"Формула 1" уже стала самым кассовым фильмом Брэда Питта и за роль в ней он получил рекордные для себя 30 миллионов долларов. Дяденьке 61 год, а карьера все набирает обороты.
В "Формуле 1" Питт сыграл гонщика Сонни Хейса. 30 лет назад Хейс попал в тяжелую аварию, которая положила конец его карьере. Теперь он по приглашению появляется в различных соревнованиях, выигрывает их и вновь исчезает. Сонни находит его старый друг Рубен Сервантес. Его команда Apex участвует в Формуле-1, вот только очень неудачно. Если, в этом сезоне не будет результата, команду продадут. Рубен приглашает Сонни поучаствовать в гонках в качестве второго пилота и помочь первому пилоту Apex, молодому дарованию Джошуа Пирсу.
В 2021 году начались торги за безымянный фильм про Формулу-1. В торгах участвовали студии Paramount Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Sony Pictures, Universal Pictures и Walt Disney Pictures, а также стриминговые платформы Netflix, Amazon и Apple. Последняя их и выиграла. Главная роль изначально предназначалась Брэду Питту, а режиссером назначили Джозефа Косински. Питт давний поклонник гонок, он должен был сняться вместе с Томом Крузом в фильме «Go Like Hell» все с тем же режиссером Косински, но проект развалился из-за бюджетных причин, а позже стал «Ford против Ferrari» (2019). В 2023 году из множества претендентов на роль Джошуа Пирса был выбран Демсон Идрис. Рубена сыграл Хавьер Бардем.
Продюсеру ленты Джерри Брукхаймеру потребовался год, чтобы убедить FIA (организатора гонок Формулы-1) и команды в возможности снимать гонщиков Формулы-1 на реальных трассах во время реальных гоночных заездов. Некоторые команды опасались, что их в фильме выставят с отрицательной стороны, так как они будут являться соперниками главных героев. После заверений Брукхаймера, что никто в плохом свете выглядеть не будет, удалось получить согласие. Кстати, "Формула -1" является вторым фильмом Брукхаймера об автогонках. Первым были "Дни грома" (1990). Еще одним продюсером "Формулы -1" стал гонщик Льюис Хэмилтон, который также являлся и консультантом фильма.
Итак, в сезонах 2023-2024 киношная команда Apex становится одиннадцатой командой на "Формуле -1". У нее был свой гараж на гонках, Сонни Хейс и Джошуа Пирс ставили свои машины на трассе с настоящими гоночными автомобилями на реальных заездах. Например, в Сильверстоуне в 2023 году Питт и Идрис шокировали мир Формулы-1, выйдя на трассу перед переполненной толпой вместе с гонщиками для прослушивания национального гимна. Непростой для съемок была сцена с остановкой гонки из-за обломков на трассе. Долго согласовывали с командами время, когда все смогут собраться и отыграть эпизод с возвращением в боксы. В сцене было задействовано столько народу, что не сразу заметили отсутствие Льюиса Хэмилтона, который явился только к середине съемки.
Те турнирные таблицы, что зрители видят на экране, являются истинным отображением того, в каком порядке гонщики приходили на финиш, конечно, за исключением мест, которые занимали Хейс и Пирс. Всего в фильме представлены 9 реальных гонок. А изначально планировалось снимать лишь в течение гоночного сезона 2023 года. Но началась забастовка актеров и съемки пришлось приостановить. Такая задержка, конечно, сказалась на и так немаленьком бюджете фильма. Но Косинсики заявил, что разделение на сезоны пошло на пользу "Формуле-1" - он вернулся к знакомым трекам уже зная, как, где и что именно было необходимо для завершения фильма.
Брэд Питт и Демсон Идрис много тренировались, чтобы иметь возможность проехать по трассе со скоростью 290 км/ч. Но ездили они не на болидах Формулы-1. Для запуска этих машин требуется около 30 человек, а их эксплуатация стоит около 250 000 долларов в день. Для съемок были выбраны автомобили Формулы-2, для запуска которых нужно всего 2 человека, а сам запуск стоит около 30 тысяч долларов в день. Apple создала специальные небольшие камеры ( 10 см на 10 см) для установки на гоночные (не только киношные, но и реальные) автомобили, а управлялись они с помощью специального пульта дистанционного управления. Каждый автомобиль был оснащен 15 креплениями и мог вместить до 4 камеры одновременно. Сцены, в которых участвовали актеры за рулем авто, репетировались с секундомером, так как времени на съемку было немного - после завершение квалификации или тренировки использовалось 8-минутное окно прямо перед началом гонки. Помимо этого, снятые реальные машины на реальных гонках путем наклеивания логотипов Apex превращали в болиды Сонни Хейса или Джошуа Пирса.
