Немногие жанры так захватывают зрителей и поражают воображение, как исторические фильмы. Благодаря сложным костюмам и роскошным декорациям лучшие из этих фильмов полностью переносят зрителей не просто в другую эпоху, а в целые миры, богатые смыслом и художественным мастерством. Именно здесь кинематография, костюмы, декорации и звук объединяются, чтобы создать не просто точность: они создают абсолютно погружающую атмосферу и настроение.
Но что же действительно отличает великие фильмы от незабываемых? От дуэлей при свечах и бальных залов эпохи Регентства до обдуваемых ветром утесов — мы оглядываемся на некоторые из самых визуально потрясающих исторических фильмов. Каждый из них — шедевр с богатым сюжетом, но захватывающие визуальные эффекты действительно выводят их на новый уровень, делая их одними из самых роскошных и незабываемых произведений кинематографа.
«Эмма» (2020)
Эта адаптация любимого романа Джейн Остин 1815 года, в равной степени остроумная и стильная, рассказывает о Эмме Вудхаус в исполнении Ани Тейлор-Джой, уверенной в себе, умной и несколько избалованной молодой женщине, живущей в Англии начала XIX века. Будучи свахой, она вмешивается в романтическую жизнь своих друзей и соседей, особенно Харриет Смит в исполнении Миа Гот. Ситуация меняется, когда ее попытки приносят обратный результат, и она обнаруживает, что не замечает своих растущих чувств к давнему другу семьи Джорджу Найтли, которого играет Джонни Флинн.
«Эмма» — красочный, свежий, современный и неподвластный времени фильм. Благодаря пастельной кинематографии и тщательно скомпонованным, почти причудливым визуальным эффектам, которые являются заметной частью его сильной привлекательности, фильм очаровывает от начала до конца. Помимо сильных актерских работ и визуального удовольствия, фильм является прекрасной медитацией на тему самопознания, личностного роста, класса, социального статуса и дружбы. Он поражает не только своей отточенной и искусной фотографией и детализированным дизайном костюмов, но и тем, как он оживляет классическое литературное произведение с помощью юмора и стиля.
«Фаворитка» (2018)
До «Бедных созданий» Йоргос Лантимос уже усовершенствовал историческую драму с фильмом «Фаворитка», остроумным и непочтительным взглядом на жизнь королевского двора, в равной степени роскошную и абсурдную. Действие фильма происходит в Великобритании в начале XVIII века и драматизирует бурные отношения между тремя женщинами, находящимися в центре двора королевы Анны. Королева (Оливия Колман), хрупкая и эмоционально нестабильная, обращается к своей ближайшей доверенной лица, Саре (Рэйчел Вайс). Но когда появляется новая служанка Абигейл (Эмма Стоун) со своими амбициями, начинается безжалостная борьба за власть.
«Фаворитка» — запоминающийся фильм по многим причинам, начиная с его злобно-сатирического тона и стиля, которые придают этой исторической драме откровенные оскорбления, едкий юмор и даже современные взгляды. Тем не менее, больше всего поражают захватывающие визуальные эффекты: будь то эпизодическое использование рыбьего глаза, широкий угол съемки и общий эффект погружения в атмосферу, Йоргос Лантимос знает, как привлечь зрителей и идеально запечатлеть хаос, скрывающийся под приличием.
«Маленькие женщины» (2019)
Эта новая интерпретация классического романа Луизы Мэй Олкотт рассказывает о четырех сестрах Марч — прекрасно воплощенных на экране Сиршей Ронан, Эммой Уотсон, Флоренс Пью и Элизой Сканлен — которые взрослеют в Новой Англии во время и после Гражданской войны в США. С помощью нелинейного повествования фильм перемещается между двумя временными линиями: солнечной юностью сестер и их более мрачной взрослой жизнью, сформированной утратами, амбициями и сложными романтическими отношениями.
После выхода на экраны «Маленькие женщины» были высоко оценены за свое отношение к женственности и независимости, с акцентом на борьбу сестер с общественными ожиданиями и личными мечтами (а также за первоклассную характеристику персонажей). Однако, пожалуй, больше всего выделяется богатство их мира, подкрепленное поразительными визуальными эффектами Йорика Ле Со, костюмами, удостоенными Оскара, детализированными декорациями и длинными планами, подкрепленными нежной музыкой Александра Деспла. Мир в «Маленьких женщинах» кажется таким же изменчивым и динамичным, как и жизнь сестер, добавляя визуальное богатство к и без того тематически насыщенной истории.
