Дефекты‚ которые получает автомобиль при аварии‚ делят на внешние и скрытые. Первые можно обнаружить сразу‚ а вторые — только после дефектовки. Рассказываем‚ как проходит этот процесс.
Что такое дефектовка машины после ДТП
Практически любое ДТП приводит к повреждению транспортного средства. Чаще всего водители замечают только внешние видимые дефекты — вмятины, царапины или разбитые стекла. При этом аварии часто приводят к появлению скрытых повреждений, которые можно обнаружить только в ходе дефектовки машины.
Скрытые дефекты могут затрагивать различные механизмы и системы автомобиля, из-за чего эксплуатация будет невозможна. А еще они снижают безопасность и комфорт передвижения на машине. По этой причине важно их вовремя обнаружить и устранить. Для этого проводят дефектовку и составляют акт. Он нужен для возмещения ущерба по ОСАГО или каско.
Выгодно и безопасно купить ОСАГО можно на Сравни.
Базовые тарифы на ОСАГО у разных страховщиков могут отличаться более чем в два раза. За счет сравнения цен сразу в нескольких страховых компаниях получится сэкономить до 5500 ₽.
Дефектовка после ДТП представляет собой демонтаж внешних деталей. Например, нередко нужно снять бампер, крылья и другие кузовные элементы, а также кресла или обшивку салона. Это позволяет правильно оценить состояние попавшего в аварию транспортного средства и выявить все скрытые повреждения.
Дефектовка автомобиля после аварии — это важная операция. Она помогает точно определить масштаб повреждений, которые получила машина. Иногда страховые компании игнорируют скрытые дефекты. Из-за этого сумма компенсации может быть меньше, чем фактическая стоимость ремонта машины. Если владелец машины сразу не обратил на это внимания, то дальнейший ремонт придется выполнять за свой счет.
По результатам дефектовки составляется специальный акт, который применяют для оценки ущерба и расчета компенсации страховой компанией.
Чтобы не пропустить важные новости авторынка, финансов и экономики, подпишитесь на телеграм-канал журнала Сравни.
Как составляют акт дефектовки
Акт дефектовки, который составляют по результатам полной диагностики транспортного средства, — это важный документ для обоснования реальных расходов на ремонт автомобиля после ДТП.
В этом акте фиксируют техническое состояние машины на момент осмотра, а также перечисляют найденные неисправности. Дополнительно предлагают меры по устранению обнаруженных неполадок — ремонт или замену элементов. Документ обязательно подписывают все члены комиссии.
Вся информация о дефектовке сохраняется в базе автосервиса. При необходимости владельцу автомобиля выдают на руки копию документа.
При этом акт дефектовки не заменяет остальные документы, а представляет собой дополнение к ним.
Как выглядит структура акта дефектовки
Акт дефектовки представляет собой внутренний документ автосервиса. Поэтому форма может отличаться в зависимости от техцентра.
Чаще всего акт составляют на специальном бланке или на простом листе А4. Его должны заверить подписями члены комиссии. Также на бланке должна быть печать организации.
Документ должен содержать следующие сведения:
наименование акта, а также его номер;
данные техцентра, где проводили дефектовку автомобиля;
время проведения дефектовки;
данные об автомобиле: госномер, год выпуска, VIN-номер, марку и модель;
перечень обнаруженных в ходе проверки дефектов (с описанием для каждого пункта);
список мероприятий, направленных на устранение неполадок;
состав комиссии по дефектовке с данными о руководителе СТО, а также специалисте, который провел диагностику;
сведения о произошедшем ДТП, после которого проводят дефектовку автомобиля.
К акту могут прилагаться фотографии, видео, а также различные схемы или чертежи.
Инструкция по заполнению акта дефектовки
Начинать оформление акта дефектовки нужно с шапки, в которой указаны название и адрес СТО, где проводят осмотр, а также номер документа и его название. Обязательно указывают дату осмотра автомобиля.
Далее идет основная часть документа, которая включает следующие сведения:
марку и модель автомобиля, тип кузова;
год выпуска, название комплектации;
идентификационный номер (VIN-код);
пробег на момент диагностики.
Важно следить за отсутствием ошибок или каких-либо исправлений. При их наличии документ нужно заполнить заново на новом бланке.
