Всем пьесам Виктора Розова свойственно реалистическое изображение действительности, приобретающее широкое, общечеловеческое значение. Его персонажи живо и индивидуально проявляются в сжатом диалоге, говоря на языке повседневности, верность психологии (также детской), постоянный отзвук внутренних, скрытых пластов содержания сочетаются с отказом от прямых характеристик. Внимание всегда привлекали нравственные проблемы - тот выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям, действие его пьес чаще всего происходит в кругу семьи.
Виктор Сергеевич Розов (8 [21] августа 1913, Ярославль, - 28 сентября 2004, Москва) - русский советский драматург. Лауреат Государственной премии СССР (1967). Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на ее основе - сценария фильма «Летят журавли». Академик Российской академии словесности. Был президентом Российской Академии театрального искусства и членом Союза писателей. С 1923 жил и учился в Костроме. В 1929 не был принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию из-за отсутствия рабочего стажа, начал работать на текстильной фабрике в Костроме. В том же году стал актером-любителем в костромском Театре юного зрителя. В 1934 поступил в училище при Театре Революции в Москве (класс М. И. Бабановой), по окончании которого был принят в труппу театра. После начала войны, в июле 1941, вступил в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района. Осенью того же года был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя в середине 1942, возглавил фронтовую агитбригаду, одновременно учился на заочном отделении Литературного института. После окончания войны, прервав занятия в институте, организовал Театр для детей и юношей в Алма-Ате. Возвратившись в Москву, работал в Театре при Центральном Доме культуры железнодорожников в качестве актера и режиссера. С 1949 в различных театрах ставились его пьесы. Поставленная в 1949 Центральном детском театре пьеса «Ее друзья» едва не была запрещена, как «слишком сентиментальная». В 1953 окончил Литературный институт.
В Розове нашли своего драматурга Анатолий Эфрос (в ЦДТ поставил «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином») и Олег Ефремов: в 1956 пьесой «Вечно живые» открылся театр «Современник», в котором позже ставились и другие пьесы: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня». Первой экранизацией стал фильм Виктора Эйсымонта «В добрый час!» (1956).
Широкое признание получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» - экранизация пьесы «Вечно живые». Скончался в Москве в возрасте 91 года.
«Для того чтобы личность могла состояться полностью, ей нужна свобода».
Ко дню рождения советского драматурга Виктора Розова.
#КнижнаяПодборка
/
В добрый час!; Гнездо глухаря: пьесы
В книгу вошли широко известные пьесы драматурга Виктора Розова – «В добрый час!» и «Гнездо глухаря».
В комедии «В добрый час!» драматург ставит своих молодых героев перед выбором: выпускники школ решают, кем им быть и какими им быть. Розовские мальчики – романтики, они не склонны к компромиссам, свойственным людям старшего поколения. Да, они наивны в своей вере в добро, но Розов демонстрирует их незаурядную нравственную силу, которая должна им помочь возмужать, отстоять их право на доверие к себе, к чистоте своих помыслов и желаний, преодолеть пока неведомые трудности.
В «семейных сценах» пьесы «Гнездо глухаря», где в целом не происходит никаких экстремальных событий и внимание драматурга сосредоточено на повседневности, очевиден сатирический пафос, с каким воссоздаётся духовно мертвая обстановка в респектабельной семье Судаковых.
Для старшего школьного возраста.
/ Андрей: Ну, место свое. Оно — одно-единственное. Попал на это место — и все твои способности наружу выходят. Все, что есть! Тут, понимаешь, человек обязательно счастливый бывает. И другие его любят, ценят. Самое важное — найти эту точку. Вот ты свою чувствуешь, тебя тянет к ней, и другие — тоже. А я понять не могу: где она? Но где-то есть это мое место. Оно — только мое. Мое! Вот я и хочу его найти. Призвание — это, наверное, тяга к этой точке. Да?
/Маша: Да потому что такие, как вы, уже зачислили его в неудачники. Если человек не гений, не знаменитость, так и права на жизнь не имеет? А ты знаешь, что его вчера вызывали в дирекцию и просили не уходить из театра? Просили!.. Он талантлив, да! Только идет медленно, трудно... А вы своим нетерпением подхлестываете его. Вот он и захотел прыжок сделать... сорвался... совсем озлобился. А злоба убивает в человеке все, даже талант.