«Амадей» (1984)
Амбициозная, грандиозная эпопея, драматизирующая легендарное соперничество двух композиторов в Вене конца XVIII века, «Амадей» возвращает нас в прошлое, чтобы рассказать о горячем восхищении Антонио Сальери (Ф. Мюррей Абрахам) гением Вольфганга Амадея Моцарта (Том Халс) — и о том, как это восхищение превратилось в зависть, когда он обнаружил истинный размах его таланта. Сальери, возмущенный тем, что Бог решил выразить себя через столь вульгарного посредника, начинает тайную кампанию по уничтожению Моцарта, при этом притворяясь его поклонником.
Как и ожидалось, «Амадей» не уступает в визуальном великолепии, с непревзойденным использованием музыки, которая задает ритм фильма, невероятно тонкой игрой актеров и роскошными локациями в Праге. Это смелый и увлекательный фильм по многим причинам, в том числе благодаря сочетанию психологической и исторической драмы, а также размышлениям об искусстве, гениальности, вере, Боге и божественной справедливости. Но, прежде всего, фильм — это визуальное зрелище, основанное на великолепии, которое ярко передает мир Моцарта.
«Мария-Антуанетта» (2006)
В фильме «Мария-Антуанетта», снятом Софией Копполой, Кирстен Данст вступает в роль — или, скорее, в кроссовки Converse, как помнят поклонники одной сцены — печально известной королевы. Фильм рассказывает о злополучной австрийской принцессе, которая становится королевой Франции, уделяя особое внимание ее подростковым годам и браку с Людовиком XVI (Джейсон Шварцман) в рамках политического союза. Несмотря на изоляцию и непонимание в декадентском дворе Версаля, после многих лет борьбы она взошла на трон. Но ее восхождение, как мы знаем, могло привести только к трагическому концу.
Соединяя историю и современную чувственность, «Мария-Антуанетта» переосмысливает жизнь королевы как универсальную историю о молодости, одиночестве и эскапизме. Однако то, что действительно делает этот фильм восхитительным, — это не только потрясающие кружева, шелк и цветочные костюмы, но и живописные пейзажи, которые идеально передают роскошь придворной жизни. Добавьте к этому живописные широкие планы и интимные кадры Копполы, и в результате получится фильм, который заслуживает места в любом списке, посвященном красоте. Он не только переосмыслил жанр, соединив исторические детали с современным подходом, но и пробудил неожиданную симпатию, изобразив Марию-Антуанетту как трагическую историческую фигуру и непонятую подростка.
«Гордость и предубеждение» (2005)
«Гордость и предубеждение» давно стал утешительным фильмом для многих. И между всей этой тревогой и тем, как он напоминает классические картины, легко понять, почему. Благодаря ярким ролям Киры Найтли и Мэтью Макфейдена, фильм знакомит новое поколение с вечной историей любви между гордым и предубежденным. Он внимательно следит за Элизабет Беннет, независимой и умной второй дочерью из бедной семьи Беннетов, которая встречает на балу богатого и холодного мистера Дарси. Это вызывает цепь недоразумений, гордых ошибочных суждений и, что неудивительно, много тоски.
Известный своими живописными композициями и, по-видимому, любимой фанатами сценой «сгибания руки», которая пробудила в сердцах многих по всему миру истинную тоску, фильм «Гордость и предубеждение» очаровывает своей резонансностью и медленным развитием сюжета. Естественно, визуальные эффекты в сочетании с фортепианной музыкой Дарио Марианелли поднимают его на новую высоту. Будь то пасторальный реализм или использование Романом Осином естественного света, фильм Джо Райта — настоящее визуальное наслаждение.
«Искупление» (2007)
Фильм Джо Райта «Искупление», снятый по роману Иэна Макьюэна 2001 года, одновременно ошеломляет и захватывает дух, погружая зрителей в увлекательную историю, охватывающую несколько десятилетий. Он начинается в 1935 году в Англии с 13-летней начинающей писательницы (которую играет Саойрсе Ронан, которой на тот момент было всего 13 лет, и которая была номинирована на Оскар за эту роль), которая неправильно интерпретирует ряд событий, что приводит ее к обвинению любовника своей сестры (Кира Найтли) (Джеймс Макэвой) в преступлении, которого он не совершал, что, естественно, приводит к разрушительным последствиям.
