В июле 2014 года 20-летняя Лилия Исламова из Дюртюлей впервые в своей жизни приехала на море. Тогда никто и подумать не мог, что обратно из солнечной Абхазии девушка не вернется. По официальной версии, с ней произошел несчастный случай, из-за которого она погибла.
Что известно о загадочном исчезновении Лилии в окрестностях Гагры 11 лет спустя, вспоминает «КП-Уфа».
ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Родилась и выросла Лилия Исламова в Дюртюлях в хорошей и обеспеченной семье. В то время ее папа Шамиль Исламов был мэром города, а сама она училась в Уфе, в лучшем вузе республики. Незадолго до своего дня рождения девушка стала уговаривать родителей подарить ей путевку на море, где она никогда раньше не бывала.
Поначалу папа с мамой отреагировали на эту просьбу отрицательно. «Ну куда поедешь одна, сама еще ребенок?» - говорили они, опасаясь отпускать дочку в дальнюю поездку. Как будто сердце родительское что-то предчувствовало. Однако Лилия смогла уговорить отпустить ее, тем более что ехать собиралась вовсе не одна. Только на этих условиях в качестве подарка на предстоящий 21-й день рождения Шамиль и Валентина подарили дочке путевку в Абхазию.
19 июля 2014 года девушка приехала на Черное море, в абхазскую Гагру. Вместе с ней тогда поехала университетская подруга Рита, бывшая одноклассница Маша и ее мама. В первый же день девушки познакомились на пляже с местным парнем, 26-летним Адгуром Авидзба. Он работал в прокате водных мотоциклов.
Как вспоминала в разговоре с «КП-Уфа» подруга Лилии Рита, молодой человек стал уделять ей настойчивые знаки внимания.
- Он влюбился в Лилю моментально, даже со стороны было видно. Ухаживал за ней, заваливал цветами, и нам за компанию букеты перепадали. Спокойный, вежливый парень. Мы даже подумать не могли, что так все обернется. Но Лиля его отвергла. Сказала, надоел своими «Принцесса моя, хорошая моя», – говорила подруга Лилии.
ПРИШЛИ ПОПРОЩАТЬСЯ С МОРЕМ
Так в веселых катаниях на гидроциклах и отдыха на пляже пролетели 10 дней отдыха в Гаграх. 28 июля девушки пришли «попрощаться с морем». Студентки по давней традиции собирались бросить в море монетки – чтобы обязательно вернуться на ласковый берег солнечной Абхазии.
Внезапно на берегу появился Адгур Авидзба и предложил на прощание прокатиться на гидроцикле. На свою беду Лилия согласилась. Вот только когда молодые люди уселись на водный мотоцикл, парень помчал вовсе не вдоль берега, а направился в открытое море. Зачем он так сделал, 26-летний абхазец впоследствии так и не смог объяснить. С того момента, как они скрылись за горизонтом, Лилию больше никто не видел.
Оставшаяся ждать на берегу Рита сразу заподозрила, что что-то не так. Она прибежала к тому самому пункту проката водных скутеров и заставила коллегу Адгура поехать за подругой.
Тогда погоня результатов не дала – ни гидроцикла, ни девушки, ни парня не нашли. А чуть позже Авидзба объявился сам и сообщил, что его в открытом море подобрал какой-то катер. По его словам, они перевернулись и потерялись среди волн.
В тот же вечер Рита была вынуждена уехать – на этом настояла их гид. Всех троих спутниц Лили затолкали в автобус и повезли в аэропорт. Как вспоминала подруга пропавшей девушки, их сопровождающая только приговаривала по пути: «Все будет хорошо, Лиля вернется». Гид же написала заявление о пропаже российской туристки в полицию Абхазии, но почему-то только на следующий день.
ИСКАЛИ ВДОЛЬ ВСЕГО ПОБЕРЕЖЬЯ
30 июля 2014 года, в 21-й день рождения Лили в Гагру приехали Шамиль и Валентина Исламовы. Родители пропавшей студентки заставили полицию и спасателей буквально рыть землю носом в поисках своей кровиночки.