Также в акт вносят данные о результатах дефектовки:
перечень обнаруженных повреждений;
список деталей, которые нужно отремонтировать или заменить;
рекомендации по устранению дефектов.
При дефектовке после ДТП в документ обязательно вносят данные из протокола, который также прилагают к акту.
Европротокол — как оформить, образец и бланк при ДТП в 2023 году
Читать по теме
Виды и особенности скрытых повреждений автомобиля
Скрытыми повреждениями называют дефекты, которые незаметны при визуальном осмотре машины. При этом они могут влиять на работоспособность систем транспортного средства.
При ДТП транспортные средства могут получать самые разные скрытые повреждения, особенности которых зависят от характера аварии.
Разновидности скрытых дефектов:
повреждения деталей или механизмов, которые находятся за внешними кузовными элементами;
нарушение геометрии кузова;
повреждение электросистем;
дефекты деталей подвески.
В некоторых случаях возможна некорректная работа двигателя, коробки передач и других агрегатов.
Как выбрать автосервис
Читать по теме
Дефектовка автомобиля для ремонта по ОСАГО
Правила обязательного автострахования предусматривают, что страховщик при обращении клиента должен восстановить транспортное средство до того состояния, в котором оно находилось до ДТП. Таким образом, страховые компании берут на себя обязательства по устранению всех, в том числе скрытых повреждений. Самое главное — чтобы все эти дефекты были правильно определены в рамках дефектовки и зафиксированы в актах.
По закону об ОСАГО страховщик должен либо отремонтировать автомобиль, либо выплатить владельцу денежную компенсацию. Лимит в обоих случаях составляет 400 тысяч ₽.
Популярные вопросы о дефектовке после ДТП
Почему могут отказать в выплате после дефектовки?
Иногда страховые компании отказывают в полной компенсации ремонта автомобиля после ДТП. Это может быть связано, например, с отсутствием документов или с ошибками, которые допустили при составлении акта.
Также в выплате откажут, если выяснят, что страховка была оформлена задним числом после аварии.
Что делать, если страховая компания отказалась возместить ущерб?
Сначала нужно получить письменный отказ или расчет стоимости ремонта. Если страховая перевела деньги — зафиксировать перевод. Затем нужно провести независимую экспертизу.
После этого нужно написать претензию в страховую компанию и приложить результаты независимой экспертизы. Если компания не ответила или отказалась доплачивать, нужно подать досудебную претензию. Для этого следует обратиться к финансовому уполномоченному. Это бесплатная услуга.
Если финансовый уполномоченный не смог помочь, нужно подать в суд на страховую компанию.
Страховая компания компенсирует ущерб не в полном объеме — что делать?
Акт дефектовки, который составляют в ходе независимой экспертизы, может помочь доказать, что автомобиль получил более серьезные повреждения, чем определила страховая.
Услуги независимого эксперта нужно оплатить отдельно, но эти расходы можно возместить — например, в судебном порядке.
Законы и нормативные акты
Дефектовку принято считать одним из этапов восстановления транспортного средства после аварии. Но законами об ОСАГО эти операции не учитывают в качестве полноценного этапа ремонта.
В соответствии с пунктом 11 статьи 12 закона об ОСАГО, страховая компания должна провести осмотр автомобиля и оценку повреждений в течение пяти рабочих дней после подачи заявления по страховому случаю.
Выводы
Дефектовка автомобиля представляет собой демонтаж внешних элементов кузова. Ее проводят после ДТП, чтобы выявить повреждения деталей и механизмов, которые невозможно заметить при визуальном осмотре. Это нужно для точной оценки ущерба, который автомобиль получил при ДТП.
Дефектовку осуществляют представители страховой компании или сторонние специалисты — если проводят независимую экспертизу. По результатам дефектовки составляют акт, который подтверждает наличие повреждений.
Если выявят скрытые повреждения, можно требовать от страховой компании увеличения суммы компенсации. При натуральном возмещении — ремонте — техцентр, куда направили автомобиль, должен устранить эти дефекты.
Бывает так, что страховая компания занижает сумму возмещения — например, игнорирует скрытые дефекты. Тогда нужно провести независимую экспертизу и написать претензию в страховую. Если это не поможет, нужно обратиться к финансовому уполномоченному, чтобы подать досудебную претензию. Если это тоже не помогло, нужно обратиться в суд.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной