Брак Лидии и Александра Вертинских окружающим казался странным. А он оказался счастливым, и не только для стареющего шансонье, но и для его молоденькой поклонницы.
Грузино-казацкая смесь
Будущая супруга знаменитого шансонье Лидия родилась 1 (14) апреля 1923 года в китайском Харбине. Ее отец, Владимир Константинович Циргвава, был из старинного грузинского рода. В Китай приехал еще его отец, офицер Константин Циргвава. Здесь он и осел, завел большое хозяйство. Владимир Константинович не пошел по стопам отца, он работал в управлении Китайско-Восточной железной дороги и являлся советским служащим.
Мать девочки, Лидия Павловна Фомина, была из сибирских казаков-староверов. Она была домохозяйкой, занималась дочкой – муж зарабатывал хорошо.
Когда девочке исполнилось 10 лет, отец скоропостижно скончался. Для двух оставшихся Лидий настали непростые времена. К тому же Харбин оккупировали японцы, и мама с дочкой переехали в небольшой портовый город Чифу. Там Лилу, как звали девочку в семье, определили в закрытый пансион для девочек при монастыре. Но в пансионе юная Лидия проучилась недолго – ее отчислили за то, что она на скульптуре Иисуса Христа обломала все шипы на его терновом венце. В свое оправдание девочка заявила, что так она решила облегчить страдания Христа.
Забрав Лилу из монастыря, мать решила переехать в Шанхай, рассчитывая на помощь соотечественников – там находилась большая русско-грузинская колония. Девочку действительно помогли устроить в частную английскую школу, там она освоила английский язык и свободно на нем общалась. Окончив школу, Лидия поступила на курсы стенографии, после которых ее взяли секретарем в английскую пароходную компанию.
Лидии было 16 лет, и она вела обычную жизнь молодежи: с подругами и друзьями она ходила смотреть голливудские фильмы, вместе они посещали кафе и играли в бейсбол.
А еще Лидия любила читать английскую литературу и слушать пластинки. Особенно с песнями популярного шансонье Александра Вертинского, в голос которого она была влюблена чуть не с детства. И когда друзья позвали девушку в ресторан «Ренессанс» послушать ее любимого певца, она конечно же согласилась. Об этом концерте она вспоминала так:
«На меня его выступление произвело огромное впечатление. Его тонкие изумительные и выразительно пластичные руки, его манера кланяться – всегда чуть небрежно, чуть свысока. Слова его песен, где каждое слово и фраза, произнесенные им, звучали так красиво и изысканно. Я еще никогда не слышала, чтобы так красиво звучала русская речь, слова поражали своей богатой интонацией. Я была очарована и захвачена в сладкий плен».
Ей было 17 лет, маэстро – 51 год. Вертинский был очарован этой изящной зеленоглазой красавицей с необычным лицом, и начал ухаживать. Он слал ей цветы, писал письма с признаниями в любви:
«Зачем Вам думать о том, что было до Вас, когда до Вас ничего не было!.. Вы - моя первая любовь! Не спрашивайте ни о чем. Ничего не было. Ничего. До ужаса ничего. Был обман. Подделки. Фальшь. Суррогат. Пародия. А теперь Вы. И только Вы - Лила. Моя чудесная светлая девочка. Моя невеста. Моя любовь».
Несмотря на большую любовь, разница в возрасте все-таки сказывалась, и Лидия всю жизнь звала Вертинского Александр Николаевич, хотя он просил называть его на грузинский манер Сандро.
Ухаживания певца длились два года. Мать Лидии была категорически против их отношений. Она так мечтала о том, что ее красавица Лила, работавшая в солидной пароходной компании и хорошо знавшая английский, выйдет замуж за англичанина или американца и уедет из Шанхая. А здесь появился мало того, что певец-эмигрант, так еще и старше ее самой, потенциальной тещи, на 9 лет!
Но, преодолев все сопротивления и сомнения, влюбленные, все-таки, поженились. Их бракосочетание состоялось 26 апреля 1942 года в Шанхайском Кафедральном соборе. Свадьба была многолюдной – гуляла вся русско-грузинская колония.
