Так ходил автобус по воскресеньям или все же нет?
Добрый день, подписчики и гости канала. Вот и обещанная статья про автобус Ивдель-Вижай. А заодно и немного информации про сам Вижай из отчетов.
АВТОБУС в ВИЖАЙ
На вопрос о расписании автобуса в 1959 году ИИ Алиса посоветовал мне разыскать обладающих информацией об автобусе долгожителей Ивделя. Второй совет ИИ был адекватнее - поехать в Екатеринбург и поискать информацию в местном архиве. Я решила воспользоваться библиотекой спортивных походов.
1952
#79 Северный Урал Иванченко О. Водно-пеший поход 1952г https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=28661&page=1
Стр.2 9 августа 1952г (сб) в 0.30 ночи Серовский поезд доставил нас в город Ивдель, начальный пункт нашего маршрута. Еще в вагоне мы узнали, что до города ... от вокзала 1,5-2 км.
#301 Северный Урал Колесов водно-пеший 1952г https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=28547&page=1
Стр.3 В Ивделе остановились на 2-е суток чтобы провести беседы... В благодарность за проведенные беседы нас подвезли на машине до Сев.Тальтии, дорога-лежневка, по сторонам редкий вырубленный лес, болота...
1954
#380 Северный Урал, Шулешко 1954 год , лыжный https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=28577&page=1
Стр.2 В Свердловске пересадка на поезд, идущий на г. Серов (станция Надежденский завод) В Серове - еще одна пересадка на поезд до Полуночного. [Дятлов тоже собирался ехать до Полуночного, но вышел в Ивделе -поезд дальше не пошел, говорят, из-за ремонта путей и станций].
В Полуночное - конечный пункт железной дороги, идущей от Свердловска на север - мы приехали на рассвете 31 января. Дальше нам нужно было ехать в поселок Вижай 70 - 80км к северу от Полуночного. Из Ивделя туда идет автобус, т.е. грузовик с крытым верхом, но проезд в нем стоит 30руб.
Мы устроились на одну из попутных машин за сотню на семерых. Езда в кузове грузовика в жесткий мороз оставила, пожалуй, самое страшное воспоминание за весь поход. Приехав на Вижай мы остановились в общежитии лесорубов, работающих здесь по вербовке. Бальцукевич, хозяйка комнаты, подробно рассказала нам о работе стахановцев-лесорубов...
Вижай представляет собой небольшой поселок, расположенный близ впадения р.Вижай в Лозьву.
Население состоит из вербованных, прибывших из разных районов страны. Почти все они работают на лесоразработках.
В поселке имеется столовая, хотя и не богатая по ассортименту, магазин, в котором всегда есть хлеб, но в отличии от Полуночного не продается водка, хотя спрос на нее существует весьма большой. Выбор продуктов в магазине невелик, и жители жалуются на перебои в снабжении продуктами питания.
Стр.30 31января 1954г (вскр) ст. Вижай — дневка
1956
#513 Пашолин Северный Урал Пашолин водно-пеший 1956 https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=28611&page=1
Стр.5 Ивдель-Вижай автобус 80км
Стр.11 Проезд Ивдель-Вижай автобус 8,4 руб 2 июля 1956г (пн)
Стр.12 31.7.56 (сб) Прибыли в г. Свердловск в 5 часов вечера. Приобретя билеты на Серов и пообедав в весьма неважной столовой, отправились осматривать город.
1.8.56 (вск) Поезд на Серов отходит в 12 часов ночи. Едем в общем вагоне без всяких удобств.
Стр.13 Поездом мы хотели доехать до ст. Полуночное и дальше до Вижая на попутной машине. Но по дороге мы выяснили у местных жителей, что удобнее доехать до Ивделя. Из Ивделя каждый день уходит рейсовая машина [т. е. Автобус]: один день — на Вижай, другой — на Бурмантово. Кроме того, на автобазе в Ивделе можно договориться о попутной машине. К Ивделю поезд подошел в 12 часов ночи.
