“Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
потому что он… хороший”
Агния Барто
Экспозиция Музея “Дедушкин чердак” (Измайловское шоссе 73Ж, Измайловский Кремль) начинается с представления нескольких пишущих машинок. Тут есть и “пишущий мяч” датского священника Расмуса Маллинг-Хансена, придуманный им для глухонемых. И первая коммерчески успешная машинка Кристофера Лэтем Шоулза, фирма которого была потом продана знаменитому “Ремингтону”, компании по производству оружия. Именно “Ремингтон” поставил производство пишущих машинок на “промышленные рельсы”. Позже появилась всем известная “Ундервуд”. Представлена в музее и наша отечественная “Москва”, которая тоже хорошо шла на экспорт.
Естественно, пишущая машинка, это главный рабочий инструмент писателей. Поэтому, одним из первых покупателей этого аппарата был замечательный американский литератор Марк Твен. «Я был первым человеком, использовавшим печатную машинку в литературе», хвастался он в своей биографии. Любимый детьми, да и взрослыми, «Том Сойер» был напечатан именно на «Remington №1». Но, говорят, до этого Твен напечатал и отправил в таком виде издателю рукопись «Жизнь на Миссисипи».
Пишущую машинку в написании своих философских трактатов использовал великий и ужасный немец Фридрих Ницше. У него начались проблемы со здоровьем, в том числе со зрением, а пишущая машинка помогла ему продолжить литературную работу. Американец Уильям Фолкнер предпочитал портативные машинки, которые можно было переносить и перевозить с места на место, как сегодня ноутбуки. Конечно в таких условиях "рабочий инструмент" писателя быстро изнашивался. А вот Эрнест Хемингуэй сравнивал стук молоточков печатной машинки с выстрелами пулемёта. Он знал о чем говорил. Почти год он провел в осаждённом Мадриде, а во время Второй Мировой войны работал военным корреспондентом в Лондоне.
А вот Лев Толстой стал в свое время, как сейчас принято говорить, “лицом фирмы” “Ремингтон” на российском рынке. Сам Президент компании прислал в дар писателю аппарат их производства, который был установлен в Ясной Поляне в так называемой “Ремингтонной” (секретарской) комнате. На нем работала и перепечатывала тексты Толстого его секретарша. Сергей Довлатов одну из своих книг назвал “Соло на “Ундервуде”...
А есть в экспозиции вот какая информация об Агате Кристи. Она тоже пользовалась пишущей машинкой. Сначала фирмы “Эмпайер”. Потом, все тем же “Ремингтоном”. Но, вот… как-то сломала запястье и вынуждена была надиктовывать свои тексты машинистке. Писательница очень сожалела, что не могла сама работать на машинке: “Моя пишущая машинка вместе со мной участвовала в создании художественных замыслов моих произведений…” И тут я возьму слово… У меня есть ноутбук, на котором я написал все свои тексты начиная с 2019 года (это три тысячи статей и два десятка книг). У него треснул экран. Трещина лишила меня трети всей рабочей поверхности ноута. А я все равно не меняю ни его, ни сам экран.
Раньше можно было говорить о некоторой “намоленности” рабочих инструментов (в том числе и писательских), потому что они изначально были рассчитаны на долгий срок эксплуатации. Мастера буквально сживались с ними. У инструментов появлялась собственная душа, полученная за долгий срок службы, дружбы и работы от человека. Потеря такого общения была буквально кровоточащей раной для мастера. Есть ли у сегодняшних “писателей”-блогеров такое же единение со своими рабочими инструментами, которые они меняют не реже чем раз в полгода? Появляется ли душа у таких гаджетов? Участвуют ли эти гаджеты в художественных замыслах этих “писателей”?
Что-то я сомневаюсь…
.....................................................
Об авторе: Гопиус Кирилл Павлович, сторителлер, исследователь, модератор, идеолог. (1969 года рождения).
Ссылка на резюме на hh.ru: https://domodedovo50.hh.ru/resume/be455c75ff0afcba200039ed1f6e6a78373041
Ссылка на Дзен канал (больше 2500 статей 14 000 подписчиков): https://dzen.ru/id/5c584c0186e4a700adce84cb
Когда нужно “портфолио”, сюда…
https://realmir-gopius.livejournal.com/818219.html
Карьеру свою начал с дворника и санитара, разнорабочего на стройке. Работал экспедитором и торговым представителем. Позже занимал руководящие посты в различных бизнес структурах (строительство, машиностроение, продажи, финансы, безопасность). Работал по России и за границей (Кувейт, Саудовская Аравия).
С 2004 года изучает, исследует, популяризирует, преподает и практикует сторителлинг, как мировоззрение, философию, фундаментальную науку и коммуникационную технологию. Помогает людям, компаниям, сообществам, территориям вспоминать, создавать, представлять свои истории, вписывать их в глобальные контексты, что проявляет внутренние ценности и смыслы людей, компаний, сообществ, территорий. Самоидентификация и коммуникация с любой аудиторией.
В 2010 году основал и руководил Центром прикладных знаний в Санкт-Петербурге. В 2017 году учредил “ГопиусСториБАНК”. Написано тысячи статей, взято сотни интервью. Почти 40 книг о методологии и философии сторителлинга, сценарии сторителлинг спектаклей. Кроме того, пьесу по книге “От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным”, пьесу по воспоминаниям о Е.М. Примакове (по линии ТПП), корпоративную историю компании QIWI, книгу о “Международном генеалогическом центре”, биографию героя Калмыкии Церена Санджеевича Балзанова, тренера олимпийского призера по боксу, биографию Александра Васильевича Зимина, тренера российских профессиональных боксеров.
Создал несколько образовательных программ по сторителлингу, которые применял в работе с депутатами (ГБУ “Центр социальных коммуникаций”), управленцами (“Президентская программа подготовки управленческих кадров”), с членами некоммерческих организаций (“Общественная палата РФ”), предпринимателями, актерами (Центр имени Мейерхольда), учителями, спортсменами и пр.
Был организатором 7-ми фестивалей сторителлинга в России.
За последние несколько лет работал: Ген. директором СРО “Ассоциация ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ”, Пресс-секретарем “Российского профсоюза работников транспортной безопасности”, экскурсоводом-проводником смыслов на Международной выставке-форуме “Россия (Москва, ВДНХ). По итогам работы на форуме написал книгу “Театр проводников смыслов” (о новом туристическом формате представления историй людей, компаний, сообществ, территорий), включающую в себя две пьесы для такого театра: “Мой 75-й. Наша Россия” и “Издалека долго… Диалоги с рекой”. Несколькими годами ранее была написана книга о “Театре предпринимателя” (основанная на опыте работы с предпринимателями).
С 2015 по 2018 год был ректором образовательной Академии экспертной сети “Союзконсалт”.