Фильм «Искупление» рассказывает о цене недоразумений, ложных обвинений и необратимости некоторых ошибок. Помимо медленно разгорающегося романа и заставляющего задуматься исследования того, как ошибочные суждения могут разрушить жизни, он покорил зрителей своей кинематографией — визуальной поэзией, если можно так сказать, основанной на изысканной цветовой палитре и запоминающихся декорациях. Это душераздирающий фильм, который заставит вас потянуться за платочком, это точно. Но это также праздник для глаз, в котором богатый исходный материал сочетается с кинематографическими инновациями и элегантными деталями.
«Эпоха невинности» (1993)
Фильм «Эпоха невинности» — плод творческого воображения всеми любимого режиссера Мартина Скорсезе. Действие фильма разворачивается в 1870-х годах, в «золотом веке» Нью-Йорка. Главный герой — хорошо воспитанный адвокат (Дэниел Дэй-Льюис), который скоро должен жениться на милой Мэй Уэлланд (Уинона Райдер). Однако его мир переворачивается с ног на голову, когда он глубоко увлекается кузиной Мэй, графиней Оленской (Мишель Пфайффер), которая недавно вернулась из Европы после того, как ушла из своего скандального и жестокого брака.
Тех, кого интересуют роскошные изображения Нью-Йорка «золотого века», наверняка впечатлит режиссура Скорсезе в сочетании с операторской работой Майкла Баллхауса, художественным оформлением Данте Ферретти и костюмами Габриэллы Пескуччи, удостоенными Оскара. «Эпоха невинности» — роскошный фильм от начала до конца, который выделяется своей красотой, сдержанностью и даже критикой социального конформизма. Однако за этой красотой скрывается увлекательная медитация на тему гендера и свободы воли, невинности и манипуляции, подавления и желания.
«Портрет девушки в огне» (2019)
Очень немногие исторические фильмы достигли такого уровня, как захватывающий дух «Портрет девушки в огне» Селин Скиамма. Эта эпическая романтическая история рассказывает о талантливой художнице (Ноэми Мерлан), которой тайно поручают нарисовать свадебный портрет аристократки (Адель Энель), которая отказывается выходить замуж и не хочет позировать. Марианна выступает в роли компаньонки, днем наблюдая за Элоизой, а ночью запечатлевая ее образ на холсте по памяти. Однако фасад быстро рушится, и когда Элоиза соглашается позировать, между двумя женщинами завязывается краткий, но изменяющий жизнь роман.
«Портрет девушки в огне» выделяется тем, что в его центре находится так называемый «женский взгляд», изображающий желание и близость с честностью, равенством и взаимностью — никогда не эксплуатируя, всегда оставаясь значимым. Тем не менее, что делает этот фильм запоминающимся, отчасти, так это его неоспоримая красота: изысканный звуковой дизайн усиливает его настроение, а потрясающая цветовая палитра и эфирные кадры, которые могли бы существовать как классические картины, обеспечивают визуальное великолепие. Поэтому неудивительно, что фильм стал вехой в квир-кинематографе и историческом повествовании, прославившись как своей смелостью, так и художественным мастерством.
«Барри Линдон» (1975)
Почти невозможно представить себе потрясающие исторические эпопеи без «Барри Линдона». Рассказывая о взлете и падении Редмонда Барри (Райан О'Нил), очаровательного, наивного молодого ирландца в Европе 18 века, фильм иллюстрирует его бегство в Ирландию и в конечном итоге вступление в британскую армию. Когда он входит в доверие к аристократическим азартным игрокам и ухаживает за богатой леди Линдон (Мариса Беренсон), Редмонд принимает имя «Барри Линдон» и пытается обеспечить себе право на наследство.
Стэнли Кубрик установил новый стандарт для исторических драм благодаря поразительной аутентичности «Барри Линдона». С момента выхода фильм был признан одним из самых исторически точных исторических фильмов, и это неудивительно. В фильме «Барри Линдон» все костюмы были сшиты из тканей того времени. Декорации отражают аутентичную архитектуру, искусство и интерьеры 1700-х годов. Даже освещение было тщательно спроектировано, чтобы имитировать естественный свет свечей. Так что для тех, кто хочет перенестись в давно ушедший мир, вплоть до мельчайших деталей, «Барри Линдон» — это портал в прошлое.