Андрей: Мама, ну разве это самое важное, кем я буду? Каким буду — вот главное! А дорога — она разная может быть; но все равно, если во мне что путное сидит — выйдет наружу, обязательно выйдет. И учиться я буду, все время буду.
/Андрей: Маша, в девятом классе нас как-то на уроке спросили: кто кем хочет быть? Ну, ребята отвечали, кто что думал. Так ведь не все правду. Федька Кусков, например, сказал — летчиком. Зачем сказал? Так, для бахвальства, А сейчас хочет приткнуться туда, куда легче попасть. Володька Цепочкин еще хлеще ответил; кем бы ни быть, лишь бы приносить пользу Родине. А этот Володька был сказал — не знаю. Что поднялось! «Как, комсомолец! В девятом классе, и не, есть и будет подлецом первой марки: подлипала и прихлебала! А я тогда честно знает!» Чуть ли не всей школой прорабатывали! Этак ведь на всю жизнь ко всякому призванию отвращение можно получить!
/Молодежь всегда знает меньше взрослых, но интуитивно чувствует жизнь правильнее.
/В каждом доме, под каждой крышей... Что? Свое горе, свои мыши.
/Загубленных талантов не бывает!!!
Беспорядок - это хорошо, чувствуется, что здесь живут люди, а не вещи.
/Маша: Ну конечно, в семнадцать лет вы все хотите быть непременно великими. А вдруг получится из тебя какой-нибудь обыкновенный смертный — счетовод, провизор или фотограф?
/"Год тому назад я женился. Мы живем втроем: я, моя жена и моя мать. Жена крепко не ладит с моей матерью, очень ругаются. Посоветуйте, кого мне оставить - мать или жену. С уважением, лейтенант Сойкин". Лейтенант, бросай к чертям собачьим обеих, генералом будешь!
/
Мои шестидесятые…: пьесы и статьи.
Четыре пьесы – «В дороге», «В день свадьбы», «Затейник», «Традиционный сбор» и статьи.
/
Четыре капли: комедия в 2 действиях.
В комедии «Четыре капли» Розов пытался найти новую для себя драматургическую форму, введя «голос автора», разъясняющий читателю и зрителю вполне понятные, очевидные вещи. "Учительство" Розова, являясь сильной и органичной чертой его таланта, может оборачиваться, однако, и излишней дидактичностью, наставительностью.
"Несколько капель". Четыре одноактные пьесы Виктора Розова (1982)
*Вступительное слово Виктора Розова
/
Удивление перед жизнью.
Без преувеличения можно сказать: все мы выросли на его пьесах. «Ее друзья», «В добрый час», «В поисках радости», позже – «В день свадьбы» и «Традиционный сбор», еще позже «Гнездо глухаря» и «Кабанчик»... И конечно, незабываемые «Вечно живые», с которых начался «Современник»... Помним мы и фильмы по его сценариям: «Летят журавли», «Шумный день», «С вечера до полудня»... Но главное не это. Есть люди, к мнению которых всегда хочется прислушаться. Виктор Сергеевич Розов - один из них. Далеко не все нравится ему в нашей нынешней действительности, многое вызывает беспокойство, огорчение, а порой и гнев. Нет только равнодушия.
Размышления автора о жизни, о друзьях, о своих работах
Цитата из книги
- Виктор Сергеевич, вы сядьте, а я вам сейчас расскажу, как я думаю ставить вашу пьесу. Кстати, она мне очень нравится (позднее я узнал, что пьеса ему не нравилась). Только не перебивайте, хорошо? Я ответил: "Хорошо" - и уселся. Эфрос* стал быстро ходить из угла в угол, махать руками, ерошить пятерней свои черные, разбросанные на все четыре стороны волосы и говорить. Я слушал и разглядывал этого носатого нервного парня. Что он говорил, о чем - я ничего не понимал. Это были какие-то обрывки фраз. Некоторые из них, мне было ясно, относились к моей пьесе, но больше было междометий или просто звуков, изображавших что-то или кого-то. Монолог Эфроса выглядел примерно так: - Сначала нет никого... Никого нет!.. Никого!!! Только топ-топ-топ - где-то! А потом сразу - фрр-фрр-фрр... И все бегут-бегут-бегут... а потом лениво... скучно ему, скучно... блям-блям-блям - одним пальцем... и отскочил к окну... Нет, и там - шуму много, а тоска... А уж когда все приходят - гур-гур-гур, фрр-фрр... А потом так вяло, лениво... Знаете, когда народу много, а говорить не о чем, а говорить надо, все и тянут, тянут... а потом как ударит кулаком по столу... и сразу началось!.. Тут уж сцена!!! Вы понимаете, Виктор Сергеевич? Я решительно ничего, ничегошеньки не понимал. Но с такой же искренностью, как он сказал "пьеса понравилась", я ответил: - Да, конечно, понимаю.
