Найти в Дзене
Царское Село

Всеволод Яковлев – директор, который спас от уничтожения бесценные предметы. Создал фундамент музея в бывшей императорской резиденции

Оглавление

Человек в музее. Всеволод Яковлев
Окончание. Часть 3

Первая часть.
Вторая часть.

Тяжелые времена для Всеволода Яковлева наступили во второй половине 1920-х, когда началась кампания по превращению музеев в политико-просветительские учреждения. Резко критиковали «абстрактное собирательство, сохранение ради сохранения», роль музеев лишь как «кунсткамер и сокровищниц». Парки решили превращать в места «культуры и отдыха для трудящихся масс».

В.И. Яковлев. Май 1949 г. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
В.И. Яковлев. Май 1949 г. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»

От царей – к политпросвету

Последовала волна проверок. Главных оргвыводов было два. Первый: в целях экономии в феврале 1927-го два музейных управления (Детского Села и Павловска) слиты в объединение дворцами-музеями – его возглавил Всеволод Яковлев. Второй: руководству указали на необходимость «перейти от царей к вопросу о социальном строительстве», заняться политпросветработой.

К 1929 году реэкспозиция затронула все интерьеры дворцов. Экспозиции «про царей» дополняли материалом про «обуржуазивание монархии», «разложившееся самодержавие». Чтобы эти идеологические инъекции были художественными, директор пригласил к сотрудничеству блестящего книжного графика Владимира Конашевича. Выполняя установки сверху, Яковлев продолжать настаивать на том, что историко-бытовые памятники должны оставаться неприкосновенными как документы эпохи.
Поэтому
«введение дополнительного материала должно производиться на специальных щитах, витринах и т.д., поставленных на нейтральных местах, не нарушающих документальности ансамбля, но и не маскирующихся…».

В 1927-м начали ликвидировать музейные экспозиции, связанные с семьей последнего российского императора: комнаты Николая II в Зимнем дворце, музей быта семьи Романовых в Ливадийском дворце. Два года спустя появился план устройства в левом крыле Александровского дворца стационара, а затем решили закрыть дворец-музей полностью и использовать помещения для Сельскохозяйственного института.

Яковлев незамедлительно обратился с открытым письмом от имени научных сотрудников Детскосельских дворцов-музеев, пытался сделать обсуждение судьбы Александровского дворца публичным. Инициировал открытые диспуты, письма рабочих и общественности, направил в Наркомпрос и Совнарком записку с исчерпывающими аргументами. Писал в том числе о том, что Александровский дворец «оказывает могучее эмоциональное воздействие на посетителей, воспитывая и укрепляя в них ненависть ко всему тому, что сметено революцией». Благодаря такому натиску в 1929 году ликвидации экспозиции во дворце не состоялась.

Яковлев пытался балансировать на грани компромиссов, при этом сохранить дворцы и коллекции. Беспартийный директор не вписывался в тенденцию, согласно которой во главе музеев должны стоять новые партийные кадры. В феврале 1929-го впервые ставится вопрос о его увольнении в связи с нецелесообразностью использования государственных средств для издания книги-каталога об убранстве Александровского дворца.

В вину ставили также слабую посещаемость крестьянами вследствие плохой организации экскурсий. Последовала чистка руководящего аппарата – первыми уволили сотрудников и коллег, которые поддерживали позицию Яковлева, перевели на другую работу Наркома просвещения Луначарского.

А. В. Луначарский среди первых сотрудников музея. 1918 г. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
А. В. Луначарский среди первых сотрудников музея. 1918 г. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Как снежный ком последовали решения по Александровскому дворцу: передать помещения Детской половины детскому санаторию, ликвидировать выставку на Свитской половине, закрыть комнаты Александра III.

Главная претензия к директору была такова: деятельность, которая должна быть основной – марксистская экспозиция памятников, раскрывающая их классовую сущность, стояла на втором плане. В апреле 1931 года Всеволода Ивановича Яковлева арестовали. Но через три недели, благодаря заступничеству Луначарского, отпустили с запретом занимать прежнюю должность.

В. И. Яковлев с группой коллег и студентов. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село
В. И. Яковлев с группой коллег и студентов. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село

После музея

Совсем недолго Всеволод Иванович работал архитектором в проектном институте. Затем много лет преподавал: читал лекции в Академии художеств, Ленинградском строительном институте. Заведовал кафедрой в Ленинградском институте молочной промышленности (ЛИМИ), одновременно занимался архитектурной практикой. Выполнил для Детского Села проекты, по которым построены современный корпус ЛИМИ, сад для туберкулезного санатория у Орловских ворот, кафетерий на углу Октябрьского бульвара и ул. 1-го Мая (ныне улица Конюшенная), площадь у Египетских ворот, городская баня на бульваре Киквидзе (ныне Кадетский бульвар).

В первые дни войны Яковлев создал проект маскировки водонапорных башен и других важных городских объектов. Эвакуировался с семьей в тыл, в Кингисеппе преподавал школьникам рисование и черчение, затем возглавил местную школу.

После войны жил в Гатчине. В течение пяти лет исполнял обязанности архитектора Гатчинского дворца, руководил кафедрой графических дисциплин в Художественно-промышленном училище имени Мухиной. Вместе с близким другом – скульптором Всеволодом Лишевым – созданы проекты памятников Чернышевскому (1947), Грибоедову (1959), Ушинскому (1961). В 1938 году у Египетских ворот в Детском Селе открыли памятник Пушкину – это совместная работа скульптора Леопольда Бернштама и архитектора Всеволода Яковлева.

В истории нашего музея Всеволод Иванович Яковлев – директор, который спас от уничтожения бесценные предметы. Создал фундамент музея в бывшей императорской резиденции. Подвижник, профессионал, принципиальный и мужественный человек.

По материалам статьи Александры Тоесевой в сборнике научных статей XXIV Царскосельской научной конференции (2018)