корона действительно может ментально воздействовать на людей. Тайны и загадки античности были излюбленной темой И. А. Ефремова (роман «Таис Афинская» (1972), повести «На краю Ойкумены» (1949), «Путешествие Баурджеда» (1953)).

Не только Ефремов писал фантастику про археологию. В рассказе Владимира Обручева «Загадочная находка» (1961), английский археолог находит послание инопланетной расы. В повести братьев Стругацких «Извне» (1960), археологическая экспедиция вступает в контакт с инопланетным разумом (вернее, с роботами инопланетян). В рассказе Михаила Емцева и Еремея Парнова «Последняя дверь», исследователи - земляне занимаются изучением развалин марсианской цивилизации и разгадкой тайны ее исчезновения. В повести Владимира Анчарова «Сода – солнце» (1968), маститый ученый археолог и молодой дилетант, с необычным подходом к решению проблем, разгадывают исторические тайны. Это лишь несколько примеров фантастических допущений археологов и археологии в советской научной фантастике. По-хорошему, на тему советской «археологической» фантастики нужно делать хорошую большую статью, или подборку с обзором конкретных книг. Что ж, будет чем заняться на День археолога в следующем году.

Изображение на заставку.  Взято на Freepik. «Разработано Freepik»
Изображение на заставку. Взято на Freepik. «Разработано Freepik»

Ну а пока, нужно пару слов сказать и про современную нашу "археологическую" фантастику. Так, в романе Александра Говорова «Византийская тьма» (1994), молодой советский историк-археолог на раскопе византийской базилики в Закавказье, проваливается в прошлое. Оказывается он в конце 12-го века, когда в Византийской империи правит авантюрист Андроник Комнин. До Четвертого Крестового похода остается совсем чуть-чуть. В романе Сергея Лукьяненко «Спектр» (2002), отдельная глава посвящена приключениям главного героя на планете Библиотека, где земляне и представители некоторых других рас пытаются разгадать тайны древних артефактов. В рассказе Евгении Лифантьевой и Алексея Токарева «Ключ-камень» (2007), на археологическом раскопе в Западной Сибири начинают происходит странные, мистические события, связанные с Алевтиной Ивановной Сергиенко – супругой маститого профессора Сергиенко. В рассказе Михаила Винникова «Джекпот» (2023), группа археологов занимается раскопками на другой планете, изучая исчезнувшую цивилизацию. Впрочем, найти можно не только знания о прошлом. В рассказе Андрея Вдовина «И грянул гром» (2013), музыкант Сергей Щербачев получает от своего друга – археолога Максима странный музыкальный артефакт.

Продолжать можно долго. Это еще не беру в пример книги модных ныне направлений про попаданцев, бояръ-аниме и т.п. Уж в попаданстве археологи замечены неоднократно. Род занятий обязывает.

Зарубежная фантастика тоже обращается к представителям профессии, изучающей прошлое по материальным источникам этого самого прошлого. Буквально пару примеров. В романе Ли Брэкет «Шпага Рианона» (1949), археолог и, по совместительству, отчаянный авантюрист Мэт Карс попадает в прошлое Марса, где наводит шороху среди местных. В рассказе Бима Пайпера «Универсальный язык» (1957), главная героиня разгадывает надписи и язык древних марсианских обелисков. В романе Аластера Рейнольдса «Пространство откровения» (2020), на планете Ресургем основана целая колония – поселение, которая на постоянной основе занимается изучением исчезнувшей цивилизации амарантийцев. Ну а ее основатель и первый лидер Дэн Силвест еще и верит, что разгадка тайны исчезновения амарантийцев, может дать ключ к пониманию развития разума во всей галактике.

Как видите, фантастика достаточно часто использует археологию и археологов в своих сюжетных допущениях. Сама профессия располагает: тут тебе и тайны прошлого можно разгадать и найти артефакты какой-нибудь инопланетной расы. Исходя из этого, можно попытаться классифицировать «археологическую» фантастику.

Так, выделю фантастику про земную фантастическую археологию о прошлом. В такой фантастике, ученые находят загадочные артефакты и раскрывают тайны цивилизаций минувшего, или познают тайны прошлого, с помощью фантастического оборудования и технологий. Как, например, в цикле рассказов Игоря Забелина «Записки хроноскописта», где ученые получают знания с помощью кибернетического устройства – хроноскопа.

Также обозначу инопланетную фантастическую археологию. В рамках фантастики об археологии иных миров, можно вспомнить цикл Джека Макдевита «Космоархеологи», посвященный приключениям космических археологов в космосе и на других планетах.

Правда, тут моя любительская классификация страдает неполнотой. Ведь и на Земле археологи могут найти артефакты инопланетных рас, как в повести Михаила Клименко «Ледяной телескоп» (1970). Хотя… не претендую на что-то большее, чем блогерские записки, которые никого ни к чему не обязывают. Да и есть возможность до следующего Дня археологии довести "классификацию" до совершенства. Не уверен, правда, что займусь столь «насущным» вопросом…

Впрочем, упоминание фантастических допущений инопланетных находок прошлого, можно рассматривать как пролог к еще одной большой теме: научно-фантастическому палеоконтакту, т.е. влиянии инопланетян на исторические цивилизации прошлого. Здесь, «отметились» такие титаны фантастики, как Иван Ефремов и Александр Казанцев. Одни «Фаэты» чего стоят! Впрочем, об этом в другой раз.

Ну а у меня на сегодня все. Спасибо за внимание. Если кто из археологов прочел эти строки: большой вам респект. Все профессии важны и нужны. По мере возможности, буду освещать их в хм… фантастическом преломлении, в рамках рубрики «Фантастический хронограф».

Ссылки на новые статьи канала размещаются также в тг Интересной фантастики https://t.me/infantastika