Найти в Дзене
ИА «ТОЧКА»

Долги на два десятилетия: петербургские верфи ищут 5 тыс. корабелов, пока Хабаровский судозавод увольняет 70% персонала

Хабаровский судостроительный завод фактически полностью остановился, уволив 70% персонала и оставив долги, которые будут, возможно, погашать два десятилетия. Петербургские верфи сталкиваются с обратной проблемой: им срочно требуются 5 тыс. квалифицированных работников, несмотря на финансовые потери у некоторых – Балтийский завод, например, накопил 32 млрд рублей убытков. Подробнее – в материале «Точки».

Фото: telegram.org / ОСК
Фото: telegram.org / ОСК

Хабаровский судостроительный завод практически остановил деятельность, уволив 70% персонала. Как пишет «Постньюс» со ссылкой на Amur Mash, сейчас там присутствуют только сторожа и минимальный технический персонал для поддержания оборудования.

Завод накопил значительную задолженность по неиспользованным субсидиям и банковским займам. Идея передать предприятие в собственность Хабаровского края не принесла результата. Положение усугубилось после того, как управление перешло к Амурскому судостроительному заводу – конкуренту хабаровцев.

Ранее местные власти заказали заводу строительство пяти быстроходных судов проекта «70 лет Победы», однако проект заморожен после смены губернаторов. Два готовых корпуса этих судов до сих пор находятся на территории предприятия.

Фото: telegram.org / ОСК
Фото: telegram.org / ОСК

Дополнительно завод выпускал рамы для багги «Ерофей», поставляемые в зону спецоперации. Сейчас предприятие обременено долгами, погашение которых, по прогнозам, займет около 20 лет.

Ситуация на верфях Петербурга получше, хотя и там есть свои трудности. Одна из проблем – острый дефицит кадров, оцениваемый минимум в 5 тыс. квалифицированных специалистов, сообщают «Санкт-Петербургские ведомости». Больше всего вакансий – на крупных производственных площадках.

Например, «Адмиралтейские верфи» предлагают 83 позиции для рабочих, где на каждую требуется несколько человек. Список должностей широк: от матроса, боцмана, портного до слесарей, токарей, электриков и сварщиков разных специализаций. Уровень оплаты труда варьируется от 50 до 200 тыс. рублей. Максимальные суммы получают операторы станков с ЧПУ и сборщики корпусов металлических судов.

Большинство рабочих основных специальностей могут рассчитывать на зарплату от 100 тыс. рублей ежемесячно. Для инженерно-технических работников (ИТР) доступны 73 вакансии: инженеры, конструкторы, технологи, мастера цехов. Зарплаты ИТР начинаются от 50 тыс. рублей, но предусмотрены доплаты.

Схожая картина на других предприятиях отрасли. Балтийский завод открыл десятки вакансий для рабочих и ИТР с конкурентоспособными зарплатами. Есть возможность начать учеником сварщика со стипендией в 52 тыс. рублей и перспективой значительного роста дохода после обучения, но с обязательством отработать на заводе два года.

На Балтийском заводе при этом весной этого года признали, что могут столкнуться с финансовыми трудностями, риск банкротства – высокий, как писала «Точка». Несмотря на рекордную выручку в 31 млрд рублей, предполагается, что предприятие накопило 32 млрд убытков, но на заводе все равно говорят, что «все хорошо» и прибыль в этом году будет 5 млрд рублей.

«Северная верфь» также активно ищет специалистов основных судостроительных профессий и смежных направлений. И здесь тоже рекордные убытки: за 2024 год, как сообщал РБК со ссылкой на годовую отчетность предприятия, сумма достигла 7,5 млрд рублей. А с прибылью «Северная верфь» в последний раз заканчивал год в 2020-м – 173 млн рублей.

Фото: telegram.org / ОСК
Фото: telegram.org / ОСК

Спрос на кадры наблюдается и на Невском судостроительно-судоремонтном заводе, Средне-Невском судостроительном заводе и многих других предприятиях отрасли – везде достаточно открытых позиций с хорошими зарплатами и стабильностью, как обещают.

Для решения проблемы нехватки квалифицированных рабочих рук в отрасли действуют превентивно. В 2023 году в Северной столице при поддержке властей создали образовательно-производственный кластер «Судостроение» в рамках проекта «Профессионалитет». В него входят три профильных колледжа и Морская техническая академия имени адмирала Д.Н. Сенявина.

В 2024 году по судостроительным специальностям приняли около 700 человек. В текущем году, благодаря вводу нового корпуса Колледжа судостроения, планируется взять еще 450 будущих специалистов.

Дополнительно в городе на Неве работают 27 инженерных классов судостроительной направленности в школах, прием в колледжи по профильным специальностям увеличен почти на 10%, а 17 вузов Петербурга обучают около 27 тысяч студентов по смежным направлениям. Это должно помочь закрыть часть вакансий, однако процесс будет долгим из-за постоянно растущих производственных объемов и, как следствие, увеличивающейся потребности в персонале.

Эксперт по подбору персонала Светлана Клейменова поясняет, что главная причина кадрового голода в судостроении – высокие требования к квалификации работников. Отрасли нужны люди с профильным образованием не ниже среднего специального, тогда как на общем рынке труда больше спрос на курьеров, продавцов или дворников.

Ситуацию осложняет конкуренция с другими судостроительными регионами России, такими как Мурманская, Архангельская, Нижегородская области и Дальний Восток. Там могут предложить более высокие доходы и помощь с переездом для ценных кадров.

Еще один фактор – конкуренция профессий. Молодежь часто предпочитает IT-сферу, где можно зарабатывать сопоставимые деньги, работая за компьютером, а не в цехах или на стапелях в любую погоду. Тем не менее большинство петербургских верфей загружены заказами на много лет вперед, что дает работникам долгосрочную стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Ранее «Точка» писала, что производство комплектующих для бывшего завода Hyundai снова наладили в Ленобласти.

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ

Источник: https://iatochka.news/