2 авг 1956г (чтв) Машина из Ивделя на Вижай уходит в 11 час. утра. Едем. Кругом тайга, болото. По болоту через тайгу проложен деревянный настил шириной около 3-х метров. Это, так называемая, лежневка. По ней нам предстоит проехать 80 км. Проехали около половины пути, как вдруг машина остановилась. Дальше ехать нельзя — ремонтируют дорогу. Закончить ремонт дороги обещают часам к 5. Сейчас около 2 час. Выходим из машины. …
Но вот дорога, наконец, починена. Мы снова в машине. К Вижаю мы подъехали во 2-ой половине дня. Вижай расположен на правом берегу р. Вижай. Река в этом месте довольно широкая и быстрая. Отсюда в большую воду ведется сплав леса. Остановились мы в домике, носящем громкое название гостиницы.
1958
#827 Северный Урал, Жаров 1958г водно-пеший;
Стр.6 Проезд в оба конца на машине на человека 55руб.
23 июля 1958 (среда)
В селение Вижай наша группа приехала ночью. В конторе оказалась свободная комната, и мы там переночевали.
1959
#1003 Карелин 1959г лыжный Северный Урал https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=28951&page=1
IV. Подъезды к району похода.
Стр.23 ...В результате продолжительных сборов мы опоздали на поезд, и были вынуждены поехать следующим поездом через 3 часа. Заняв два купе в вагоне, мы хорошо переспали ночь. Наутро просыпаемся уже перед Серовым. В Серове делаем пересадку.
Стр.24 В 6-30 вечера мы погрузились в поезд Надеждинск-Полуночное и через 4 часа были в Ивделе. В Ивделе есть две станции. Мы сошли с поезда на станции Ивдель I. Отсюда ближе добираться до города. На станции нас встретила Л. Виноградова, наша знакомая туристка, выпускница Свердловского педагогического института. Уговорили шофера и на санитарной машине доехали прямо до дому, где нам предстояло переночевать. А наутро мы выяснили, что нам придется день потерять, так как в воскресенье автобусы на Вижай не ходят. …
Стр.25...Вечером сидим дома и философствуем. Всего нас 8 человек: ...Наутро садимся в маленький автобус и едем в Вижай. Проезжаем мимо шахт в Полуночном. Дорога идет по сплошному лесу. Из окна автобуса, почти затянутого инеем, ничего примечательного не видно. Через 6 часов езды мы приехали в Вижай. В поселке находится леспромхоз, участки которого разбросаны по всему району. На участках в основном работают заключенные. В лесничестве скопировали карту района, но на ней есть только реки и просеки. Вернее не просеки, а номера кварталов, так как просеки в районе сплошных порубок не прорубаются. В лесничестве, узнав наш маршрут: с. Вижай - г. Чистоп. - г. Ялпинг-Ньер - г.Ойка-Чакур - р. Велс - р. Кутим - с. Сольва - р. Сольва - г. Покровск-Уральский - посоветовали нам доехать до 41 участка,
Стр26 который находится на Лозьве выше Вижай, а оттуда пойти на г. Чистоп. Однако мы прозевали машину, которая ушла на 41 участок. Поэтому мы остались на ночевку в Вижае. Ночевали в школе, где нас приняли очень хорошо. В Вижае есть столовая, в которой мы не упустили случая поужинать. Последняя ночевка в цивилизованном мире. Завтра мы уходим в тайгу. Пойдем на г. Чистоп по реке Тошемке.
#1599 Северный Урал Владимиров 1959г водно-пеший поход https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29782&page=1
Стр.70 (проект) 6 сент 59г (вскр) Ивдель — Вижай автобус
Стр.74 (смета) Пос. Ивдель - пос. Вижай автомашина 3р. на 1 человека
[Описания похода до Вижая нет, только таблицы. Получается, группа вместо автобуса поехала на машине.]
1960
#996 Северный Урал Штоба Ю. Водный 1960 https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29192&page=1
Стр.21 Проезд грузовой автомашиной от ст. «Сев.Урал» /Ивдель/ - до пос. Вижай 12р.50 к. на одного 125р. на группу - 10ч.
