Найти в Дзене
Ламповый книголюб

Какие секреты хранят некрополи Петербурга?

Пару недель назад мне удалось вырваться в любимый город, который не устает меня удивлять, — Петербург. Была очень плотная программа с посещением различных мест и мероприятий. Каждая локация заслуживает отдельного внимания. Начну с презентации книги "Азбука петербургских некрополей. Корабли, черепа, ангелы" Елены Васильевой. Если хотите почувствовать себя профессором "религиозной" символики Робертом Лэнгдоном, то эта книга вам в помощь. У автора книги очень необычное хобби, которое переросло в серьезное дело, — некрополистика (исследование кладбищ). Интерес к кладбищам у Елены возник 10 лет назад и проснулся благодаря походу в музей-некрополь — Литераторские мостки. Могу понять состояние и ощущения автора, когда стоишь напротив могилы любимого автора. Пару лет назад посетила могилу Федора Михайловича на Тихвинском кладбище, и это, конечно, разделяет восприятие творчества и самого писателя на до и после. Именно в этот момент окончательно понимаешь, что это реальный человек. Это чувство
Оглавление

Пару недель назад мне удалось вырваться в любимый город, который не устает меня удивлять, — Петербург. Была очень плотная программа с посещением различных мест и мероприятий. Каждая локация заслуживает отдельного внимания.

Начну с презентации книги "Азбука петербургских некрополей. Корабли, черепа, ангелы" Елены Васильевой.

Если хотите почувствовать себя профессором "религиозной" символики Робертом Лэнгдоном, то эта книга вам в помощь.

У автора книги очень необычное хобби, которое переросло в серьезное дело, — некрополистика (исследование кладбищ). Интерес к кладбищам у Елены возник 10 лет назад и проснулся благодаря походу в музей-некрополь — Литераторские мостки.

Елена Васильева рассказывает про тонкости некрополистики
Елена Васильева рассказывает про тонкости некрополистики

Могу понять состояние и ощущения автора, когда стоишь напротив могилы любимого автора. Пару лет назад посетила могилу Федора Михайловича на Тихвинском кладбище, и это, конечно, разделяет восприятие творчества и самого писателя на до и после. Именно в этот момент окончательно понимаешь, что это реальный человек. Это чувство невозможно объяснить, его можно только испытать.

Кладбища — культурная история

Кладбища Петербурга — это огромный пласт городской истории. Это место культуры, памяти, традиции и текст, который доступен каждому, кто готов его прочитать. Когда начинаешь воспринимать его как объект изучения, то страхи и суеверия уходят на задний план.

Елена подробно в своей книге, построенной по формату азбуки, рассказывает, как научиться понимать и читать истории людей по памятникам и надгробиям. Книга не только написана автором, но и полностью разработана: процессом верстки и подготовкой фотоматериалов тоже занималась Елена. Труда и любви в эту книгу вложено немало.

Презентация книги превратилась в мини-экскурсию по кладбищенскому миру. Было невероятно интересно "прогуляться" вместе с некрополистом по знаменитым кладбищам Петербурга: Новодевичьему, Еврейскому, Смоленскому лютеранскому и т. д.

Твердый переплет, 224 стр., издательство Бомбора
Твердый переплет, 224 стр., издательство Бомбора

Узнала про устройство и назначение усыпальниц, которые раньше разрабатывали архитекторы. Это не было пугающим местом, скорее пространством для духовного времяпрепровождения.

Еще на кладбищах можно увидеть, как рядом соседствуют эпохи. Где еще такое встретишь? Через внешний вид надгробий можно проследить, как за сто лет изменились характер, восприятие, культурный контекст кладбища.

Особенно ярко проявляется многослойность некрополей в перебивках. После революции многие бесхозные дорогостоящие надгробия снимались, зачищались и ставились над могилами героев нового времени. Это показывает сложность истории городских кладбищ.