Но испытания на этом не закончились. Правда, теперь они перешли в материальную плоскость. Заработки Вертинского в Шанхае были не столь высокие, как ранее в Европе и Америке. К тому же после японской оккупации жизнь в Китае стала тяжелее. И маэстро, чтобы содержать семью, пришлось трудиться на двух работах, выступая в двух разных местах в течение ночи.
К тому времени Вертинский уже неоднократно отправлял прошение в СССР с просьбой разрешить ему вернуться на Родину. Сейчас, когда шла война, это его желание еще более усилилось. Вряд ли оно было изначально у Лидии – для нее Россия была пусть не чужой, но и не родной страной. Но и она захотела уехать в СССР:
«Война в России всколыхнула в нас, русских, любовь к Родине и тревогу о её судьбе. Александр Николаевич горячо убеждал меня ехать в Россию и быть с Родиной в тяжёлый для неё час. Я тоже стала об этом мечтать».
Наконец, в 1943 году разрешение было получено, и в дальний путь в Россию, поездом, отправились Вертинский, его молодая жена Лидия, ее мать и 3-месячная дочка Марианна.
Переезд в Россию
В ноябре 1943 года семья прибыла в Москву. В СССР их встретили хорошо, в гостинице «Метрополь» им выделили большой двухкомнатный номер. В 1944 году у пары родилась вторая дочка – Анастасия.
Закончилась война. Вертинским предоставили большую квартиру на улице Горького.
Александр Николаевич ездил по гастролям, Лидия сидела дома. Она не работала – супруг, обожавший ее, не желал, чтобы его девочка себя утруждала. Домашним хозяйством Лила тоже не занималась – она даже не умела готовить. Все заботы по дому взяла на себя ее мать, Лидия Павловна, а с девочками занимались бонны, которые воспитывали из них настоящих барышень.
Правда, однажды такое воспитание дало сбой. Дочь Вертинских Анастасия вспоминала:
«Однажды, сидя за столом и глядя на нас с сестрой очень внимательно, папа сказал маме: "Лилечка, дорогая, тебе не кажется, что мы воспитываем наших двух стерв не как советских гражданок?" И нас с Машей отправили в пионерский лагерь».
Из лагеря барышни вернулись бойкими советскими пионерками. Бранясь, они побежали на кухню и стали хватать котлеты прямо руками. Родители хватались за сердце и вернули в дом бонн, но пребывание в лагере искоренить до конца не удалось.
Вертинский обожал своих девочек и баловал их. Особенно супругу. Если с дочками он иногда строжился, то супруге позволялось все, исполнялись все ее прихоти. Она купалась в этом его обожании, жила в свое удовольствие, занимаясь светской жизнью, какой она была в советской артистической среде, меняла обновки.
Но все-таки и ей пришлось получать образование. Вертинского очень беспокоило, что будет с его семьей после того, как он умрет. Он стремился обеспечить их будущее, и даже купил большую дачу, где мечтал развести коров – не сам, конечно. А также он, видя несомненные способности Лидии к живописи, настоял на том, чтобы она поступила в Суриковский художественный институт на факультет живописи. Несмотря на избалованность, для Лидии ее супруг был непререкаемым авторитетом, и она подчинилась.
Институт она окончила в 1955 году – и как же Вертинский был прав! Уже в 1957 году Лидия осталась вдовой с двумя детьми и престарелой матерью на руках. Так как Вертинский прожил в СССР недолго и рабочий стаж его был небольшим, его дочерям, которым было 13 и 12 лет, положили пенсию в 20 руб. И Лидии пришлось самой зарабатывать на жизнь.
Съемки в кино
Предложения сыграть в кино на женщину с эффектной внешностью посыпались рано. Но стареющий и ревнивый супруг был против этого. И все-таки один режиссер убедил певца разрешить Лидии сняться в фильме – это был режиссер Александр Птушко. Для сказки Садко ему нужна была актриса с экзотической внешностью для роли птицы Феникс. Когда он увидел Лидию и ее необычную красоту, он не стал смотреть других актрис.