Стр.34 Справка по транспорту. Подъезд. Прибыли в г. Надеждинск [Серов] 1 августа в 4ч.24 м. И в 5ч.44м. Выехали поездом №81 «Надеждинск — Полуночное» до ст. «Сев.Урал» - /г. Ивдель/ в 10ч. 48м.; выгрузились на следующей ст. Ивдель-1 /стоянка 20м., но не найдя машины проехали еще остановку до ст. Ивдель-2 /стоянка -5м./
Там у остановки «Управление» наняли грузовую автомашину до пос. Вижай и в 12 ч. выехали по «лежневке». Проехали г. Северо-Уральск, п.п. Полуночное, Северное, Талица, Бурмантово — оставили справа в стороне. В 16ч. Прибыли в пос. Вижай. После теплого приема у местных органов власти -/сытного обеда и баньки/ решили заночевать в клубе и утром выходить на маршрут.
#1043 Северный Урал Козулицын В. Водно-пеший поход 1960 https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29073&page=1
Стр.8 2авг 1960г (вт) Ивдель-2 - Вижай автомашина 120 км
Стр.16 Проезд автомашиной ст.Ивдель п.Вижай на 1 чел 8 руб, на 14 чел 112 руб.(после денежной реформы)
1963
#1267-1 Северный Урал, Никаноров лыжный 1963 год https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31327&page=1
Стр.58 ..ехать до Ивделя через Свердловск. В зимнее время ежедневно в 12 час 30 мин от станции Ивдель отправляется автобус до поселка Вижай. На этом автобусе мы и приехали в Вижай.
Поселок Вижай - вполне благоустроенный центр лесозаготовительного района, расположен на правом берегу реки Вижай, имеет все необходимые культурные и жилищно-коммунальные учреждения. В зимнее время имеет хорошее автомобильное сообщение с лесоучастками на р. Вижай, р. Тошемка, р. Ушма и др. Нашему желанию попасть сегодня в Ушму не суждено было сбыться - машина с этого лесоучастка не прибыла, пришлось заночевать в просторном клубе.
7 марта 1963г (чтв) Сегодня утром в 8 часов были все на ногах. Утром должна быть машина до Ушмы. [первое упоминание поселка Ушма в отчетах] Несколько раз ходили в управление, нашли даже тов. Коркина, начальника лесоучастка Ушмы, который тоже не может выехать. Наконец, в 2 часа трое участников уезжают на попутном грузовике, остальные по одному, по двое добирались на бензовозах /грузовиках с цистернами/.
1965
#1291 Дворецкий В. 1965г водный https://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29407&page=1
Стр.6 Подъезд.
Сейчас идет поезд с Курского вокзала "Москва-Серов", в Серове делаете пересадку и доезжаете до станции Ивдель-2. Билеты берете Москва-Ивдель. Расписание уточняете, так как каждый год оно меняется.
От станции машиной добираетесь до поселка Вижай, что примерно 3-4 часа езды.
Стр.27 26.07. (вт.) 14.00 Ивдель 2 Ринулись на поиски машины, на станции не нашли и поехали в городок, там нашли попутную машину. До пос. Вижай на карте было 40 км, а оказалось около 80 км.
Дорога-лежневка, шофер говорит, что туда не всякий поедет, но "фортуна" - и мы в кузове грузовой машины.
Лежневка- это по три бревна на колею, а где и одно. Это был цирковой трюк длительностью в три часа, но были мы его участниками. Скорость доходила до 70км, говорят, медленней ездить опаснее. Глухое постукивание этих разваливающихся бревнышек. В дополнении всему дремучий лес, горы, овраги, брошенные старые лагеря для заключенных, вышки охраны с колючей проволокой и серое, свинцовое небо. По дороге догнали машину заключенных, физиономии - будь здоров, еле с ними разъехались.... Но вот и конец циркового номера., мы живы и у места. Поселок Вижай — десятка два-три домов и лагерь заключенных, сокращенно «зк».
Стр.28 Шофер Миша за дорогу взял с нас мало — 15 руб., а стоило больше. Разгрузка.
Посёлок Вижай в отчётах туристов (50-70-е г.)
Отчет №7987. Цветаев. Август 1962г. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=40430&page=1 От Ивделя до Вижая ходят автобусы. Ехать пришлось с 11-30 до 16 часов. По дороге автобус делает остановку на обед /в пос.Северный/. Вижай небольшой поселок. Есть магазин и почта. Набор продуктов в магазине невелик, лучше всё, кроме хлеба, брать из Москвы. Остановиться на ночь можно в клубе ...