"Какой же бюджет у всего этого действа?"- спросите вы. А, неизвестно! В прессе звучали цифры 300 миллионов долларов. Но Брукхаймер и Косински эти данные опровергли, ссылаясь на скидки и спонсорство и назвали сумму в 200 миллионов. Как бы там ни было, денежек было потрачено очень много. Косински отснял около 5000 часов материала. На монтаж ушло около двух лет, в том числе использовалось и время, когда происходила забастовка актеров. Фильм длится 155 минут, но при этом некоторые сюжетные линии пришлось полностью вырезать. Например, в фильм не вошли сцены с Симоной Эшли (Кейт из "Бриджертонов"). Не раскрываются подробности кого в фильме играла актриса, но у меня есть подозрения, что скорее всего девушку Пирса. В общем, бедная Эшли провела весь рекламный тур и давала интервью для фильма за неделю до его выхода в кинотеатрах, чтобы в последнюю минуту узнать, что все ее сцены были удалены из финального монтажа. После раннего кассового успеха фильма Variety сообщил, что обсуждается сиквел, а Financial Times сообщила о возможности франшизы. Сам Косински сказал, что ему еще есть, что рассказать команде Apex и о том, куда Сонни Хейс пойдет дальше, но будет ли продолжение решать не ему.
Если говорить о сюжете, то многое было заимствовано из реальной жизни. Например, авария, в которую попал Хейс, основана на аварии гонщика Формулы-1 Мартина Доннелли на Гран-при Испании 1990 года. Во время тренировки его машина на скорости 250 км/ч врезалась в стену и разорвалась пополам. Доннелли получил травму правой ноги, которая положила конец его карьере. В финальных титрах фильма гонщику объявляется благодарность. В ленте была одна авария, в результате которой болид загорелся, а гонщик получил сильные ожоги рук. Подобный эпизод, например, произошел на Гран-при Сахира 2020 года в Бахрейне. В реальных командах также были напряженные отношения между гонщиками. Пилоты McLaren Хэмилтон и Алонсо упорно соперничали друг с другом на трассе в Венгрии в 2007 году, несмотря на просьбы команды к молодому Льюису пропустить более именитого товарища вперед. А вот Нельсон Пике-младший был более покладист в этом вопросе - он специально разбил свой болид, чтобы дать преимущество своему напарнику Фернандо Алонсо. Похожий момент также можно будет увидеть в фильме.
Я вообще не разбираюсь в Формуле-1, из всех гонщиков в лицо знаю только Михаэля Шумахера. Но поклонники гонок в фильме не только обнаружат много знакомых лиц, но и найдут к чему придраться. Вообще, когда спрашивали реальных пилотов, что они думают о ленте, те вежливо отвечали, что кино отличное, а некоторые добавляли, что в нем есть расхождения с реальностью. Например, Сонни Хейс много хитрил на трассе, чтобы продвинуть Пирса как можно выше по турнирной таблице. Если бы FIA узнала, что Хейс намерено врезался в другие болиды или специально разбил свой, руководители Apex были бы пожизненно дисквалифицированы. Да и вообще, за столкновения с другими машинами, Хейсу положены штрафные баллы, которые в фильме он так и не получил.
Я не очень жалую фильмы с большим хронометражем, но "Формулу-1" посмотрела на одном дыхании. Это насквозь шаблонное кино, но в этом случае шаблонность не делает фильм плохим. Все же на первом месте в "Формуле-1" зрелищность, а ее в фильме предостаточно. Брэд Питт хорош, хотя в самом начале фильма его герой раздражал своей заносчивостью и пафосом. Я не поклонница Хавьера Бардема, но в "Формуле -1" он мне очень понравился. И не пойму, он похудел что ли - выглядит отлично. Я и раньше смотрела фильмы о гонках, но со временем их сюжет практически полностью выветрился из памяти. Посмотрим, что будет с "Формулой-1", но наблюдать за всеми этими хитростями при борьбе на трассе, было очень увлекательно, теперь я даже немного знаю правила гонок. В общем, от просмотра остались только самые приятные впечатления. Мой рекомендансьëн!