Найти в Дзене

5 примеров успешных кейсов обучения счету детей с РАС

Ситуация: Мальчик 6 лет, интерес к машинкам
Метод: Обучение счету через игровые сценарии с машинками
Результат: Освоил счет до 10, научился решать простые задачи на сложение. Простой счет Работа с категориями Практическое обучение Организация процесса Ситуация: Невербальный ребенок 5 лет (знаком с системой PECS)
Инструменты: Система PECS + пособие NUMIKON
Достижения: 90% правильных самостоятельных ответов, снижение нежелательного поведения Ситуация: Девочка 7 лет, сложности с концентрацией
Метод: Счет во время ходьбы по лестнице
Результат: Освоила базовые операции сложения и вычитания Метод: Интеграция математических упражнений с физической активностью, в частности, счет во время подъема по лестнице. Счет ступеней: Считать ступеньку во время подъема и спуска («Одна ступенька, две ступеньки…»).
Сложение и вычитание на ступенях: «Поднимись на 3 ступеньки, потом еще на 2. На какой ступеньке ты сейчас?» (Сложение). «Поднимись на 5 ступенек, потом спустись на 1. На какой ступеньке ты сей
Оглавление

Кейс 1: Использование любимых игрушек

Ситуация: Мальчик 6 лет, интерес к машинкам
Метод: Обучение счету через игровые сценарии с машинками
Результат: Освоил счет до 10, научился решать простые задачи на сложение.

Методика обучения счету детей с помощью машинок

Базовый счет

Простой счет

  • Начинать с минимального количества предметов (1–2 машинки);
  • Располагать машинки перед ребенком;
  • Давать возможность тактильного взаимодействия (трогать, передвигать);
  • Произносить числовые обозначения вслух;
  • Постепенно увеличивать количество объектов до 5–10.

Группировка и классификация

Работа с категориями

  • Группировать машинки по:
    - цвету;
    - размеру;
    - типу (легковые, грузовые).
  • Считать количество в каждой группе;
  • Сравнивать группы между собой.

Арифметические операции

Практическое обучение

  • Создавать игровые ситуации:
    «У тебя было 3 машинки, приехали ещё 2» (сложение);
    «Из 5 машинок одна уехала» (вычитание);
  • Использовать реальные действия с предметами;
  • Визуализировать математические операции .

Игровые

Организация процесса

  • Проводить «машинные гонки»;
  • Вводить систему начисления очков;
  • Вести счет результатов;
  • Создавать соревновательные элементы.

Кейс 2: Мультисенсорный подход

Ситуация: Невербальный ребенок 5 лет (знаком с системой PECS)
Инструменты: Система PECS + пособие NUMIKON
Достижения: 90% правильных самостоятельных ответов, снижение нежелательного поведения

PECS  (из открытых источников)
PECS (из открытых источников)
Нумикон (из открытых источников)
Нумикон (из открытых источников)

Необходимые инструменты

  • Система PECS (Picture Exchange Communication System) — система коммуникации через обмен карточками с изображениями
  • Нумикон — математическое пособие, представляющее числа в виде разноцветных форм-шаблонов
  • Игровые материалы — набор знакомых и любимых игрушек ребёнка

Стратегии обучения

Базовый этап

  • Создание карточек PECS:
    Изготовление карточек с изображениями форм Нумикона
    Подготовка карточек с базовыми коммуникативными сообщениями («я хочу», «дай», «ещё»)
  • Начальные задания:
    Обучение ребёнка выражать просьбу о конкретном количестве игрушек
    Пример: карточка «я хочу» + карточка формы «2» + карточка «машинка»

Развитие навыков

  • Сопоставление количества:
    Обучение соотнесению количества игрушек с формами Нумикона
    Сравнение изображений на карточках PECS с реальными объектами
  • Практические упражнения:
    Работа с простыми математическими операциями
    Развитие навыков счёта через игровые ситуации

Поэтапное усложнение

  • Увеличение сложности:
    Добавление новых объектов в задания
    Усложнение коммуникативных задач
    Введение более сложных математических операций

Кейс 3: Обучение через движение

Ситуация: Девочка 7 лет, сложности с концентрацией
Метод: Счет во время ходьбы по лестнице
Результат: Освоила базовые операции сложения и вычитания

 (изображение из открытых источников)
(изображение из открытых источников)

Метод: Интеграция математических упражнений с физической активностью, в частности, счет во время подъема по лестнице.

  • Конкретные стратегии:

Счет ступеней:

Считать ступеньку во время подъема и спуска («Одна ступенька, две ступеньки…»).
Сложение и вычитание на ступенях:

«Поднимись на 3 ступеньки, потом еще на 2. На какой ступеньке ты сейчас?» (Сложение). «Поднимись на 5 ступенек, потом спустись на 1. На какой ступеньке ты сейчас?» (Вычитание).
Умножение на ступенях:

Считать ступеньку: "Мы будем считать по 2 ступеньки. 2, 4, 6...".
Использование лестниц в качестве числовой прямой:

Обозначить ступени цифрами и использовать лестницу в качестве числовой прямой.
Комбинирование движений:

Комбинируйте счет на шаг с другими физическими движениями (например, прыжками, хлопками).

Кейс 4: Визуальная поддержка

Ситуация: Ребенок 8 лет, проблемы с запоминанием
Метод: Использование цветных карточек с цифрами
Результат: Запомнил числовой ряд до 20

(изображение из открытых источников)
(изображение из открытых источников)

Метод: Использование цветных карточек с цифрами для визуализации числового ряда и облегчения запоминания.

Конкретные стратегии:

Цветовое кодирование: используйте разные цвета для четных и нечетных чисел, для чисел, кратных 5 и т.д.
Создание числовой ленты: Разместите цветные карточки с цифрами в виде числовой ленты на стене в классе или дома.
Игры с карточками: Используйте карточки для различных игр: «Найди число», «Составь числовой ряд», «Что пропущено?».
Сопоставление карточек с предметами: карточка с цифрой «3» и 3 карандаша.
Использование мнемонических приемов: Придумывать ассоциации и рифмы для запоминания чисел.
Персонализация: Используйте любимые цвета ребенка.

Кейс 5: Игровой подход

Ситуация: Девочка 7 лет, отсутствие мотивации
Метод: Математические игры с любимыми персонажами
Достижение: Прогресс в освоении таблицы сложения

Метод: Использование математических игр с любимыми персонажами мультфильмов и сказок для повышения интереса к учебе.

Конкретные стратегии:

  • Игры с карточками: создавайте карточки с изображениями любимых персонажей и используйте их для решения математических задач (например, «У Маши было 3 яблока, а у Мишки 2. Сколько яблок у них вместе?»).
    Настольные игры: используйте настольные игры с математическим содержанием (например, игры-ходилки с бросанием кубика и логические примеры).
    Компьютерные игры: Используйте развивающие компьютерные игры с любимыми персонажами.
    Создание игр: Вместе с ребенком создавать собственные игры с математическим уклоном.
    Ролевые игры: организовывать ролевые игры, в которых ребенок должен использовать математические знания (например, игра в магазине, где нужно посчитать деньги и дать дачу).
  • Возможные сложности:

Отвлечение к игре: Ребенку может быть сложно сосредоточиться на математических задачах, так как он будет больше заинтересован в игре с любимыми персонажами.
Подбор подходящих игр: важно выбирать игры с учетом возраста и постепенно усложнять их.