То, что не Микоян, это точно. Но, околополитическую жизнь прожил такую же долгую, умело лавируя в мутной среде. Перефразируя известную шутку про Микояна и Ильичей скажу так, от Владимира до Болеслава без чумы и без отравы. Ну, а теперь перейдём к "житию" персонажа, как водится, не без догадок и предположений.
Есть в истории крещения князя Владимира в Крыму пара личностей, во многом копирующая действия друг друга. Правда, пишут о них разные источники. Повесть временных лет и житие Владимира особого состава. В Повести Временных Лет героя зовут Анастасом, вполне себе христианское имя. В житии, Жберном, варианты, Ждьберн, Ижьберн. Чтобы не мучиться в поисках происхождения имени, житие сразу даёт ответ. Жберн - "вариженин", варяг, если на современный. Что наталкивает на имена по типу Сигбьёрн или Снебьёрн. Различные медведи, одним словом. Есть у меня ещё вариантик, но, о нём ниже.
Итак. По прошествии нескольких месяцев осады Херсонеса, наши герои, не сговариваясь, привязывают записочки к стрелам, и отправляют их прямиком к осаждающим.
Анастас советует перекопать водопровод. Жберн мудрёно пишет о перенимании некоего земляного пути по которому корабли(!) подвозят питие и корм. В принципе, разница между советами не велика, главное, они помогли Владимиру Святославичу добраться до дочери местного топарха, к которой он сватался перед осадой. После взятия города наши герои оказываются в лагере победителей. Оба получают заслуженную порцию варенья с печеньками. Жберну даже та самая дочь топарха перепадает. Далее Анастас продолжает карьеру, а Жберн, после подработки княжеским сватом, куда-то девается. А вот теперь домыслы и догадки.
Жил себе поживал на белом свете некий Жберн, тьфу, пусть будет Сигбьёрн. Авантюрных, да пассионарных ноток в характере было у него с избытком. Впрочем, тогда у многих этого добра хватало. И вот, оказался он в Херсонесе. Мужчина был подкован в счёте и письме, потому как, торговал, и, видимо, не без успеха. Все так и делали, была возможность отнять силой, отнимали. Нет, ну, будем торговать. Для пущего успеха в своих делах принял он крещение, а что ж не принять? Опять же, многие так делают.
В крещении принял он христианское имя Анастас. Возможно и пожил до приезда Владимира Святославича в Херсоне пару тройку лет. Дела на мази, нужен хозяйский глаз. Наступает день приезда князя с бригадой дружиной. Естественно, Сигбьёрн-Анастас стремится всеми силами свои товары, да нажитое сохранить. Даже наблюдая со стены варяжскую дружину князя, он не сильно торопится броситься к ним в объятья. Но, проходит некоторое время, князь давить на город не прекращает, горожане тоже не сильно спешат сдаться. А время - деньги! Да ещё, вдруг князь каким-то образом город возьмёт, никто тогда не будет разбираться, свой Сигбьёрн, или чужой. Всё отнимут, ещё и убьют. Лучше уж заранее выбрать сторону. И Сигбьёрн-Анастас кидает посредством стрелы, ему привычно, записку именно к варягам. Увидел знакомых по Киеву и стрельнул. Так и так мол, Великий княже Владимере! это ж я - Сигбьёрн, раб твой варяженин, велику сягу* имею к тебе.
*- сяга - верность.
Эти женоподобные нидинги жрут и пьют в три горла то, что подвозят им корабли к старому молу, который скрыт под водой. Стой ты хоть три года тут, крепость таким макаром не взять. Владимир Святославич со своим штабом принимает данные к сведению и, через три месяца входит в город. Естественно, нужен человек, знающий местные движняки. А кто как не Сигбьёрн в курсе?
Кстати, а не связан ли ли Жберн с немецким Schieber (толкач, спекулянт)? Шибер - это изначально задвижка.
Вот и ставит его князь, на время, местным управляющим. Потом Владимиру приходит время креститься, и летописец напрочь про Жберна забывает, зато на историческую сцену выскакивает Анастас.
И вот уже горожанин Анастас пуляет стрелу к незнакомым варягам с просьбой перекопать водопровод, а то воды в городе до... На кой ляд горожанину сдавать город нехристю, летописец не говорит. Просто решил перейти на сторону князя, полгода не решался, а тут на тебе, решил.
Покрестившись, Владимир Святославич забирает с собой в Киев Херсонских попов, народишко крестить, и Анастаса, как хорошо проявившего себя менеджера. Заведовать церковными деньгами, которые переводит на духовные нужды князь. Первая каменная церковь в Киеве так и называлась, десятипроцентнная. Через пару лет Анастас едет в командировку в Новгород и Ростов, крестить местных жителей. Список командировочных по Никоновской летописи таков. Сам митрополит Михаил "с епископы" (6шт) непосредственно для произведения таинств. Дядя Владимира Святославича, Добрыня, для охраны экспедиции и принуждения креститься не желающих. И наш герой, скорее всего, в качестве казначея мероприятия и просто ловкого человека.
После выполнения программы, Анастас оседает в Киеве, где продолжает занимать денежную должность. В летописи он "десятинный", то есть, отвечает за те десять процентов, что идут на содержание церкви в широком смысле этого слова. Должность, я так понимаю, не малая. Иначе бы его не упоминали вместе с князьями и генералитетом.
В 1018 году Анастас меняет место дислокации. Его замечает занявший Киев польский князь Болеслав. Летопись пишет, лестью и обманом наш герой был приставлен к (вывозимому?) "имению". Но, что-то мне кажется не столько лестью, сколько профессиональными данными. Человек почти три десятка лет считает немалые суммы, начиная с княжения Владимира, продолжая при его сыне Ярославе Мудром. Не считая ещё одного сына, Святополка. И, заметьте, никто его за растраты и приписки не попёр. Наоборот, заезжий директор берёт его в свою фирму на ту же должность. Так Анастас укатил в Польшу.
Всё, больше упоминаний о нём нет.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
можно в телеграмм
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С