Человек в музее. Всеволод Яковлев
Окончание. Часть 3
Тяжелые времена для Всеволода Яковлева наступили во второй половине 1920-х, когда началась кампания по превращению музеев в политико-просветительские учреждения. Резко критиковали «абстрактное собирательство, сохранение ради сохранения», роль музеев лишь как «кунсткамер и сокровищниц». Парки решили превращать в места «культуры и отдыха для трудящихся масс».
От царей – к политпросвету
Последовала волна проверок. Главных оргвыводов было два. Первый: в целях экономии в феврале 1927-го два музейных управления (Детского Села и Павловска) слиты в объединение дворцами-музеями – его возглавил Всеволод Яковлев. Второй: руководству указали на необходимость «перейти от царей к вопросу о социальном строительстве», заняться политпросветработой.
К 1929 году реэкспозиция затронула все интерьеры дворцов. Экспозиции «про царей» дополняли материалом про «обуржуазивание монархии», «разложившееся самодержавие». Чтобы эти идеологические инъекции были художественными, директор пригласил к сотрудничеству блестящего книжного графика Владимира Конашевича. Выполняя установки сверху, Яковлев продолжать настаивать на том, что историко-бытовые памятники должны оставаться неприкосновенными как документы эпохи.
Поэтому «введение дополнительного материала должно производиться на специальных щитах, витринах и т.д., поставленных на нейтральных местах, не нарушающих документальности ансамбля, но и не маскирующихся…».
В 1927-м начали ликвидировать музейные экспозиции, связанные с семьей последнего российского императора: комнаты Николая II в Зимнем дворце, музей быта семьи Романовых в Ливадийском дворце. Два года спустя появился план устройства в левом крыле Александровского дворца стационара, а затем решили закрыть дворец-музей полностью и использовать помещения для Сельскохозяйственного института.
Яковлев незамедлительно обратился с открытым письмом от имени научных сотрудников Детскосельских дворцов-музеев, пытался сделать обсуждение судьбы Александровского дворца публичным. Инициировал открытые диспуты, письма рабочих и общественности, направил в Наркомпрос и Совнарком записку с исчерпывающими аргументами. Писал в том числе о том, что Александровский дворец «оказывает могучее эмоциональное воздействие на посетителей, воспитывая и укрепляя в них ненависть ко всему тому, что сметено революцией». Благодаря такому натиску в 1929 году ликвидации экспозиции во дворце не состоялась.
Яковлев пытался балансировать на грани компромиссов, при этом сохранить дворцы и коллекции. Беспартийный директор не вписывался в тенденцию, согласно которой во главе музеев должны стоять новые партийные кадры. В феврале 1929-го впервые ставится вопрос о его увольнении в связи с нецелесообразностью использования государственных средств для издания книги-каталога об убранстве Александровского дворца.
В вину ставили также слабую посещаемость крестьянами вследствие плохой организации экскурсий. Последовала чистка руководящего аппарата – первыми уволили сотрудников и коллег, которые поддерживали позицию Яковлева, перевели на другую работу Наркома просвещения Луначарского.
Как снежный ком последовали решения по Александровскому дворцу: передать помещения Детской половины детскому санаторию, ликвидировать выставку на Свитской половине, закрыть комнаты Александра III.
Главная претензия к директору была такова: деятельность, которая должна быть основной – марксистская экспозиция памятников, раскрывающая их классовую сущность, стояла на втором плане. В апреле 1931 года Всеволода Ивановича Яковлева арестовали. Но через три недели, благодаря заступничеству Луначарского, отпустили с запретом занимать прежнюю должность.
После музея
Совсем недолго Всеволод Иванович работал архитектором в проектном институте. Затем много лет преподавал: читал лекции в Академии художеств, Ленинградском строительном институте. Заведовал кафедрой в Ленинградском институте молочной промышленности (ЛИМИ), одновременно занимался архитектурной практикой. Выполнил для Детского Села проекты, по которым построены современный корпус ЛИМИ, сад для туберкулезного санатория у Орловских ворот, кафетерий на углу Октябрьского бульвара и ул. 1-го Мая (ныне улица Конюшенная), площадь у Египетских ворот, городская баня на бульваре Киквидзе (ныне Кадетский бульвар).
В первые дни войны Яковлев создал проект маскировки водонапорных башен и других важных городских объектов. Эвакуировался с семьей в тыл, в Кингисеппе преподавал школьникам рисование и черчение, затем возглавил местную школу.
После войны жил в Гатчине. В течение пяти лет исполнял обязанности архитектора Гатчинского дворца, руководил кафедрой графических дисциплин в Художественно-промышленном училище имени Мухиной. Вместе с близким другом – скульптором Всеволодом Лишевым – созданы проекты памятников Чернышевскому (1947), Грибоедову (1959), Ушинскому (1961). В 1938 году у Египетских ворот в Детском Селе открыли памятник Пушкину – это совместная работа скульптора Леопольда Бернштама и архитектора Всеволода Яковлева.
В истории нашего музея Всеволод Иванович Яковлев – директор, который спас от уничтожения бесценные предметы. Создал фундамент музея в бывшей императорской резиденции. Подвижник, профессионал, принципиальный и мужественный человек.
По материалам статьи Александры Тоесевой в сборнике научных статей XXIV Царскосельской научной конференции (2018)