Найти в Дзене
Сергей Михеев

Создается пространство абсолютной фальсификации знаний

Сергей Александрович, видимо, Вас слушают в Министерстве просвещения. Есть признаки и сигналы этого!

Сергей Михеев: Дворник? Сторож?

Пресс-служба ведомства рассказала, как нужно использовать ИИ в школах в процессе обучения.

Сергей Михеев: Наконец-то!

Об этом РБК сообщили в пресс-службе ведомства. В случае использования ИИ в процессе обучения он должен минимизировать рутинную нагрузку учеников и способствовать развитию у них когнитивных способностей, социальных навыков и критического мышления, а не вызывать зависимость от работы с ним, считают в Министерстве науки и высшего образования. С одной стороны, ученик, использовав ИИ однажды, должен включить критическое мышление и понять, что ИИ вызывает у него зависимость, и отказаться.

Сергей Михеев: А Вы говорите, что слушают! Может быть, кого-то и слушают, но не нас. Опять: «когнитивные способности»! А чем хуже «познавательные способности»? Это тоже самое. Всю жизнь у наших геологов, геофизиков был устоявшийся термин «повторные толчки», так нет: «афтершоки»! Это первое.

Второе: благое пожелание, что «ИИ должен это, а вот это не должен». Вы с ним поговорили? Поставили ему задачу? Вам надо было вызвать его на родительское собрание или к завучу! Но практика показывает, к сожалению, что ИИ повсеместно: а. используется для фальсификации знаний с целью получения оценок; б. начинает безбожно обманывать. Это подтверждают и люди, которые имеют отношение к образованию, что, когда начинаешь общаться с ИИ, то он под тебя подстраивается. Хуже того - он начинает создавать реальность, которой нет. О чём я говорю?

Недавно мне рассказывали, что, например, ему дают задание написать какую-то работу и плюс источники. Что он начинает делать? Он придумывает источники, а не проверяет их! Мы наивно думаем, что ИИ за нас проверит источники, а он придумывает авторов, названия работ и тезисы, которых не было. Чувствуете, куда дело идет? Это ровно то, о чём я говорю: что создается атмосфера абсолютной лжи! Это как в советском мультике «Вовка в Тридевятом царстве», когда какой-то другой ИИ просит за него всё сделать, а получается криво. Вроде бы «галочка» есть, что сделано, а всё неправильно. Мне об этом рассказывали сведущие люди, когда ИИ что-то поручаешь, а он начинает генерировать то, чего нет: несуществующие ссылки, несуществующие фамилии ученых, несуществующие тезисы, теории и всё остальное. Но всё это выглядит очень убедительно и получается, что не ИИ проверяет вашу работу, а вы вынуждены проверять его!

Поэтому пожелания хорошие, а теперь объясните, как это сделать. На эту тему в рамках передачи «Традиция» будет встреча с Владимиром Легойдой, который является профессором МГИМО и университета «Сириус». Как раз мы про это будем говорить - по субботам после 15:00 слушайте нашу программу. Можно смеяться, но это очень серьезно, потому что создается пространство абсолютной фальсификации знаний, навыков, умений, и что с этим делать, на мой взгляд, они не знают. И вообще - ни мы, ни они - никто не знает, что с этим делать.

У молодого поколения развивается только один навык, что «везде можно технологично обмануть». А когда нет других морально-нравственных ограничителей, когда результат у тебя на руках: «Сейчас обману и получу правильную оценку, «галочку» по ЕГЭ», то как это дальше будет сказываться на жизненном пути, по которому пойдут люди? Если можно удобно обмануть и получить быстрый результат, то «ложь = добро». Понимаете, куда это ведет? Мне говорят: «Вы всё усложняете. К чему здесь философские, религиозные рассуждения?» К тому, что общество так и будет жить, и, более того, теперь это поддерживается технологической рамкой!

Одна из причин в том числе состоит в целеполагании: зачем мы вообще учим наших детей? Основная цель современной школы – это сдать ЕГЭ и поставить «галочку». Если это и есть основная цель, то все способы хороши, а знания не нужны! Это гораздо более серьезная проблема, чем кажется. «Кажется, что есть более глобальные проблемы – рефинансирования». Это всё ерунда! Есть проблемы, которые реально касаются будущего. ИИ – это очень серьезный вызов, и я пока слышу только благие пожелания, и то их с трудом приходится выдавливать, а практических рекомендаций пока не слышно.