Найти в Дзене
олег половцев

Русификация в Украины при Совесткой власти (продолжение)

Установление УССР и украинизация Самый распространённый родной язык в районах Украинской ССР по данным переписи 1926 года Языковой состав населения Украины согласно Всеукраинской переписи населения 2001 года В первые годы советской власти на русском языке велось делопроизводство партийных и государственных учреждений; на нём же печаталось большинство официальных печатных органов, декретов и воззваний. Книжная продукция 1919—1923 была преимущественно русскоязычной. Начатая на основании постановления XII Съезда РКП(б) 1923 декретом Совета Народных Комиссаров УССР от 27 июля 1923 украинизация школьных и культурно-образовательных учреждений, распространённая постановлением ВУЦВК и СНК УССР от 1 августа 1923 на государственный аппарат, велась со значительными трудностями, при сопротивлении со стороны русских или обрусевших элементов. В Донбассе украинизация шла медленно из-за отсутствия поддержки большинства населения. По данным переписи населения, проведённой в 1926 году, украинцы составл

Установление УССР и украинизация

Самый распространённый родной язык в районах Украинской ССР по данным переписи 1926 года

Языковой состав населения Украины согласно Всеукраинской переписи населения 2001 года

В первые годы советской власти на русском языке велось делопроизводство партийных и государственных учреждений; на нём же печаталось большинство официальных печатных органов, декретов и воззваний. Книжная продукция 1919—1923 была преимущественно русскоязычной. Начатая на основании постановления XII Съезда РКП(б) 1923 декретом Совета Народных Комиссаров УССР от 27 июля 1923 украинизация школьных и культурно-образовательных учреждений, распространённая постановлением ВУЦВК и СНК УССР от 1 августа 1923 на государственный аппарат, велась со значительными трудностями, при сопротивлении со стороны русских или обрусевших элементов. В Донбассе украинизация шла медленно из-за отсутствия поддержки большинства населения.

По данным переписи населения, проведённой в 1926 году, украинцы составляли 80,1 % населения (87,5 % сельского и 47,3 % городского населения), русские — 9,2 % (5,6 % сельского и 25,1 % городского населения), евреи — 5,4 % (1,5 % сельского и 22,7 % городского населения). Украинский язык родным назвали 76,4 % жителей Украинской ССР в её тогдашних границах, в том числе 85,6 % сельского и 36,0 % городского населения. Русский язык родным назвали 15,3 % (8,6 % сельского и 44,6 % городского населения). В сельской местности проживали 81,5 % населения, в городской — 18,5 %.

Переход к русификации при Сталине

Сталин изначально считал право на самоопределение «правом устроить свою жизнь на началах автономии», правом на федерацию и правом на отделение, что критиковал Ленин, настаивая, что «неправильно было бы под правом на самоопределение понимать что-либо иное, кроме права на отдельное государственное существование». Исходя из этого, Сталин изначально предлагал включить все республики в состав РСФСР, пусть и с автономией, видя главное в сохранении централизованного контроля РКП(б) над компартиями будущих союзных республик, а в 1918 году потребовал от УНРС бросить «играть в правительство и республику». Троцкий и другие деятели Левой оппозиции, такие, как, например, Х. Раковский в 1922 году, критиковали сталинскую политику как «бюрократический централизм»; на стороне оппозиционеров был и сам Ленин.

До 1932 года

С приходом к власти Сталина в партийных кругах усилилось активное сопротивление украинизации в сочетании с тенденцией пересмотреть постановление XII съезда РКП(б) и признать его неактуальным.

В начале 1930-х годов главным мотивом свёртывания украинизации стала форсированная индустриализация и централизация управления хозяйством, требовавшие культурной стандартизации в масштабах всего государства. В РСФСР была свёрнута украинизация украинских районов; проводилась политика по сближению украинской культуры с русской «общесоветской». Русификации подвергся и язык: например, в 1930-е проводилось сближение украинского правописания с русским.

Директивы 1932 года

В 1932—1933 годах на всей территории РСФСР украинизация была свёрнута на основании совместной директивы ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 декабря 1932 года. Исполнение директивы на местах провели быстро и за несколько недель перешли от украинизации к русификации. Уже 28 декабря 1932 года бюро обкома ВКП(б) Центрально-Чернозёмной области во исполнение совместной директивы ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 декабря 1932 года принял следующие решения:

С 1 января 1933 года прекратить преподавание украинского языка во всех школах I и II ступеней (кроме седьмых групп выпуска текущего учебного года);

С 1 января 1933 года отменить все курсы по подготовке учителей украинского языка;

Заменить во всех учебных планах преподавание украинского языка и литературы на преподавание русского языка и литературы;

С 15 января 1933 года прекратить преподавание украинского языка в педагогических техникумах (кроме третьих курсов);

Ликвидировать Борисовский и Волоконовский украинские педагогические техникумы;

Прекратить преподавание украинского языка в Белгородском педагогическом институте;

Упразднить курсы по обучению украинскому языку для технического состава сельсоветов.

26 декабря 1932 года вышло распоряжение № 59 по Центрально-Чернозёмной области, которое ликвидировало украинизацию в судопроизводстве. Этот документ предписывал:

Перевести все делопроизводство в судах и прокуратуре на русский язык;

Немедленно прекратить переписку на украинском языке;

Прекратить выплачивать работникам-украинцам любые надбавки за работу на украинском языке;

Ликвидировать украинскую кассационную группу областного суда.

1932—1945 года

После выхода директив более активными стали кампании по изобличению «украинского национализма», из-за чего, например, подверглись травле один из главных инициаторов украинизации, нарком образования УССР в 1927—1933 Н. Скрыпник и писатель М. Хвылевой, покончившие жизнь самоубийством в 1933 году; сыгравший важную роль в украинизации нарком просвещения А. Шумский был арестован в 1933 году и сослан после двух лет заключения в Соловецком лагере по обвинению в принадлежности к «Украинской военной организации».

Одновременно шла ликвидация национальных районов и национальных сельсоветов. 17 декабря 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Постановление «О ликвидации национальных районов и сельсоветов», в котором было сказано, что «многие из этих районов были созданы врагами народа с вредительскими целями» и предписывалось «ЦК КП(б) Украины…, на территории которых находятся национальные районы и сельсоветы, к 1 января 1938 г. представить в ЦК ВКП(б) предложения о ликвидации этих районов путём реорганизации в обычные районы и сельсоветы».

Также были частично восстановлены позиции русскоязычной прессы. 17 декабря 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) постановило обязать ЦК КП(б)У «организовать с 19 декабря всеукраинскую большую ежедневную газету на русском языке как орган ЦК КП(б)У и ВУЦИК. Выпускать газету одинаковым тиражом с газетой „Коммунист“», а также «в месячный срок организовать руководящие газеты на русском языке. В первую очередь должны быть созданы русские газеты в Харькове, Днепропетровске, Одессе и Николаеве».

В 1938 году было введено обязательное изучения русского языка в средней школе как одного из предметов. Скудость средств, вложенных в программу изучения русского языка, привела после принятия этого закона к крайне низкому уровню знания русского языка в нерусских республиках.

28 марта 1938 года «Правда» подвергла критике Наркомпрос Украинской ССР. Буржуазные националисты, отмечалось в статье, «пустили в обращение вредительскую „теорийку“ о трудностях двуязычия»: «„Теория“ эта заключалась в том, что украинским детям, изучающим свой родной язык, трудно, мол, одновременно обучаться и русскому языку. Сознательно пренебрегая опытом старой русской школы, в которой преподавание двух языков начиналось в первом или во втором классе, они усиленно внедряли эту „теорийку“ и в головы педагогов. Нерадивые учителя получили „веский“ аргумент для оправдания неуспеваемости учащихся». В качестве примера упоминался низкий уровень подготовки учителей русского языка: «В январе текущего года во время контрольной сессии учителей-заочников третьего Киевского педагогического техникума только один из ста учителей написал диктант по русскому языку на „посредственно“, остальные — на „плохо“».

В то же время проходила и стандартизация языка в рамках границ национальных республик. Сталин не стал отменять «автономию» и утверждал, что «массы народа могут преуспевать в деле <…> развития только на родном, на национальном языке», и занятия на родном языке считались обязательными, хотя на практике это зачастую нарушалось.

После индустриального рывка и массового голода Сталин не вернулся к культурной дерусификации, однако поддерживал большее выдвижение этнических украинцев в органы УССР и доминирование украинского языка в начальном и среднем образовании и его перевеса в печати, что видно при сравнении с ростом русификации после осуждения сталинизма в КПСС. Так, согласно статистике Госплана, на начало 1938/1939 года в УССР только 9,8 % из опрошенных школ вели занятия на русском языке; что касается печати, то из тиражей книг УССР 66,1 % было на украинском в 1928 году, 79,7 % — в 1933 и 83,7 % — в 1938; в 1928 году 58,2 % разового тиража газет были на украинском, в 1933 — 83,7 % тиража, в 1938 — 65,6 %; в 1933 году 94,2 % тиража журналов УССР было на украинском языке, в 1938 году — 86,7 %

  1. Іван Огієнко. Історія української літературної мови «…скажемо, за рік 1927 в СССР видано 36680 назв книжок, а в Україні — 2921, цебто 7 %, тоді як українців в СССР 20 %.»
  2. Орест Субтельний. Історія України. Київ. Либідь 1991 р. с. 337—340 (Част. 5. Україна у XX ст. Українізація) та с. 340—342 (Част. 5. Україна у XX ст. Національный комунізм)
  3. Рус-Руст // Енциклопедія українознавства. У 10-х т. / Гол. ред. Володимир Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989.
  4. Шубин А. В. Украина в XX веке (до 1945 г.) // История Украины
  5. Р. Медведев. О Сталине и сталинизме. М., Прогресс, 1990 г., стр. 36
  6. Дроздов К. С. Политика украинизации в Центральном Черноземье, 1923 −1933 гг. — М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — С. 433—434.
  7. Дроздов К. С. Политика украинизации в Центральном Черноземье, 1923 −1933 гг. — М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — С. 434.
  8. Борисенок, 2015, с. 743—744.
  9. Государство наций: Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина / под ред. Р. Г. Суни, Т. Мартина; [пер. с англ. В. И. Матузовой]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН)
  10. Борисенок, 2015, с. 746—747.