,,,
Отчет №1838. Васанова. Март 1968г. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29836&page=17 12 марта. Наконец-то добрались до гор.Ивделя. Осталось совсем немного, каких-нибудь 90 км. до с.Вижай - начального пункта нашего маршрута. Рейсовый автобус уже давно ушел. Ищем попутную машину. Повезло. Нашли даже автобус. Договорились с шофером и в 6 часов вечера выехали в с.Вижай. Через 3 часа были в селе. Остановились на ночлег в небольшой гостинице.
В отчете Васановой Вижай,почему-то,упомянут два раза. Второй раз тут - http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29836&page=49 Вскоре со стороны Вижая показался рейсовый автобус. Поговорили с шофером. Он не возражал сегодня нас отвезти, если на это будет разрешение. Остальное всё было делом техники и мы снова в пути. Дорога зимняя хорошая, расчищенная, по обе стороны тайга. Перекусили и даже немного песен попели. Выяснилось, что запевал у нас нет, песенника туристических песен нет. О песнях мы ещё говорили в Краматорске, но уже тогда Вакуленко наш дубль - руководитель сделал заявление, что поход будет тяжелым и не до песен там будет. А жаль! Поздно вечером за 2,5 часа (90 км) мы добрались прямо до гостиницы (если можно так её назвать) в пос. Вижай. С нами в автобусе ехали несколько (пятеро) родителей на свидание со своими сыновьями, находящимися здесь в заключении. Они заняли в основном кровати, а мы расположились, за исключением троих (Николай, Валера и Вакуленко) на полу в своих спальниках. В чайнике на эл. плите подогрели чай, послушали немного грустных и трагических историй от родителей заключённых и улеглись спать.
ПОЧЕМУЧКА
Автобусная оснащенность Ивдельского района на 1959 год - была прямо на зависть симпатичной
https://ivdelgazeta.ru/k-yubileyu-izdan … -proshloe/
1958 год — продолжение хрущевской оттепели. У нас строится гидролизный завод, разрастается поселок Геологов у станции Ивдель-II, «Северной звезде» исполняется 25 лет, на ее страницах впервые появляются «Заметки фенолога» О. В. Штрауха.
«Нынешней весной горкомхоз получил новый автобус. Было открыто регулярное пассажирское сообщение по маршруту Ивдель — Ивдель-I (№ 69 от 8 июня)». «11 апреля в клубе имени Дзержинского состоялось собрание партийно-советского актива, рабочих корреспондентов и читателей городской газеты, посвященное 25-летию со дня выпуска первого номера. На собрании были зачитаны приветствия, полученные в адрес городской газеты, активным рабкорам вручены грамоты и подарки. В заключение был дан концерт участников художественной самодеятельности (№ 45 от 13 апреля)». «За истекшие 4 года построено 4 средних и 3 начальных типовых школы, два детских сада — на Первом Северном и в Лангурском леспромхозе, около 40 тысяч квадратных метров жилья (№ 29 от 7 марта)».
Если опираться на определение из дневника группы Дятлова
"Встали в половине шестого, быстро собрались и с первым же автобусом
выехали в город Ивдель. Через час ожидания удалось захватить автобус
(типа ГАЗ-51). Двадцатипятиместный автобус вынужден был вместить в себя
полных двадцать пять и плюс к этому двадцать рюкзаков, набитых до отказа
и столько же пар лыж. Получилось до потолка. Нижние сидели на сиденьях,
на куче лыж, на рюкзаках. Пассажиры второго этажа сидели на спинках
сидений, находя места для ног на плечах товарищей. Тесно было не
настолько, однако, чтоб не петь, что и делалось почти всю дорогу до Вижая."
Отдельно стоит рассказать об автобусах и фургонах, выпускавшимся на шасси ГАЗ-51 рядом специализированных предприятий. Первое из них — Горьковский завод автобусов в 1949 году наладил выпуск 19‑местных автобусов ГЗА-651, имевших трехдверный кузов с деревянным каркасом и стальной наружной обшивкой, предназначенных для городских и межрайонных перевозок, а также для служебного пользования. В 1950 году производство этих автобусов было передано на Павловский автобусный завод. В 1958 году эти автобусы получили полностью цельнометаллические кузова, и, соответственно название ПАЗ-651А и КАвЗ-651А — с 1958 года выпуск этих автобусов начался в Кургане.
