Найти в Дзене

Как железный стол стал музейным раритетом: история уникальной лаковой росписи в Нижнем Тагиле

В коллекции Нижнетагильского музея-заповедника хранится уникальный экспонат – железный прямоугольный стол с лаковой росписью первой половины XIX века. Этот стол представляет собой единственный образец в музейной коллекции, сохранившийся до наших дней. Его уникальность заключается в ручной ковке, сложной технике изготовления и изысканной трафаретной росписи с золотым орнаментом. Конструкция стола отличается необычной формой – просечным бортиком и двухсторонним подстольем.

Металлический столик из фондов Нижнетагильского музея-заповедника
Металлический столик из фондов Нижнетагильского музея-заповедника

История поступления

Столик поступил в музей 8 июня 1970 года из старых фондов. К сожалению, роспись на столешнице почти не сохранилась. Но на подстолье и ножках ещё можно разглядеть следы былой красоты – цветочные гирлянды, украшенные сверху шнуром с бантом. Эти элементы выполнены трафаретной росписью с позолотой. На одной из сторон основания (царги) стола виден квадратный след краски, нанесённый поверх цветов, – возможно, это след от клейма мастера или мастерской. На другой стороне царги прикреплена небольшая металлическая квадратная пластинка, на которой в центре и по краям просматриваются неровности – скорее всего, это следы рельефного изображения, букв или орнамента. Вероятно, здесь также могло быть клеймо мастера.

Происхождение и датировка

Предположительно, стол был создан в 1830-х годах в Нижнетагильской лакировальной мастерской выпускниками местной школы живописи (1806–1820 гг.). В то время уральские мастера славились искусством росписи по металлу.

Особенности и назначение

Стол имеет значительные размеры: длина его столешницы составляет 106 см, ширина – 69,5 см, а высота ножек – 76,5 см. Как и другие артефакты, этот металлический стол с росписью прекрасно отражает временной срез своей эпохи. Жанровая живопись столешницы, манера художественного исполнения, способ изготовления – ручная ковка, просечка, клёпка – наглядно демонстрируют определённое стилевое направление в искусстве, моду и вкусы заводских служащих, представителей горнозаводской цивилизации на Урале.

Расписанный вручную, кованый из листового железа, он мог украшать гостиную богатого заводчика или чиновника. В период после Октябрьской революции стол мог использоваться в качестве письменного. Но первоначально его назначение – быть элементом декоративно-прикладного искусства в интерьере, украшать его, радовать глаз и удовлетворять эстетическим запросам.

Сохранившиеся аналоги

Сегодня известно лишь о двух железных столах с росписью, аналогичной тагильским подносам. Один хранится в фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» в коллекции «Металл», другой – в Свердловском областном краеведческом музее.

Второй экземпляр интересен своей историей: из Нижнего Тагила в Екатеринбург стол был перевезён 9 декабря 1914 года. Он поступил в музей благодаря членам Уральского общества любителей естествознания. Ранее столик принадлежал обер-бергауптману 5-го класса и кавалеру Григорию Васильевичу Пиленко. В инвентарной книге Свердловского областного краеведческого музея в 1935 году он значится как изделие Тагильского завода, а в книге 1978 года указан как «предмет из старых поступлений». Автор работы неизвестен.

На столешнице изображён эпизод из романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Роспись столешницы – работа тагильских мастеров XIX века. В 2010 году была начата реставрация этого металлического стола с лаковой живописью, которая может послужить образцом для восстановления стола из фондов Нижнетагильского музея-заповедника.

Столик из Свердловского областного музея до реставрации
Столик из Свердловского областного музея до реставрации

Столик из Свердловского областного музея после реставрации
Столик из Свердловского областного музея после реставрации
Книга поступлений. г. Екатеринбург
Книга поступлений. г. Екатеринбург

Истоки промысла: лаковая роспись по металлу

Искусство лаковой росписи по металлу зародилось на Урале в первой половине XVIII века благодаря производству листового железа и мастерству местных художников, многие из которых были старообрядцами. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла.

Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод был одним из ведущих в Российской империи. Вместе с Невьянским железоделательным заводом он стал центром особого вида живописи – росписи различных металлических изделий. Сейчас тагильский поднос, известный далеко за пределами России, – один из символов города.

