МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН (1984), Алексей Герман
18+
Несколько дней из жизни начальника уголовного розыска.
Трёхтысячный фильм в моем кинодневнике. И если уж отмечать его, то чем-то по-настоящему весомым. «Мой друг Иван Лапшин» как раз из тех картин, о которых слышишь не только из уст критиков, режиссёров, операторов, актёров в интервью, в списках «лучших из лучших». Это не только фильм с высоким рейтингом, а один из тех, которые вошли в энциклопедию кинематографа.
В описании звучит всё как будто привычно: начальник уголовного розыска, предвоенные годы, расследования. Но это не триллер и не детектив в привычном смысле. Герман рассказывает о человеке, а не о деле. Преступления, допросы, розыск - это всего лишь часть большого полотна жизни. В нём есть дружба и любовь, бытовые радости и печали, ощущение надвигающейся войны (время действия фильма - 1930-ые годы), когда уже начинает сгущаться воздух.
Камера движется так, будто застенчиво разглядывает жизнь: то задерживается на лице, то уходит в сторону, к деталям, от которых вдруг теплеет или становится тревожно. Чёрно-белая палитра не холодит, а наоборот, в ней столько фактуры, что чувствуешь запахи улиц, тепло печки, сырость коридоров.
Главный герой - не супергерой, а живой человек. Он может быть строгим, может ошибаться, но за всей внешней твёрдостью проглядывает редкая для начальника уголовного розыска мягкость и человечность. И именно это делает фильм не историей про «успешное раскрытие дела», а хроникой из жизни.
Это фильм, который подтверждает: важнейшие истории в кино не о событиях, а о людях, которые эти события проживают.
9/10
#драма_алисКИНО