- Мы искали ее везде, где только можно. Облетели на вертолете все побережье от Пицунды до Адлера, спускались в какую-то расщелину в скале. Все без толку – ни Лили, ни скутера так и не нашли, - рассказывал тогда «КП-Уфа» Шамиль Исламов.
По данным абхазской прокуратуры, которые так и не удалось с абсолютной точностью подтвердить, через несколько часов после крушения Адгура подобрали. Якобы в открытом море на него наткнулся некий случайный катер. Тогда же его арестовали и отправили под стражу: уголовное дело возбудили по статье об убийстве. Позднее произошедшее стали считать несчастным случаем.
Родители Лили Исламовой изначально не верили в версию следствия и обвиняли Адгура Авидзба в убийстве дочери. Дело в том, что подозреваемый отказался от прохождения полиграфа, а потом и вовсе перестал говорить на допросах. Еще более странным родным уроженки Башкирии показался тот факт, что он также внезапно согласился пройти «детектор лжи». С момента исчезновения девушки на тот момент прошло 3 месяца.
4 декабря 2014 года официальное расследование было завершено, и дело передали в суд Гагрского района Абхазии.
- По данному делу к уголовной ответственности привлечен Адгур Авидзба, которому инкриминируется обвинение в причинении смерти Лилии Исламовой по неосторожности. Установлено, что Авидзба вместе с Исламовой на гидроцикле вышли в море, и в результате небрежного вождения гидроцикл перевернулся, а Исламова, не умеющая плавать и не имевшая спасательного жилета, утонула в море, - сообщили в Генеральной прокуратуре Абхазии.
К тому же, в ведомстве пояснили, что изначально Адгура действительно обвиняли в умышленном убийстве.
- Но после допроса с применением детектора лжи его действия были переквалифицированы, - уточнили в Генпрокуратуре Абхазии.
Наказание по этой статье отец Лилии Шамиль Исламов в разговоре с «КП-Уфа» назвал «смешным» - максимум до трех лет лишения свободы. Однако какой конкретно срок получил Авидзба, убитый горем мужчина, потерявший единственную дочь, так и не сказал.
- Отделался легким испугом, - возмущается Шамиль Исламов.
«СВЕТЛАЯ БЫЛА ТАКАЯ»
В первое время после пропажи дочери, Шамиль и Валентина Исламовы буквально разрывались между работой в Дюртюлях и постоянными поездками в Гагры. Там они пытались «расшевелить» следователей, расследующих пропажу Лили, и спасателей, занимающихся поисками.
Почти до последнего родители не теряли надежды найти свою девочку живой. Они выдвигали одну за другой версии пропажи Лилии, надеялись и верили, что вот- вот она объявится где-нибудь. В какой-то момент Исламовы от отчаяния обратились за помощью к экстрасенсам. Как рассказывал отец девушки, большинство из них «видели» ее живой. Более того, после общения с этими людьми Шамиль Исламов поверил в то, что его дочку могли похитить «по заказу».
- Мы обращались к людям «с божьим даром». Практически все на 80-90% говорят, что она жива, а след заказного похищения тянется из Башкирии, - говорил 11 лет назад безутешный отец.
А про Лилию Исламову, так и не дожившей до своего 21-летия, все еще помнят земляки и бывшие соседи. И вспоминают ее только добрыми словами – именно такой ее запомнили. Доброй, честной, светлой. В первое время за новостями о ходе ее поисков следили едва ли не все жители Башкирии.
- Я ее знала эту девочку пару раз общались, хорошая, светлая была такая. Мой папа друг ее папы, он обычно рассказывал какие-то новости. Слышала, что ее родители постарели очень, и мама совсем ушла в себя, - рассказывает землячка Лили Исламовой.
И действительно, спустя все эти годы родители так и не смогли смириться с судьбой дочери. Общаться с журналистами на эту тему Шамиль Исламов категорически отказался. Даже по прошествии времени им с супругой все еще тяжело.
- Давайте не будем. Время не лечит, - лишь смог из себя выдавить подавленный отец в разговоре с «КП-Уфа».
На сегодняшний день Шамиль Исламов в администрации Дюртюлей больше не работает – в 2016 году он ушел с поста мэра и больше в органы власти не возвращался.
«Комсомольская правда-Уфа» приносит соболезнования родным и близким Лилии Исламовой.