Технология производства

Процесс производства уральских расписных изделий в общих чертах известен: «мастер выковывал форму, затем поднос шлифовали, шпаклевали, покрывали тёмной краской – грунтом, олифой и ставили в печь для закалки. Закалённый поднос покрывали чёрным лаком, ещё раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись. Расписанный поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи». В Нижнем Тагиле в конце XVIII века производили четырнадцать сортов листового и кровельного железа. Для расписных изделий использовалось и кованое железо. Для предотвращения коррозии подносы покрывались олифой и обжигались в печи. Благодаря такому воронению изделия приобретали красивый и прочный защитный слой. Суриковый грунт считается особенностью тагильского промысла. Такой грунт хорошо защищает железо от коррозии и быстро сохнет.

Расцвет промысла в XVIII–XIX веках

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков. Знаменитый путешественник, немецкий учёный-энциклопедист, академик Петр Симон Паллас, посетивший Нижний Тагил в 1770 году, писал: «Художество, в коем с немалою пользою здешние упражняются жители, есть лакирование: наводят лак на медные и железные чайники, на деревянные чашки, стаканы, подносные доски и прочее».

К 1790 году в Нижнем Тагиле насчитывалось двенадцать «лакировочных фабрик», которые выпускали разнообразную домашнюю утварь из железа с лаковой росписью. Активное развитие небольших частных «лакирных» мастерских было инициировано политикой владельцев завода, заинтересованных в максимально широком сбыте производимого металла и в первую очередь бракованного листового железа. Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные предметы с лаковой росписью.

Мастера и их вклад

Особую славу снискали крепостные мастера Худояровы – Андрей (1722–1804) и его сыновья Федор (1740–1828) и Вавила (?–1794). Художники занимали особое положение в иерархии тагильских живописцев в последней четверти XVIII – первой половине XIX века. Им приписывается изобретение знаменитого «хрустального» лака, отличающегося особой прозрачностью и необыкновенной прочностью. Лак использовали не только для украшения: он предохранял металл и рисунок от возможных повреждений. Работы Худояровых украшали интерьеры демидовских особняков в Москве и Петербурге.

На стенных деревянных панелях одного из помещений московского слободского дома они с профессиональным мастерством и «живостью» изобразили птиц и бабочек. Эти выполненные в «китайском вкусе» лаковые росписи очень понравились хозяину дома, который наградил братьев ценным подарком (кушаки, шапки и сукно на кафтаны), а их отца – мастера «лакирных дел» и владельца мастерской по изготовлению расписных железных предметов – освободил от обязательных заводских работ.

Школа живописи и новые техники

В первой половине XIX столетия промысел по росписи металлических изделий бурно развивался, что исследователи связывают с деятельностью школы живописи (1806–1820 годы), учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. Там учеников обучали академическим основам. Это подняло уровень промысла: появились подносы-картины с копиями гравюр, обрамлёнными золотым орнаментом.

Мастера, стремясь не отстать от заграничной моды и желая придать стильность и изысканность бытовому изделию из металла, покрывали живописью поверхность и детали стола. В данном случае – это подстолье и просечной бортик. Эти факты свидетельствуют о прочном укоренении новой для российской культуры в XVIII – начале XIX веков европейской эстетики, диктовавшей при украшении интерьерных предметов использование не применявшихся ранее принципов декорирования.

В тот же период в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий – подносов, сундуков, шкатулок – Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов.

Когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин, и примерно с середины XIX века роспись подносов стала исключительно женской прерогативой.

Кризис и наследие

К концу XIX века кустарное производство переживало кризис, который не обошёл стороной и тагильский подносный промысел, требуя адаптации к ускоряющемуся темпу жизни. Конкуренция требовала удешевления, и ручную ковку заменили прессом. Однако изделия тагильских мастеров хранятся в ведущих музеях – в Русском музее и Государственном Эрмитаже, ГИМе, Музее народного искусства (Москва), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), а также в музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Перми, Тобольска, Ялуторовска и Невьянска.

Подстолье металлического стола Нижнетагильского музея-заповедника
Подстолье металлического стола Нижнетагильского музея-заповедника

Железный столик из Нижнетагильского музея-заповедника – не просто утилитарный предмет, а свидетельство высокой культуры уральских мастеров. Сегодня этот экспонат нуждается в срочной реставрации. Будем надеяться, что вскоре этот уникальный предмет промысла будет воссоздан.

Татьяна Владимировна Смирнова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»