В Новой Третьяковке проходит выставка картин Карла Брюллова. Она продлится до 18 января 2026-го года. На ней представлено 160 картин и порядка 250 акварелей и рисунков.
Из Русского музея привезли недавно художественно отреставрированное самое значительное его творение — «Последний день Помпеи».
Замысел картины возник у художника во время посещения раскопок Помпеи, которые в начале XIX века уже были известны как раскопки погребенного во время извержения Везувия древнего города. Просвещённое человечество было взволновано этим открытием.
История извержения вулкана в 79-ом году нашей эры и гибель жителей ближайших городов ко времени посещения Брюлловым места раскопок уже имела отражение в искусстве: в опере Паччини, в романе Бувер-Литона, в картине английского художника Джона Мартина «Гибель Помпеи и Геркуланума»...
Из Рима в Неаполь Карл Брюллов поехал летом 1827-го года вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. В письме к брату весной 1828 года он писал: «Эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской, приведен в порядок; сочинение следующее: «Последний день Помпеи». Итак, первым заказчиком картины была графиня Разумовская. Сюжет и композицию нашел сам художник, давно желавший создать большое полотно.
Когда же готов был эскиз, то Анатоль Демидов выступил финансовым гарантом, сказав, что по завершении картины он ее купит. Между Демидовым и Карлом Брюлловым был заключен контракт на «Последний день Помпеи», по условиям которого художник должен был закончить картину в конце 1830 года. Но работа была закончена только в середине 1833-го года.
Если на написание самой картины размером 4,5 на 6,5 метров ушло около года, то на подготовку, создание сюжета и композиции, на проработку деталей ушло около пяти лет. Всего от замысла до воплощения картины «Последнего дня Помпеи» ушло около шести лет.
Анатоль Демидов заплатил за готовую картину 40 тысяч франков. Осенью 1833-го года «Последний день Помпеи» был выставлен в миланской Академии изящных искусств Брера. Успех картины в Италии был исключительный. Брюллов был принят в члены Миланской, Флорентийской и Болонской академий художеств.
Демидов выставил картину в Лувре — и там картину ждал успех. Затем полотно было отправлено в Россию, где «Последний день Помпеи» был Демидовым преподнесён в дар императору Николаю I. С августа 1834-го года картина была выставлена в Эрмитаже.
Именно тогда картину увидал Николай Васильевич Гоголь. В «Арабесках» есть описание этого события.
«Его [Брюллова] кисть остается навеки в памяти. Я прежде видел одну только его картину — семейство Витгенштейна. Она с первого раза, вдруг, врезалась в мое воображение и осталась в нем вечно в своем ярком блеске.
Когда я шел смотреть картину «Разрушение Помпеи», у меня прежняя вовсе вышла из головы. Я приближался вместе с толпою к той комнате, где она стояла, и на минуту, как всегда бывает в подобных случаях, я позабыл вовсе о том, что иду смотреть картину Брюлова, я даже позабыл о том, есть ли на свете Брюлов. Но когда я взглянул на нее, когда она блеснула передо мною, в мыслях моих, как молния, пролетело слово: «Брюлов!» — я узнал его.
Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую (только чувствуешь и можешь узнать всегда) чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюлова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы.
<...>«Последний день Помпеи»... по необыкновенной обширности и соединению в себе всего (прекрасного), можно сравнить разве с оперою, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии и музыки».
«Дети Витгенштейна» («Портрет детей графа Льва Витгенштейна с няней-итальянкой») тоже представлены на выставке. Во время написания картины Лев Витгенштейн был графом, а в 1834-ом году пожалован титулом светлейшего князя.
Картина была обнаружена в 2012-ом году в частной коллекции князя Константина Гогенлоэ в Шиллингсфюрсте, Германия. После этого была куплена частным московским коллекционером.
Она представляет портрет детей графа Льва Петровича Витгенштейна: Марии Львовны, в замужестве Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (1829 – 1897), и Петра Львовича (1831 – 1887), с няней итальянкой. Мать детей, княжна Стефания Радзивилл, скончалась, когда детям было соответственно три и год. Возможно, что когда Брюллов работал над картиной, её уже не было в живых.
К Гогенлоэ картина попала через Марию Львовну, в замужестве Гогенлоэ-Шиллингсфюрст, к которой она перешла после смерти её брата, Петра Львовича Витгенштейна, скончавшегося бездетным.
Выставка Брюллова замечательная, и её содержание дополняется организацией и оформлением. Хорошее, правильное освещение, позволяющее увидеть произведения художника без напряжённого поиска лучшей точки зрения. Чёрный фон не утомляет, а напротив, позволяет разгрузить взгляд. Этикетки, выполненные крупным шрифтом, расположены почти у пола под картинами и хорошо видны всем без необходимости наклоняться для их прочтения к картине, заслоняя её для окружающих. Хорошая организация материала с разделением экспонатов по этапам жизни художника...
Брюллов гениальный художник. Правда, на мой взгляд, он «итальянизировал» женские лица, лишая их индивидуальных черт, но мужские портреты у него демонстрируют индивидуальный характер каждого.
Думаю, с наступлением осени на выставке будет тесно, особенно по выходным.