Выпускались эти автобусы затем на авторемонтных предприятиях в Тосно, Борисове, Каунасе, Киеве, Борисове, Тарту, Енакиево, Щекине и Скуратово Тульской области, Апшеронске Краснодарского края. Существовала также грузопассажирская модификация этого автобуса — ПАЗ-651Г. В свое время ГЗА-651 был самым распространенным в нашей стране автобусом.
Вслед за Горьковским заводом, выпуск немного похожих автобусов в 1954 году начало предприятие в поселке Уралец около Нижнего Тагила. Изначально, автобусы, выпускаемые этим предприятием, вообще не имели никакого официального названия, а по заводским документам его продукция именовалась «автобусный кузов на шасси ГАЗ-51».
Есть вот такая информация из абсолютно независимого источника #513 Пашорин 1956 год водно-пеший поход
Где русскими словами написано - что из Ивделя каждый день идет либо автобус на Вижай (Конечная), либо на Бурмантово (Конечная)
Поскольку гр. Дятлова не достался тот день - когда автобус шел именно на Вижай, но они оказались на рейсовом реально автобусе - то ничего не остается додумывать, как они ехали - на том, у которого была конечная - в Бурмантово. Ибо 25 января 1959 г. - это воскресенье, а согласно Карелину В.Г.
"В Ивделе есть две станции. Мы сошли с поезда на станции Ивдель I. Отсюда ближе добираться до города. На станции нас встретила Л. Виноградова, наша знакомая туристка, выпускница Свердловского педагогического института. Уговорили шофера и на санитарной машине доехали прямо до дому, где нам предстояло переночевать.
А наутро мы выяснили, что нам придется день потерять, так как в воскресенье автобусы на Вижай не ходят."
То есть, вывод Почемучки — Карелин не поехал на автобусе до Бурмантово. Но ведь можно было нанять машину, и даже дешевле, чем ехать на автобусе. От Бурмантова до Вижая 30км, но можно выйти на повороте к Вижаю, там ближе. Или договориться с водителем и заехать в Вижай.
Кроме группы Карелина все спокойно уезжали в воскресенье. Раз они (группа Карелина) и машину взять не попытались, значит, была перекрыта дорога. Возможно, шел этап. (Дневник Зины: "зону с дороги сняли")
Меньшая вероятность, что везли на полигон артиллерию для стрельб. (Сюникаев упоминал несколько раз об артиллерийской стрельбе за ГУХ, вроде и радист подтверждает передачу радиограммы - не подтверждено)
И совсем невероятно, что сломалась машина (все) и заболел водитель (все).
Получается (с автобусом):
1. В воскресенье группа Карелина не уехала, т.к. автобус шел не в Вижай, а в Бурмантово (версия Почемучки, мало вероятно, скорее была перекрыта дорога из-за этапирования заключенных).
2. Можно договорится с (грузовой) машиной, автобусом в автопарке или напрямую с водителем автобуса и доехать из Ивделя в Вижай (см. отчеты).
3. Мог быть и специальный рейс через Шипичное в Вижай и Бурмантово. В связи со съездом и комсомольским собранием, чтобы начальство забрать (Дятловцы на такой ранний служебный автобус и попали).
4. Ехали по лежневке, но зимой была дорога по укатанному снегу, что удобнее.
5. Расстояние в разных отчетах туристов указывается примерно одинаковое, в среднем 80км по дороге (120 от Ивдель-2?). А вот время в дороге от 3х до 6ти часов. Водитель мог заехать на обеденный перерыв в п. Северный (в случае с группой Дятлова и Блинова, возможно, в п. Шипичное).
6. Время отправления так же разное - от "рано утром" (дятловцы), до конкретного - 11, 11.30, 12, 12.30. Видимо шел один автобус в сутки.
7. Цена тоже разная - от 15 до 30 рублей с человека. После деноминации 8 руб. Часто на группу дешевле было нанять машину.
Сейчас этот автобус - Ивдель-Вижай - ходит 3 раза в неделю по непонятному расписанию (уточнять у диспетчера)
Юрий Юдин писал в дневнике: " пос. Вижай - лагерь зк. Можно купить продукты".
Но про Вижай подробнее в следующий раз - опять много получилось.
Продолжение следует...