История участия татар в европейском Сопротивлении берет свое начало и теснейшим образом связано с созданием Вермахтом легиона «Идель-Урал». Итак, 15 августа 1942 года был подписан приказ немецкого командования о создании Волго-татарского легиона.
В период 1942-1943 годов были сформированы семь боевых батальонов Волго-татарского национального легиона (с номерами от 825 до 831), а также саперный, штабной или резервный и несколько рабочих батальонов. По разным источникам, численность легионеров составляла от восьми до десяти тысяч человек, благодаря слаженной и героической работе группы Гайнана Курмашева. Таким образом легион «Идель-Урал» стал национальным соединением созданным немцами крупны, а татары стали единственными не сделавшими ни одного выстрела в сторону Красной Армии. Это особенно важно отметить на фоне активного участия Русской освободительной армии, казачьих соединений, украинских, прибалтийских легионеров и Туркестанского легиона в сражениях против советских воинских частей.
29 сентября 1943 года А. Гитлер распорядился о передислокации остатков легиона «Идель-Урал» во Францию. Факты перехода легионеров на сторону партизан были зафиксированы в различных странах, включая Польшу, Чехословакию, Францию, Бельгию, Югославию, Италию и Голландию. Среди многочисленных героев Сопротивления из числа татар, особое место занимает судьба Амира Утяшева. Итак, кем же был татарский герой Французского Сопротивления.
Амир Галимьянович Утяшев родился в 1919 году в с. Каргалы Благоварского района Башкирской АССР. По национальности татарин. До войны работал старшим бухгалтером в МТС Арского района Татарской АССР, откуда и был мобилизован на фронт в 1941 году. Служил младшим политруком в 119-й стрелковой бригаде.
Попал в немецкий плен 1 июля 1942 года, во время сражения у станции Щигры под Курском. После шести месяцев в госпитале для советских военнопленных под Киевом, он был отправлен в концлагерь. По пути Утяшев заболел тифом, едва не умер, но вместо него выдали тело другого солдата, чувашина Александра Николаева, и он взял его имя.
Будучи в плену Утяшев, как и многие татары, оказался в легионе «Идель-Урал». После перехода 825-го батальона легиона на сторону белорусских партизан, Утяшева как и многих татар и отправили во Францию в составе 827-го батальона для строительства и охраны Атлантического вала.
Здесь Амир Утяшев быстро установил связь с французским Сопротивлением (которых тогда называли «маки») и по просьбе последних долгое время занимался агентурной работой внутри своего соединения, выполняя различные задания французских партизан.
Вот что писал по этому поводу один из членов французского Сопротивления.
«Я, нижеподписавшийся Евгений Биго, член коммунистической партии Луарского округа Франции, удостоверяю, что имел непосредственную связь с советским солдатом Утяшевым Амиром (Александром) с конца ноября 1943 года по 28 июля 1944 года, до того дня, когда он ушел к партизанам. Наши встречи возобновились после освобождения г. Ле-Пюи. С декабря 1943 года Александр в течение нескольких месяцев поддерживал связь с моим отцом, Клементом Биго. Они приходили втроем с двумя другими советскими солдатами, один из которых назвался Николаем Терегуловым. У нас они слушали радио и изучали французский язык. Мой отец через своих товарищей по компартии имел связь с партизанами. Трое русских просили помочь им перебраться к маки, но отец тогда не получил разрешения на это. Их решили временно оставить в казарме, чтобы иметь возможность знать планы немцев».
Эти данные подтверждает другой француз Эжен Биго, который во время войны был представителем компартии Франции в комитете освобождения Верхней Луары.