Для Лидии съемки в этом фильме были не работой, а развлечением. Наверно, сложно отнестись с серьезностью к роли, когда в фильме играет только твоя голова. Лидии пришлось, согнувшись в три погибели и спрятавшись под балдахином из перьев изображать птицу. Правда, озвучивала роль она не сама – у Лидии был высокий голос, а птица Феникс должна была говорить глубоким убаюкивающим голосом: «Спи-ите, спи-ите…».
Фильм вышел в 1952 году, актриса с необычной внешностью запомнилась и зрителям, и режиссерам. Последовали новые предложения. Уже после смерти Вертинского, в 1957 году, вышли фильмы «Дон Кихот», где Лидия сыграла герцогиню, и «Новые похождения Кота в сапогах», где Лидия предстала в роли молодой колдуньи. Уже после смерти супруга Лидия Владимировна снялась в фильме «Киевлянка» (фрау Марта) и любимой многими поколениями сказке «Королевство кривых зеркал», где она была очень эффектна в роли коварной Анидаг.
Жизнь после Вертинского
Поначалу Лидия делала эстампы, писала пейзажи и продавала их. Но нужен был постоянный заработок, и она устроилась на работу на графический комбинат. На комбинате Лидия Владимировна занималась линогравюрой - придумывала рисунки для ткани и эстампов. Это стало для нее основной работой и основным доходом семьи.
Когда муж умер, Лидии было всего 34 года. Конечно, у молодой и столь эффектной женщины было много поклонников, были предложения выйти замуж. Когда старшая дочь Марианна спросила мать, почему та не сделала этого, она ответила ей:
«Да, возможно, были мужчины, которые могли бы доставить мне удовольствие, но кто мне утром поцелует руку?!».
Она жила воспоминаниями о муже, не позволяя ничего менять в квартире, где все напоминало о нем. Она сохранила все письма и записочки мужа, которые она перечитывала. Лидия Владимировна также в 90-х годах издала воспоминания мужа «Дорогой длинною» и написала свою книгу воспоминаний «Синяя птица любви», большую часть которой составили письма ее супруга.
Лидия Владимировна пережила мужа на 56 лет. Она умерла 31 декабря 2013 года в очень преклонном возрасте – ей было 90 лет.
Ее последние дни протекали в клинике. Дочери, которые были рядом, постоянно по ее просьбе ставили ей записи мужа. Особенно часто она слушала песню «Ваши пальцы пахнут ладаном». И вспоминала строки из писем к ней ее супруга.
Одно из них, написанное Вертинским в 1940 году, еще в период ухаживания:
«Я вчера рассмотрел немного Ваше лицо. Оно, конечно, красивое, но самое главное, что эта красота духовная. Точно оно освещено изнутри каким-то мягким светом. Вы еще чем-то будете потому, что у Вас лицо артиста… Вы похожи на маленького непокорного ангеленка, которого обидели и который никогда этого не простит… И какое ужасное горе постигнет меня, если Вас у меня отнимут. Р.S. Поклянитесь мне, что Вы меня никогда не променяете ни на кого и что будете ждать меня до конца!».
Она и была с ним до конца. Супруги похоронены вместе на Новодевичьем кладбище, под одним надгробием.
Дети и внуки Вертинских
Обе дочери Вертинских стали известными актрисами.
Старшая дочь, Марианна, родилась 28 июля 1943 года еще в Шанхае. Играла в театре имени Вахтангова и снималась в кино («Город мастеров», «Капитан Немо»). Была трижды замужем. Первый муж – архитектор Илья Былинкин, в браке родилась дочь Александра Вертинская, художница.
Во втором браке с артистом Борисом Хмельницким родилась дочь Дарья Хмельницкая, которая стала дизайнером.
В третьем браке с бизнесменом Зораном Казимировичем детей нет.
Марианна также состояла в отношениях с Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским.
Вторая дочь, Анастасия, родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Она также, как и сестра, стала театральной актрисой, но особенную известность получила как киноактриса. Наиболее известны ее роли в фильмах: «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Гамлет». Была замужем за Никитой Михалковым, в браке родился сын Степан Михалков, актёр и ресторатор.
Брак с Михалковым распался через три года. Больше официально Анастасия замуж не выходила, но была в длительных отношениях с Олегом Ефремовым.