Если выйти за рамки этики и посмотреть на перебивку как на текст (историю), который мы пытаемся прочесть, то можно воспринять это как редактирование. Если присмотреться к некоторым памятникам, то можно увидеть и черновики и правки разных редакторов. Иногда кладбище не хоронит прошлое, а сохраняет удивительные сочетания времен, религий, а порой даже наслаивает.

Символика и масоны

Символика, украшающая петербургские кладбища, уникальна и разнообразна. Можно встретить на кладбище изображения и формы, восходящие к античности: колонны, вазы, венки, лиры, в том числе и масонские символы.

Кстати, с масонской символикой любопытная история выходит. Она часто встречается на различных кладбищах, но говорит ли это о принадлежности к масонам — большой вопрос. Автор показала примеры надгробий XIX века, на которых нанесена лучезарная дельта (глаз в треугольнике), но захороненные люди никак не могли быть масонами из-за пола и возраста. Это говорит о том, что спешить с выводами не стоит. Порой циркуль и многоугольник говорят просто о профессии архитектора, а не о принадлежности к масонскому братству.

Кстати, еще одним интересным фактом поделилась с нами Елена о лучезарной дельте на Казанском соборе. Оказывается, в Петербурге нет ни одного здания, на котором была бы масонская символика (на захоронениях все же есть). Это значит, что если она где-то присутствует, то она точно несет совершенно другой смысл. Лучезарная дельта — это в первую очередь религиозный символ. Масоны не придумали с нуля ни одного своего знака, они их позаимствовали.

Разумеется, будут встречаться религиозные символы. Но самое интересное — это элементы городского и семейного фольклора, в которых присутствует указание на профессию или ремесло. Сюда же идут надписи личного характера.

Чтобы прочитать историю надгробий, следует рассматривать его символику и даже украшения не отдельно, а как общее целое. Все элементы дополняют друг друга, усиливают общий смысл, таким образом выстраивая связную историю.

Для того чтобы расшифровать, о чем говорят надгробия, нужно обращать внимание не только на символы, но и учитывать контекст, в котором они находятся.

Разворот книги. Верстка книги очень удобная. Читаешь про символ и сразу примеры его использования перед глазами.
Разворот книги. Верстка книги очень удобная. Читаешь про символ и сразу примеры его использования перед глазами.

Зачем изучать кладбища?

Во-первых, это очень увлекательное занятие. Истории некоторых людей можно прочитать по надгробиям. Можно даже сказать, что кладбище — это своеобразный городской архив. Через изучение кладбищ можно увидеть, как менялось общество, его взгляды, традиции, память. Кладбище не только рассказывает о прошлом, но еще принимает в себя настоящее и ставит перед каждым из нас вопросы: что хотим мы оставить после себя? Как мы относимся к памяти ушедших? Какое отношение к городу?

К сожалению, фотофиксация и описание кладбищ у нас не приветствуется, а ведь это то, что их защищает. Иногда могилы и надгробия очень быстро исчезают. Елена показывала фото памятника, который цинично распилили пополам и верхнюю часть унесли. Это говорит о том, что каждый памятник должен быть зарегистрирован, только так он перестает быть материалом, а становится памятью и культурной ценностью. Иногда это все, что остается от человека.

Кладбище — это источник данных не только для исследователя, но и для историка, генеалога. Некоторые кладбища являются музеями под открытым небом, ведь их создавали архитекторы, скульпторы и ремесленники. Они сохраняют не только образ, но и эстетику времени.

Когда мы читаем надгробия, мы признаем, что человек этот существовал. Помните про Достоевского? Именно так сохраняется связь с прошлым через вот такой своеобразный диалог.

Обязательно совершу путешествие по петербургским кладбищам с книгой Елены Васильевой. Благо она еще есть и в электронном варианте. Начну с Литераторских мостков. Хочется разобраться и освоить этот своеобразный текст, почувствовать себя открывателем человеческих историй, отдать дань памяти ушедшим и, возможно, даже сменить восприятие этого места с сакрального на место сохранения памяти, культуры и истории.

Что думаете про такое необычное увлечение?)

Не забывайте ставить 👍. Подписывайтесь на канал в Телеграме.