*Анатолий Эфрос – советский режиссёр театра и кино, педагог.
/
Путешествие в разные стороны: Автобиографическая проза.
Книга «Путешествие в разные стороны» Виктора Розова, изданная в 1987 году издательством «Советский писатель» в Москве, — это уникальное произведение одного из самых известных наших драматургов. В этой книге автор рассказывает о времени и о себе, делая акцент на двух главных темах: Великая Отечественная война, которую он прошёл от начала до конца, и театр, ставший делом души и всей его жизни.
Книга написана взволнованно, лирично и светло, что позволяет читателю глубже проникнуться переживаниями и мыслями автора. Розов делится своими воспоминаниями и размышлениями, создавая атмосферу искренности и тепла. Это издание станет настоящей находкой для тех, кто интересуется историей театра и кино, а также для всех, кто хочет лучше понять эпоху и людей, живших в то время.
«Путешествие в разные стороны» — это не просто книга, это возможность прикоснуться к истории через призму личного опыта и таланта Виктора Розова. Она будет интересна как поклонникам его творчества, так и тем, кто только начинает знакомство с его работами. Не упустите шанс добавить в свою коллекцию это замечательное издание, которое оставит неизгладимое впечатление и вдохновит на новые открытия.
/
Люди театра, родные и близкие, ученики и критики о великом драматурге ХХ века Викторе Сергеевиче Розове.
Владимир Попов
Книга рассказывает о крупнейшем советском драматурге XX века Викторе Сергеевиче Розове. С его пьесой "Вечно живые" в 1956 году родился Московский театр "Современник". Фильм "Летят журавли" по сценарию В. Розова - один из лучших в мировом кино за всю его историю. Пьесы В. Розова не сходят с афиш театров Москвы, Санкт-Петербурга и многих других театров страны и мира более 60 лет.
/
Собрание сочинений в 3-х томах.
*Розов, Виктор Сергеевич. Собрание сочинений : В 3 т. Т.1. Пьесы 1943-1969. - Москва : ОЛМА-Пресс, 2001. - 510с. - ISBN 5-224-03112-5. - ISBN 5-224-03111-7. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Содержание : Вечно живые ; Ее друзья ; Страница жизни ; В добрый час! ; В поисках радости ; Неравный бой ; Перед ужином ; В дороге ; В день свадьбы ; Затейник ; Традиционный сбор ; С вечера до полудня
**Розов, Виктор Сергеевич. Собрание сочинений : В 3 т. Т. 2. Пьесы, 1973 - 1991 / В. С. Розов. - Москва : ОЛМА-Пресс, 2001. - 571 с., [3] ; 22 см. - ISBN 5-224-03111-7. - ISBN 5-224-03113-3 (т. 2). - Текст (визуальный) : непосредственный.
Во второй том собрания сочинений вошла автобиографическая проза "Путешествие в разные стороны", в которой остроумный и мудрый драматург В. Розов в увлекательной форме рассказывает о своей жизни, насыщенной интересными событиями, а также включены пьесы 1973-1991 годов.
***Розов, Виктор Сергеевич. Собрание сочинений : В 3 т. Т. 3. Инсценировки / В. С. Розов. - Москва : ОЛМА-Пресс, 2001. - 508 с., [2] ; 22 см. - ISBN 5-224-03111-7. - ISBN 5-224-03114-1. - Текст (визуальный) : непосредственный.
В третий том собрания сочинений вошли инсценировки известных произведений: И. Гончаров "Обыкновенная история", Ф. Достоевский "Братья Карамазовы" и др., а также интервью, статьи, рецензии.
Cтатья: «На свете и есть только одна правдивая и невыдуманная книга – сама жизнь» / Виктор Розов.
«Ни один человек не знает, сколько у него сил, пока он эти силы не испробовал до предела» В.Розов
Радиоспектакль по пьесе "В поисках радости" / В. С. Розов. Режиссёр Анатолий Эфрос (1957)
*Подготовка статьи: Ирина Шатрова.