Вот что он писал:
«Я имел связь с Александром Утяшевым с конца октября 1943 года. Он хотел уйти к маки с группой русских товарищей и с самого начала нашего знакомства просил меня ему в этом помочь. Посоветовавшись с товарищами, мы попросили его остаться в казарме, где он был бы полезнее для Сопротивления, организуя товарищей, наблюдая за немцами и сообщая нам о них. Александр выполнял наши просьбы. Он передавал партизанам ценные сведения о противнике, вел организаторскую работу в легионе, способствуя его разложению. В июле 1944 года, перед угрозой передислокации легионеров, Утяшев с многочисленной группой товарищей ушел к партизанам г. Ружак, под командование майора Когалъона. Участвовал в боях против немцев в районе Баинса. Однажды, переодевшись в гражданскую одежду, Александр вернулся в Ле-Пюи, чтобы увести к партизанам еще один отряд своих товарищей-легионеров. Чудом ему удалось избежать ареста местной полиции. Получив позже звание капитана французских партизан, он уже во главе своего отряда участвовал в боях против немецкого гарнизона в Ле-Пюи и в акциях под Аллегро и Ле-Монтан».
Одним из важнейших сражений, в которых участвовал Утяшев, была битва под Баинсом в августе 1944 года. Здесь он вместе с партизанами освободил из плена 22 русских солдата и нанес значительный урон немецким войскам. В итоге за его голову нацисты назначили награду в 500 тысяч франков, что только подчеркивала важность его фигуры во французском Сопротивлении.
О событиях предшествовавших этому бою рассказывала жительница г. Баинса Иветта Бонне-Кюбизоль:
«22 августа 1944 г. к нам домой пришел господин Александр Утяшев вместе с Марией-Розой Рош и попросил меня доставить записку в госпиталь повару. В записке Александр назначил этому человеку встречу у нас дома. Мы с Марией-Розой отправились в госпиталь, а Александр остался ждать.
В госпитале находились немецкие казармы (легион был расквартирован там же). Вход охраняли часовые, но среди них оказался знакомый солдат, который пропустил нас. Повар, которого мы искали, находился у окна первого этажа. Мы дали ему знак следовать за нами, но он отказался. У другого окна был Амид Асанов, азербайджанец-санитар, который хотел присоединиться к партизанам со своим другом Каримом. Я дала ему знак следовать за нами и передала записку. Прочитав её, Амир пошел с нами на встречу с Александром (Утяшевым). Встретились они у нас дома. Они сидели в зале и планировали побег русских солдат из казарм на вечер. В это время моя сестра Дениза и мама находились в кафе и следили за улицей. Через некоторое время мама заметила, что квартал окружен немцами и велела Марии-Розе идти домой. За нашим кафе был двор, отделенный высокой стеной от соседнего дома, веломастерской сыновей Бувье. Александр и Амир выскочили во двор через окно, перелезли через стену и едва успели скрыться от немецких солдат. Жандармы обыскали наше кафе и дом, даже погреб, но никого не нашли. Они схватили меня и сестру Пьеретту и отвели в комендатуру, а затем на допрос в СС. Нас допрашивали вместе и по отдельности.
Через некоторое время мы узнали, что Амира поймали. Нам устраивали очные ставки с ним. Александру удалось скрыться и присоединиться к маки, в лес под Ружаком. Он участвовал во многих боях и освобождении Ле-Пюи, где мы жили с родителями. Ле-Пюи был освобожден ночью с 18 на 19 августа 1944 г.».
Сам Амир Утяшев о результатах боя в Баинсе докладывал следующее: «Бой (за Баинс) длился с 14. 00 до 18. 00. Противник имел следующие потери. Были убиты 6 офицеров и 10 солдат. Трофеи: 2 ручных пулемета, 18 винтовок, 4 автомата, 3 пистолета, много гранат и боеприпасов. Во время этого боя были освобождены 22 советских военнопленных, которых немцы насильно заставляли воевать против партизан.
Наши потери: убиты командир первой группы русского партизанского отряда Капитан Аксенов Андрей (А.А.) и красноармеец Зубаиров Гязизян. Был ранен мл. л-т Заитов Анварбек и тяжело ранен (4 раза) командир 2-ой группы л-т Гриша Резяпов..».
