В Александровском парке города Пушкин, что в Ленинградской области, находится уникальный для нашей страны некрополь, поскольку здесь хоронили лошадей. Да не простых, а "собственного императорского седла", служивших российским императорам — от Николая I до Николая II.
История эта началась практически случайно. Я как-то рассказывала, что Петр I в своё время изменил процедуру похорон первых лиц государства, в первую очередь членов императорской семьи, сделав её пышной, многолюдной и торжественной. В числе прочего он ввёл традицию участия в процессии и любимой лошади покойного. А вернее вернул, ведь в древности конь часто сопровождал почившего седока в последний путь, а то и захоранивался в его могиле, если средства семьи позволяли.
К слову, самая любимая лошадь самого Петра I по имени Лизетта (ходят слухи, что это всё-таки был конь, а у странного имени есть несколько версий, вплоть до памяти об очередной фаворитке) до его смерти не дожила. Император приобрёл Лизетту под Ригой, у местных купцов, отдав своего коня и 100 голландских червонцев. И первое десятилетие XVIII в. лошадь верой и правдой служила императору, вдобавок как минимум один раз спасла ему жизнь, в той самой знаменитой Полтавской битве 1709г. Да, кстати, порой императора на поле этого сражения изображают например на белой лошади, или другого цвета, — так вот, ерунда всё это, Лизетта была (был) бурого окраса.
После смерти Лизетты Петр I повелел сделать из неё чучело для Кунсткамеры. Кажется, сейчас конь выставлен в Зоологическом музее. Правда, в 1827 году чучело так "отреставрировали", что там теперь пародия на коня...
Я немного отклонилась в сторону, вернёмся к лошадиному некрополю. После Петра I долгие годы страной правили в основном императрицы, и потому о любимых конях вспомнили только после кончины Александра I. Поскольку тот успел ими обзавестись.
В торжественных проводах Александра I приняли участие две его любимых лошади — кобыла Аталанта и мерин Толстой Орловской. А Николай I, взойдя на престол, озадачился вопросом размещения этих и других лошадей почившего предшественника. В итоге молодых лошадей он распределил "в хорошие руки", кого-то оставил себе, а 8 престарелых лошадей повелел отправить на почетный пенсион. Для чего в Царском Селе устроили Пенсионерные конюшни.
К 1826 году места в имеющихся помещениях закончились, и потому был утверждён проект новых Пенсионерных конюшен, в глубине Александровского парка. Здание выстроил архитектор А.А. Менелас, как и многие другие здания парка (Арсенал, Белую башню и т.д.), в 1827-1829гг.
Сюда перевели престарелых лошадей, оставшихся после Александра I, чтобы они спокойно доживали свою старость на почётной пенсии. Члены императорской семьи навещали любимцев, им выделялось неплохое содержание. На втором этаже здания жила обслуга, а на первом находились, соответственно, стойла.
В 1834 году скончалась одна из пенсионерок — кобыла Бьюти, в возрасте 26 лет. Лошадь принадлежала Александре Фёдоровне. Николаю I доложили, и он начертал резолюцию на докладе: "Высочайше повелено упалую лошадь зарыть близ сего дома в лесу и сделать на камне надпись: "Лошадь Ея Императорского Величества Бьюти служила Государю Императору 24 года".
Так было положено начало некрополю императорских лошадей рядом с Пенсионерными конюшнями. Автором первого надгробия стал мастер Степан Анисимов. Оно представляло собой плиту из известняка размерами примерно 140х90 см, уложенную на основание из того же материала. Сверху размещалась мраморная вставка из белого мрамора, на которую наносилась эпитафия. В дальнейшем лошадям продолжили делать аналогичные надгробия.
На надгробиях писали:
— Мерин рыжий Эмир, служил под седлом Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича с 1892 по 1901г. Родился в 1884 году. Пал в 1914 году.
— Мерин серый Доезжачий. Служил Государю Императору Александру Александровичу 12 лет. Пал 27 октября 1884 года.
— Здесь покоится мерин серый Ибрагим бухарской породы, который родился в 1903 году, седла Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича.
На кладбище покоятся такие кони, как Серко и Амалатбек, с которых Клодт создавал скульптуры для Аничкова моста, и Лорд, с которого Трубецкой изваял коня для памятника Александру III Миротворцу. Здесь и кобыла Милая, на которой Николай I в 1925 году гарцевал на Сенатской площади во время разгона восстания декабристов, здесь и Коб, на котором Александр III устраивал смотр войскам, и кобыла Флора, которая носила Николая I под Варной, на русско-турецкой войне. И многие другие. Исторические в общем-то лошади.
В середине 1870х гг. направление эпитафий изменили, чтобы легче было читать надписи с дорожек. А в 1883 году для удешевления стоимости надгробных плит было принято решение отказаться от мраморной вставки. В правление Николая II отказались и от основания под надгробием.
Всего здесь покоятся 122 лошади, последнее захоронение случилось в 1915 году. После революции, видимо, отдыхавших в конюшнях лошадок использовали в хозяйстве. Но в целом поначалу территория особо не пострадала, разве что мраморные накладки потихоньку "уходили" в неизвестных направлениях.
В 1950х гг. в здании конюшен устроили литейные мастерские, а через десяток лет занялись производством пиротехнических материалов. Надгробия повреждались строительными работами, приезжающей техникой. А в 1980х гг. плиты вообще сняли со своих мест "для реставрации", да побросали. К этому времени и плит осталось меньше 90, и ни одной мраморной вкладки тем более не было.
Мою историю остаётся закончить информацией о том, что в настоящий момент кладбище реконструируют. Правда, не все захоронения удалось идентифицировать.
Вход на территорию сейчас закрыт, но вроде как к осени должны закончить. Внутри здания сделают небольшой музей, ну и кладбище императорских лошадей станет эдакой туристической достопримечательностью.
Пофотографировала через забор немного надгробий. Кажется, что они меньше размером, чем оригиналы, от которых не осталось и следа. И не понятно, зачем писать белом по белому. Что с этими надписями будет через лет 5?.. Хотя, может, их потом выделят краской?
Кажется что нужно в следующем году повторить посещение Пенсионерных конюшен и посмотреть, что получилось. Тем более что в текущей поездке из-за жуткой жары я так умаялась, пока нашла эти самые конюшни, что не пошла рыскать дальше. А там дальше в парке, между прочим, кенотаф стоит на месте захоронения самого Распутина. Интересно таки туда дойти.
Вот вроде и вся история.
Спасибо за внимание и заходите в ТГ-канал.