Эти данные результатах этого боя подтверждены французской стороной в докладе отправленной Советской военной миссии в г. Париже 5 апреля 1945 г. В данном документе особо подчеркивается роль Амира Утяшева и говорится о том, что он стал организатором и комиссаром 1-й Русской партизанской группы и после смерти ее первого командира – капитана Аксенова возглавил ее, существенно увеличив численность отряда. Части легиона «Идель-Урал», перешедшие на сторону Сопротивления французами назывался «Татарский легион». Кроме боев под Баинсом, отмечены его заслуги в битвах у городов Аллегро и Монтана и аресте немецких солдат и французских фашистов в районе г. Соги (Верхне-Луарский округ). Здесь же пишется, что в день освобождения г. Ле-Пюи численность его группы составляла 118 бойцов, основу которых и составили татары из легиона «Идель-Урал».
Заслуги Утяшева перед французскими партизанами были высоко оценены: он был награжден Военным Крестом и в августе 1944 года получил звание капитана, за что его прозвали «Капитан Николас». После войны ему предложили остаться во Франции, получить французское гражданство, уже звание полковника французской Армии и службу в Алжире. Но он предпочел вернуться на Родину.
Но сталинская система не оценила его патриотического порыва и военных заслуг. И 1 сентября 1945 года Амир Галимзянович Утяшев, руководивший эшелоном по возвращению соотечественников из Франции на Родину, был арестован армейской контрразведкой на советско-германской границе. Все проверки он тогда прошел. Но позже что называется попал под раздачу. Так 19 июля 1948 года во время поездки из Арска в Казань с целью спасти своего друга по Сопротивлению Нигмата Терегулова из тюрьмы, Амир Утяшев снова был арестован. Оценивая его заслуги Французское правительство ходатайствовало о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но вместо этого военный трибунал приговорил его к расстрелу за «измену Родине», но позже это наказание было заменено на 25 лет каторжных работ. Часть из воевавших в Сопротивлении татар была освобождена в 1951–1952 гг. по истечении 6-летнего срока пребывания на поселении. Однако для многих ожидание свободы затянулось до 1956 г. Среди них и оказался Амир Утяшев, который отбывал несправедливое наказание в тюрьме г. Грозный.
Он был освобождён по амнистии 24 октября 1955 года и полностью реабилитирован 21 февраля 1962 года.
Но эти несправедливости не сломали его бойцовского характера, наш герой не спился как многие несправедливо забытые герои Второй мировой войны и всю оставшуюся жизнь Амир Утяшев боролся за полную реабилитацию и признание заслуг своих соратников. Это видимо и была его главная миссия его жизни, ради которой он променял беззаботную жизнь во Франции на годы лагерей и борьбы за честное своих соратников. С этой целью он собрал множество документальных материалов о своей жизни, борьбе в тылу врага, группе Гайнана Курмашева, а также о татарах и представителях других национальностей, воевавших в рядах партизан во Франции.
6 апреля 1985 г. его заслуги наконец были признаны и по приказу министра обороны СССР он был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В 1990 году Франция пригласила к себе Амира Утяшева как национального героя, а с 1995 года начала выплачивать ему специальную пенсию. По этому поводу газета «Трибуна» департамента Верхняя Луара в 1990 году писала: от 3 августа 1990 г.:
«Наш долг – увековечить память всех павших в борьбе с фашизмом. Хочу выразить благодарность капитану Александру Утяшеву, который на протяжении 45 лет жил с надеждой вернуться на французскую землю, чтобы почтить память своих соотечественников, погибших при Баинсе, встретиться с друзьями и восстановить правду о вкладе Татарского легиона в борьбу французских партизан. Татары всегда сражались против немцев. Александр Утяшев желает быть признанным не только здесь, но и на своей родине. После 8 лет заключения в СССР его реабилитировали, и теперь он стремится добиться признания заслуг своих соратников из Татарского легиона».
21-24 апреля 1993 года А. Утяшев принял участие в первой международной конференции легионеров-макизаров, участников французского Сопротивления. 6 мая того же года в Казани он создал и возглавил Ассоциацию участников движения сопротивления под названием «Красная ромашка».
При непосредственном содействии Амира Галимзяновича многим из легионеров-макизаров были возвращены почетные звания, вручены военные награды.
Ильнар Гарифуллин
Алмаз Халиуллин